Конспект урока по окружающему миру на тему Питание и здоровье (2 класс)


Конспект урока по окружающему миру
УМК «Перспективная начальная школа», 2 класс
2013/2014 уч.годУчитель: Квашина Е.В.
Место проведения: МАОУ СОШ №1 г.НеманаКласс: 2 «А», учитель Хропова Г.В.Тема урока: Питание и здоровье
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
Сформировать представление о режиме питания, значении питания для человека, объяснить, что такое полезная пища и почему она должна быть разнообразной;
Дать понятие о группах веществ: белки, жиры, углеводы, а так же витаминах и их значении в жизни человека;
Развивать мышление, речь, память, пополнять словарный запас; умение анализировать, сравнивать;
Формировать коммуникативные навыки; развивать любознательность, расширять кругозор учащихся;
Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье.
Задачи урока:
Помочь осознать необходимость правильного питания;
Показать необходимость знания алгоритма составления пирамиды питания;
Стремиться самостоятельно осваивать основы правильного питания.
Используемые технологии: проблемного обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.
Используемые методы: учебно-исследовательский, деятельностный.
Используемые формы организации познавательной деятельности: диалог, работа в парах, работа в группах, фронтальная работа.
Оборудование: авторская компьютерная презентация к уроку, учебник «Окружающий мир», 2 класс, тетрадь для самостоятельных работ по окружающему миру, карточки с заданием.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут Елена Владимировна, и сегодня этот урок мне очень хотелось провести с вами.
(начинаю с речевки – я говорю одну строчку, дети повторяют за мной)
Ребята, а сейчас повторяйте за мной, это будет девиз нашего урока.
Я желаю тебе добра,
Ты желаешь мне добра.
Если тебе трудно,
Я тебе помогу.
Проверка домашнего задания.
Начать сегодняшний урок мне бы хотелось с вами с проверки домашнего задания.
Я предлагаю вам тест, который состоит из 7 вопросов. Вам нужно внимательно прочитать вопросы и выбрать ответ, который вы считаете правильным.
Думаю, что вы прекрасно справитесь с этим заданием, желаю всем удачи.
ТЕСТ:
Как нужно правильно одеваться?
А – как тебе нравиться;
П – одеваться по погоде и в соответствии со своими занятиями;
Как должно быть освещено рабочее место?
И – рабочее место должно быть освещено правильно. Помимо настольной лампы обязательно включай верхний свет;
Е – свет должен быть ярким;
Надо ли проветривать свою комнату, прежде чем садиться за уроки?
Н – если на улице жарко;
Т – обязательно проветривать;
Какую воду можно пить?
А – только чистую кипячёную воду;
Ю – прозрачную воду;
От чего зависит здоровье человека?
В - от взрослого, который оберегает твоё здоровье;
Н – занятием спортом, свежий воздух, здоровая пища;
Чтобы человеку стать ловким, сильным, выносливым ему необходимо:
З – много есть и отдыхать;
И – сохранить крепкое здоровье и многому научиться;
Профессии каких людей связаны с заботой о твоём здоровье?
Е – врач;
Ч - почтальон
Я вижу, что многие ребята уже справились с заданием и готовы к проверке. Вы будете называть букву, ответ который считаете правильным, а я на доске буду открывать листочек с такой же буквой. ( идёт проверка по разному: ответ скажите хором, ответ скажите 1 ряд, сейчас ответ скажет первая парта, а теперь я хочу послушать …. и т.д.,и на доске появляется на листочках надпись ПИТАНИЕ). Ребята, посмотрите мне, кажется, здесь получилось какое-то слово. Кто самый внимательный и сможет его прочитать! Правильно, молодцы! Это слово ПИТАНИЕ.
3.Психологический настрой.
Вы очень хорошо поработали. А сейчас мне бы хотелось узнать вы любите сказки? Тогда слушайте. Жил на свете мудрец, который знал всё. Один юноша захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: « Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая? А сам думает: « Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец подумал, подумал и ответил: « Всё в твоих руках». Эти же слова он говорил и про наше здоровье. В наших руках наше здоровье.
( переворачиваю карточку со словом ЗДОРОВЬЕ)
Ребята, посмотрите какой красивый цветок у нас получился. Прочитайте внимательно, что написано и кто из вас уже догадался какая тема урока у нас сегодня ?
Правильно, молодцы, сегодня с вами мы поговорим о питании и здоровье.
4.Целевая установка.
Я вижу, что вы очень сообразительные и догадливые ребята и, наверно, очень любознательные.
- А что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?
( ответы детей: я хочу узнать, что такое здоровье, понять какие продукты полезны, а какие вредные, научиться правильному режиму питания, формировать навыки здорового питания)
А не хотите знать из чего должна состоять наша пища?
Какие продукты вредли для нашего организма или почему люди полнеют?
И перед тем как это всё узнать, давайте немного отдохнём.
Вы танцевать любите? А покажите?
5.Физминутка (танцевальная) – 1 мин.
6.Новая тема.
Немного мы с вами отдохнули и вновь за дело. Я предлагаю вам поразмышлять « Что такое здоровье?» ( дети высказывают свои мнения)
Правильно, все ваши высказывания верны. Но чтобы быть здоровым человеку для этого нужна пища. И я вам предлагаю посмотреть на экран и ответить на вопрос « Как человек обеспечивает себя пищей?» СЛАЙД 1
Итог: Да, человек существо разумное, он научился круглый год обеспечивать себя пищей.
Давайте об этом прочитаем в учебнике на стр. 60.
А теперь все вместе выскажем предположение: человек сохраняет зерно на элеваторе. А как вы понимаете слово «элеватор» (предположения детей).
Давайте проверим, правы ли вы и посмотрим значение этого слова в словарике на стр. 127..
А что значит зернохранилище, овощехранилище? ( предположения детей)
Ребята, подумайте, что человек ещё придумал для сохранения продуктов? ( холодильник, погреб
Ну что такое холодильник известно всем, а вот слово погреб может вызвать затруднения. Давайте сейчас обратимся к словарю за помощью и прочитаем, что это такое. ( чтение понятия погреб учителем в словаре Ожегова)
А как вы думаете , ребята, для чего нужны эти предметы ?
(чтобы сохранить витамины, благодаря этим приспособлениям у нас появилась возможность употреблять витамины круглый год)
А предположите, пожалуйста, что произойдёт, если мы хранить продукты будем неправильно? ( предположения детей)
Вы очень хорошо порассуждали, мне очень понравилось. А теперь прочитаем вывод в учебнике на стр. 61 о том, что необходимо делать , чтобы продукты не портились
(читаем на красном фоне)
Итог: Что интересного вы узнали?
Вы уже знаете, что такое гриб-мукор (плесневый гриб, образующийся на продуктах питания и вследствии этого портящий их) ( спросить) и что произойдёт, если продукты неправильно хранить. А у меня злой вирус перепутал продукты питания для хранения . Помогите мне, пожалуйста, какие продукты питания нужно хранить в холодильнике, а какие нет. СЛАЙД 2
Мы видим, что не все продукты надо хранить в холодильнике. А как правильно хранить крупу, мёд, хлеб?
Вывод: А для чего необходимо хранить правильно?
(чтобы сохранились витамины, чтобы пища была вкусная, полезная и разнообразная)
Из-за неправильного хранения, они часто теряют свои свойства. Необходимо меньше есть острого, жирного, солёного, жареного.
Наши постоянные помощники Миша и Маша составили группы продуктов, но как обычно заспорили, кто из них прав. Они никак не могут правильно сложить пирамиду питания, а вы не хотите им помочь? Прекрасно, тогда давайте приступим. Сначала я хотела бы узнать, а что такое пирамида? (строится от большого к малому)
Построение пирамиды питания, каждая часть пирамиды напечатана на отдельных листах крупно, разного цвета, ребята выходят к доске и по одному и строят.
Основание пирамиды, ребята, это хлеб, зерновые и макаронные изделия, т.к. они одни из главных продуктов питания человека. Лучше использовать сорта хлеба из грубого помола, человек обязательно должен есть кашу. Главные качества – это высокая питательность продуктов и сочетаемость с другими продуктами – мясом, птицей, овощами.
Вторая ступень – это фрукты и овощи .За год человек должен съедать 180 кг овощей и фруктов, летом и осенью пить овощные и фруктовые соки.
Следующая ступень – мясо, рыба, птица и молочные продукты.
На вершине пирамиды – соль, сахар и сладости. Как мало им отводится места! Нужно употреблять только до 6 граммов соли в день, вместо сахара, тортов, конфет – джем и фрукты.
Ребята, а как вы думаете, почему питание должно быть разнообразным? (предположения детей)
Теперь обращаемся к нашему учебнику на стр.64. Правильно ли Миша выбрал порядок приёма пищи во время обеда? ( Миша хочет начать обед с компота и пирожка, затем съесть жареную рыбу и в самом конце борщ и салат)
Я предлагаю прочитать вывод на стр. 64 хором. Умницы, вы очень хорошо читаете все вместе, очень дружные ребята.
7.Физминутка.
А сейчас минутка отдыха. Я хочу поиграть с вами в очень интересную игру «Полезные и неполезные». Вы будете хлопать в ладоши, если я буду называть полезные продукты и сидеть тихо-тихо, если услышите очень вкусные, но неполезные продукты.
Яблоко, торт, огурец, рыба, карамель, морковь, творог, ириски, клюква, винегрет, зефир, мармелад, сыр, свёкла, кефир.А ещё мне кажется, что вы прекрасные артисты, или я ошибаюсь. Тогда докажите мне это. Кто из вас может показать, как выглядит сердитый помидор, а весёлая вишенка, застенчивая груша, спелое яблочко, красивый банан.
Вы великолепные артисты, очень порадовали меня своими талантами. Но пришло время продолжить наш разговор о питании.
Я вижу, что вы многое умеете , знаете. Думаю, что и с загадками справитесь. Вашему вниманию кроссворд. Я буду читать загадку, самый внимательный и быстрый называет отгадку. ( одновременно с отгадкой клик мышкой) СЛАЙД 3
На сучках висят шары – Посинели от жары. (сливы)
Была зеленой, маленькой,Потом я стала аленькой.На солнце почернела я,И вот теперь я спелая.(вишня)
Что копали из земли,Жарили, варили?Что в золе мы испекли,Ели да хвалили?(картофель)
Уродилась я на славу,Голова бела, кудрява.Кто любит щи,Меня ищи.(капуста)
За кудрявый хохолокЛису из норки поволок.На ощупь – очень гладкая,На вкус – как сахар сладкая.(морковь)
На припеке у пеньковМного тонких стебельков.Каждый тонкий стебелекДержит алый огонек.Разгибаем стебельки –Собираем огоньки.(земляника)
Бусы красные висят,Из кустов на нас глядят.Очень любят бусы этиДети, птицы и медведи.(малина)
Ребята, а какое слово у нас получилось по вертикали, кто уже догадался? Какие вы быстрые, уже догадались. Правильно ВИТАМИН!
Ой, ребята, посмотрите, а витамины к нам в гости пришли! Наверно, они хотят нам сказать что-то очень важное. Внимательно послушаем их и запомним.
Витамин А .( на голове шапочка с буквой А, читает)
У вас снижается зрение? Нечётко видите предметы в вечернее время? Вам, конечно, не хватает меня. Догадались, кто я?
Учитель: его можно найти в молочных продуктах, в моркови, салате, икре.
Витамин В. ( на голове шапочка с картинками овощей, молчит)
Учитель: посмотрите, в каких продуктах содержится витамин В?
Если не хватает витамина В, то у вас образуются трещинки, язвочки в уголках рта, шелушение кожи.
Витамин С. ( читает сам )
А вот и я – самый вкусный популярный витамин. Я есть почти во всех свежих овощах, плодах, ягодах, в лимонах, капусте, картофеле, луке, укропе. Догадались кто я? Конечно, витамин С! Если вы простудитесь, то немедленно ешьте продукты с витамином С.
Витамин Д. ( читает сам )
Я – редкий, но пожалуй один из самых важных витаминов – витамин Д. Меня можно найти в сливочном масле, в яйце, в говяжьей печени, в рыбе. А ещё со мной можно встретиться летом под солнышком. А нехватка моего витамина в организме у ребёнка вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит.
Спасибо, витамины, ребята обязательно будут есть продукты, где вы содержитесь.
Для здорового питания давайте посмотрим, что ещё необходимо. СЛАЙДЫ 4,5,6
А теперь послушаем, добрый ли совет дают нам герои песенки?
Прослушивание песенки
Скажите, а почему бывают полные люди? ( неправильно питаются)
Что значит неправильно питаться? (высказывания детей)
Итог: Переедать очень вредно для организма, питаться надо умеренно, соблюдать режим питания, вести здоровый образ жизни. СЛАЙД 7 (читаем хором )А сейчас я вам предлагаю поработать в парах и выполнить задание 58 в тетради.
8.Домашнее задание.
Ребята, вы молодцы! Много и хорошо поработали, но всё-таки я вам предлагаю поработать ещё и дома, чтобы лучше запомнить всё о здоровом питании.
Вы почитаете в учебнике на стр. 62-64 и выполните задание 57, 59 в тетради. А ещё я вам приготовила памятки, которые вы вместе с родителями почитаете дома, чтобы лучше запомнить всё о здоровом питании.
9.Итог урока.
Ребята, перед вами на партах лежат необычные смайлики, но настроение у них разное.
Покажите мне то личико, которое соответствует вашему настроению на уроке.
Отлично, у вас у большинства хорошее настроение, я очень рада!
А что вы расскажите сегодня дома о нашем уроке?
Если вы были внимательны на уроке, то легко справитесь со следующим заданием. Я прошу вас объединиться в группы по рядам. (каждой группе показать своё место) Соберите пословицу о здоровье и попытайтесь объяснить её значение. ( собрать пословицу и приклеить её на лист а-4, показать всем) Та группа, которая закончит первой даёт знать, поднимая руки вверх.
Проверка.
Расселись по местам.
Рефлексия «Букет настроения»
Ребята, у вас на парте лежат цветы: красные и голубые. Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветочек, если не понравилось – то голубой.
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть.
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
Ребята, вы такие молодцы, вы мне так понравились, давайте улыбнёмся друг другу и поаплодируем.
Раздать памятки и домашнее задание на карточках.