Конспект урока по обучению грамоте по теме:Упражнения в чтении и письме. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. Написание слогов и слов с заглавными буквами Л,М (1 класс).

Комбинированный урок по обучению грамоте.
Урок 40 (2 ч.).
Тема: Упражнения в чтении и письме. Чтение и наблюдение над смыслом слов в предложении. Написание слогов и слов с заглавными буквами Л, М.

Тип урока: повторение изученного.

Цель: создать условия для осознания смысла слов в предложении, осмысления написания слов с заглавными буквами.
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение понимать роль заглавных букв в русском языке;
– формировать умение овладевать начертаниями письменных букв, слов;
Развивающие:
– развивать умение писать предложения;
– развивать умение анализировать текст,
Воспитательные:
- осознанно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач,
- воспитывать любовь к родному краю, малой родине.

Оборудование: индивидуальные карточки со схемами-«человечками» в чёрной шапочке и в звоночке, кружки со слогами лит у ка па ка рил, картинки Петрушки(куклы) и петрушки(овоща), слова – карточки (Россия, Ртищево), ИКТ.

Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД



·. Мотивация деятельности.



II. Актуализация знаний.Фиксация затруднений в деятельности.

Орг. момент.
- Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

1. Выразительное чтение стихотворения Юнны Мориц «Дом гнома, гном – дома!» детьми, которые выучили его наизусть или приготовили выразительное чтение.
–Откройте 68 страницу «Букваря». Рассмотрите разворот и скажите, что мы сегодня будем делать на уроке. П6
Составление плана урока.
План. Р3 Л2
Чтение слогов и слов.
Составление схем предложений.
Чтение предложений и текстов.
Знакомство с написанием заглавных букв М и Л. (Добавляет учитель.)

2. Работа в «Букваре». П3 П6
– С чего начнём нашу работу? (С чтения слогов.)
– Просмотрите все слоги. Что заметили?
– Прочитайте слоги 1-го столбика. Есть ли что-то общее?
– Что можете рассказать про звук [л]?
– Какого цвета точку поставите?
– Прочитайте слоги 1-й строчки. Есть ли что-то общее?
– Что можете сказать про согласные звуки в этих слогах? Они во всех слогах разные или это один и тот же звук?
Аналогично читают столбики и строчки.
– Замените букву Л в слогах на букву М, прочитайте.
– В каких слогах мягкий звук [л’]? Почему? Как вы определили? (Буква И обозначает мягкость предшествующего согласного.)
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы;
3) формируем умение выявлять сущность, особенности объектов;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение ориентироваться на развороте учебника;
7) формируем умение находить ответы на вопросы в иллюстрации.


·
·I. Постановка учебной задачи. Открытие нового знания.
Работа в прописи. Р2 П5
1)Сегодня мы будем учиться писать заглавные буквы Л, М.
– Что можете сказать про буквы 1-й и 2-й строчки на с. 12?
– Какие это буквы?
– Похожи ли они на строчные?
– В чём отличие?
– Давайте напишем буквы под счёт. (Л: и-раз-и. М: и-раз-и-два-и.)
2) Написание строчных букв.
3) Написание слогов с буквами Л, М.
– Прочитайте слоги со строчными буквами М, Л.
– Подберите слова, в которых встречаются данные слоги.
– Обведите слоги, которые встретились в ваших словах.
– Какие соединения потребовались вам для письма?
4) Физкультминутка для глаз с использованием ИКТ.
2. Работа в тетради для печатания.
– Откройте тетради для печатания на с. 19. Постарайтесь сами написать заглавные буквы Л и М.
– Отличаются ли они от строчных?
– Приведите примеры слов, которые можно записать с большой буквы.
– Отгадайте загадку:
Я любой девчонке Прикрою волосёнки, Прикрою и мальчишке Стрижки-коротышки. От солнца я защита – Для того и сшита. (Панама.)









Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.



·V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.




































V.Самостоятельная работа с проверкой по эталону.












VI.Включение нового знания в систему знаний и повторение.














































1. Работа в «Букваре П5 П6
– Откройте «Буквари», найдите это слово.
– Прочитайте слово, которое написано под ним.
– Чем похожи эти слова?
– Чем отличаются? (Отличие в размерах.)
– Прочитайте все слова в столбиках про себя.

Чтение вслух по заданиям.
– Прочитайте слово, обозначающее «говорить ярко, с большим чувством». (Пылко.)
– Прочитайте слово, в котором есть мягкий согласный звук. (Пилка.)
– Какие согласные звуки есть в каждом из прочитанных слов?
– Почему одно и то же слово роман написано с маленькой и с большой буквы? (Роман – это мужское имя, пишется с большой буквы; роман – это большое по объёму литературное произведение, слово пишется с маленькой буквы.)
– Как Романа называют друзья?
– Поставьте ударение во всех этих словах.
– Что заметили?
– Подчеркните ударный слог.
– Сколько слогов в каждом слове? Как узнали?
– Прочитайте слово, обозначающее название рыбы.
– Что такое маслина? (Маслина растёт на оливковом дереве, плод с косточкой.)
– Прочитайте слово, которое написано в этом же столбике.
– Чем похожи слова маслина и масло?
– Подчеркните безударные слоги в словах.
2. Работа в прописи.
1) – Откройте в прописи, найдите слова. Прочитайте их про себя.
– Прочитайте вслух первое слово.
– Кто это?
– Обведите его. Обозначьте буквы гласных звуков. Поставьте ударение. Напишите на следующей строчке.
2) Запись под диктовку: лиса, лоси, сила, маки, кума, мука.
3) Самостоятельное написание соединений лм, мл.
Самопроверка.
– Рассмотрите работу, которую мы сейчас выполнили. Проведём Конкурс красоты. Найдите на странице самые красивые букву, слог и слово. Подчеркните их.

– В кружке внизу страницы справа оцените свою работу: «выполнено хорошо» –заштрихуйте зелёным цветом, «выполнено с недочётами» – жёлтым.
– Как вы оценили свою работу? Почему?

1. Работа в «Букваре».
Игра «Слоги рассыпались» в парах. Составление слов (с. 68: калитка, улитка, парилка, парил) с записью на доске.
– Посмотрите, что написано на доске в кружочках? (Слоги.)
– Найдите такие же слоги в «Букваре».
– Какие слова можно составить из данных слогов?
Один ученик выходит к доске, остальные на местах в парах составляют слоги.
Вопросы к ученику, составлявшему слова (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить слова?
– Ты составил их правильно или были недочёты?
– Ты составил всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы учились оценивать свою работу.

1. Работа в тетрадях для печатания. П2
Звуко-буквенный анализ слова калитка.
Сделаем звуко-буквенный анализ слова калитка. П4
– В этом слове три слога, так как три гласных звука, ударный второй слог.
– Послушаем первый звук.
Учитель произносит слово, голосом выделяя первый звук: кккалитка.
Звук [к] – согласный глухой, твёрдый. Ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой К.
– Слушаем второй звук: кааалитка.
Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой А.
– Слушаем третий звук: калллитка.
Звук [л,] – согласный звонкий, мягкий, ставим точку зелёным цветом, на письме обозначается буквой Л.
– Слушаем четвёртый звук: калииитка.
Звук [и] – гласный ударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой И.
– Слушаем пятый звук: калитттка.
Звук [т] – согласный глухой, твёрдый, ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой Т.
– Слушаем шестой звук: калитккка.
Звук [к] – согласный глухой, твёрдый. Ставим точку синим цветом, на письме обозначается буквой К.
– Слушаем седьмой звук: калиткааа.
Звук [а] – гласный безударный. Ставим точку красным цветом, на письме обозначается буквой А.
Вывод: В этом слове семь букв, семь звуков.

Работа в «Букваре». П7 К2
Физминутка. Дыхательная гимнастика.
Чтение предложений с «игрой слов». Беседа о лексическом значении слов (с помощью картинок). Чтение 1-го предложения.
– Посмотрите на предложения внизу страницы. Прочитайте первое предложение.
– Что заметили?
– Почему одно и то же слово написано и с маленькой, и с большой буквы?
– Объясните, что значит: Роман листал роман. (Это значит, он его не читал, а просматривал.)
– Подчеркните буквы Р, р в этих словах.
– Есть ли иллюстрация к этому предложению?
Чтение 2-го предложения, объяснение. (Галка – женское имя, Галина, пишем с большой буквы, галка – название птицы, пишем с маленькой буквы.)
– Подчеркните первые буквы в словах, одинаковых по произношению.
Чтение 3-го предложения.
– Почему необходимо было поставить ударение во всех словах?
– Прочитаем с другим ударением, что получится?
– Есть ли иллюстрация к этому предложению?
– Что делает пугало?
– Кого пугает?
– Почему его прозвали пугалом? (Пугало – палка, воткнутая в землю, к ней прибивается поперечина, на неё надевается старая одежда, к которой привязаны предметы, создающие шум при ветре. Используют в саду, на огороде для отпугивания птиц.)
Аналогично дети сами объясняют значение слов сорок сорок, обращая внимание на ударение.
– Очень интересное предложение, прочитаем его ещё раз.
Чтение 4-го предложения.
Подчёркивание букв. Объяснение значения слов. Чтение последних двух предложений с опорой на картинки.
У странника панама стара.
– Кто такой странник? (Путешественник.)
– Что значит: У странника панама стара? (Это значит, что его головной убор не новый, а старый, он часто в панаме был в различных путешествиях. Это слово пишется с маленькой буквы.)
– Почему в последнем предложении слово Панама написано с большой буквы? (Это название государства.)
– Рассмотрите картинку. Что на ней изображено? (Это указатель для водителей, путешественников, подсказка, в какой стороне находится страна Панама.)
- А как называется страна, в которой мы с вами живём?(Россия).
- А в каком городе мы живём?(Ртищево).
- Это наша малая родина, которая мила каждому сердцу.
- Как будем писать эти географические названия? (с заглавной буквы).
– Сколько всего предложений прочитали? Докажите графически.
– Найдите предлоги и обведите их в треугольник.
– Сколько предлогов использовали для составления предложений?
– Прочитайте слова с предлогами.
– Прочитайте только те слова, которые написаны с заглавной буквы.
– Прочитайте имена.
– Прочитайте название страны.
– Прочитайте предлоги.
– А можно ли все эти предложения назвать текстом? Почему?
Анализ схемы и составление предложения.
– Посмотрите внимательно на схему над картинками. Это схема чего? (Это схема предложения. Начало предложения пиши с большой буквы, в конце ставь точку.) П1
– Сколько в этом предложении слов? (4.)
– Как определили?
– Какое самое маленькое? Почему?
Составление предложения.
1-е слово – книга, так как мы видим на картинке книгу.
2-е слово состоит из трёх слогов, ударный второй слог, начинается на букву У. Наверное, упала.
3-е слово маленькое – это предлог с.
4-е слово – здесь нарисована картинка, на которой изображено много книг. Они стоят на полке. Получилось предложение: Книга упала с полки.
– Что мы сейчас делали?
– Чему учились, выполняя эти задания? П4 Р4

4. Работа в прописи, с. 12.
Анализ предложения и подготовка к списыванию.
- Физминутка под музыку для мышц пальцев кисти рук.
– Посмотрите, какое предложение записано в прописи.
– Сколько слов в этом предложении?
– Прочитайте первое слово, почему оно написано с большой буквы? (Это начало предложение и имя.)
– Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы.
– Прочитайте второе слово. С какой буквы оно написано? Почему?
– Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы.
– Прочитайте третье слово. Это союз.
– Прочитайте четвёртое.
– Сколько в этом слове слогов? Почему? Найдите ударный слог, поставьте ударение. Обозначьте безударные гласные буквы.
Запись предложения с комментированием.

– Постарайтесь написать так, чтобы это задание было выполнено ещё лучше, чем та оценка, которой вы уже оценили работу на этой странице.

5. Чтение текста Надежды Надеждиной «Почему её назвали
петрушкой?» Л1 К4 П7 Р1
(На доске картинки Петрушки(куклы) и петрушки(овоща).
1) Работа с текстом до чтения.
– О чём говорит имя автора?
– Интересно, о чём Надежда Надеждина расскажет на этот раз? Рассматривание иллюстрации.
– Кто изображён на картинке?
– Что в руке?
– Где, когда происходит действие?
– Давайте прочитаем название.
– Что такое петрушка?
– Вкусная? Полезная?
– Интересно, что Надежда Надеждина расскажет про петрушку?
Физминутка «Гномы и лилипуты».
2) Работа с текстом во время чтения.
Чтение текста про себя.
Перечитывание: чтение текста по смысловым частям.
После чтения 1-го абзаца:
– Оказывается, имена, которыми мы называем людей, пришли к нам из Греции.
После 2-го абзаца:
– Зачем давали детям при рождении имя Пётр?
– Какое уменьшительное имя от Петра?
– Кем в старину являлся Петрушка? (Это весёлый, смешной, озорной герой народного кукольного театра.)

После 3-го абзаца:
– Почему же такое имя дано овощу?
– В чём отличие Петрушки от петрушки?
– А что общего?
3) Работа с текстом после чтения.
– Сколько частей (абзацев) в тексте?
– Как об этом догадались?
– Прочитайте первую часть.
– Вторую часть.
– Третью часть.
– Чем удивил прочитанный текст?
– В какой книге можно узнать о значении и происхождении имён?








Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план);
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.















ТООУ


Личностные УУД:
1) формируем умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.



ТООУ


Духовно-нравственное развитие и воспитание:
1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;
2) гражданско-патриотическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;
4) воспитание здорового образа жизни;
5) экологическое воспитание;
6) эстетическое воспитание.




































































































ТООУ
































VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
– Какие буквы научились писать? Р4 П4
– Какие необычные слова встретились сегодня на уроке?
– Все ли пункты плана выполнили?
– Чему научились на уроке?
– Кому сегодня было легко?
– Кому ПОКА было трудновато?
– Кто или что вам помогало справиться?
– Кто доволен сегодня своей работой?
– Кто хотел бы что-то исправить? Что? Что для этого нужно сделать?



ТООУ

V. Домашнее задание (по желанию)

– Расскажите родителям, что узнали о греческих именах в русском языке.













13PAGE 15


13PAGE 14115




Рисунок 6цђ Заголовок 315