Рабочая программа по социально-бытовой ориентации для учащихся классов Особый ребенок 5-9 год обучения


Государственное казенное образовательное учреждение Ростовской области специальное (коррекционное) образовательное учреждение
для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат VIII вида № 42 г.Ростова-на-Дону
УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГКОУ РО
школы-интерната VIII вида № 42
г.Ростова-на-Дону
Приказ № 87 от 31.08.2015
____________________И.Ю. Богданова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по социально-бытовой ориентировке (СБО)
для 8-9классов «Особый ребенок»
Учителя: Богданова И.Ю.
Богданова О.К.

2015-2016 учебный год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке (СБО) составлена на основе нормативно-правовых и инструктивно-методических документов:
- Учебно-методическое пособие «Интеграция детей с тяжелыми и умеренными нарушениями интеллекта в образовательную среду»/под ред. А.В. Ворошиной - Пермь, ПКИПКРО,2010;
-Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью , под ред. Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой. – Спб.: ЦДК проф. Л.Б.Баряевой, 2011;
-Программно-методические материалы «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» , под ред. И.М.Бгажноковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007;
- Преподавание социально – бытовой ориентировки в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида, Хилько А.А., Ермощенко М.Е., Смирнова А.Д. ,Пособие для учителя. СПб: Просвещение, 2006;
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АНН СССР, Москва, 1983;
- Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2013. – сб.1.
Рабочая программа по СБО является компенсаторно-адаптационной. Она определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся, воспитанников с умеренной (глубокой) умственной отсталостью средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения СБО.
Обучение для ребенка с интеллектуальным недоразвитием более значимо, чем для нормально развивающегося сверстника. Это обусловлено тем, что дети с недостатками умственного развития характеризуются меньшими возможностями самостоятельно понимать, осмысливать, сохранять и использовать полученную информацию, то есть меньшей, чем в норме, личностной активностью и сформированностью различных сторон познавательной деятельности. Современные требования общества к развитию детей, имеющих отклонения в развитии, диктуют необходимость более полно реализовывать идею индивидуализации обучения
Наблюдения и опыт обучения бытовой и социальной адаптации детей с умеренной (глубокой) умственной отсталостью показывают большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни. Дети этой категории с большим трудом усваиваются усложненные навыки ориентирования в общественной жизни: умение пользоваться общественным транспортом, навыки общения, использование табличек, объявлений, указателей, навыки поведения в магазине и других общественных местах.Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения и навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.
Необходимость включения предмета «Социально-бытовая ориентировка (СБО)» в учебный план классов «Особый ребенок», для обучающихся, воспитанников с умеренной (глубокой) умственной отсталостью, обусловлена крайне низким развитием высших психических функций учащихся, сниженными возможностями манипулятивных действий и участия в любом виде деятельности. Ведение таких коррекционных занятий позволит учащимся в более полном объеме усвоить социально значимые умения и навыки.
Целью обучения данному предмету является освоение обучающимися, воспитанниками системы социально значимых практических навыков и умений, обеспечивающих их адекватное поведение в реальной жизни.
В ходе обучения СБО решаются следующие задачи:
- развитие эмоционального отношения к общественному окружению, путём развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми;
- формирование уверенности в себе, способности познавать себя;
- формирование умений ориентироваться в окружающем социуме на бытовом уровне;
- развитие ориентации в социально-бытовых отношениях, формирование умения включаться в них, утверждать себя и участвовать в созидательной деятельности;
- формирование основных бытовых умений и навыков, необходимых для постепенного вхождения в социальную жизненную среду;
- формирование начальных социально-бытовых умений и навыков, необходимых в процессе жизнедеятельности (во время пребывания в школе, на уроке, в течение дня);
- формирование, развитие и внедрение в предметно-бытовое и межличностное общение с учетом индивидуальных особенностей учащихся невербальные и вербальные средства коммуникации;
- формирование навыков и умений осуществлять контакт с окружающими людьми, адекватно вести себя в обществе.
Общая характеристика программы: учебный материал распределён с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений.
Наблюдение и опыт изучения социальной адаптации учащихся с умеренной (глубокой) умственной отсталостью показывает большие трудности в их приспособлении к самостоятельной практической жизни.
В Рабочую программу включены тематические разделы, которые являются жизнеобеспечивающими для образования детей с умеренной (глубокой) умственной отсталостью не только по предмету СБО, но и по остальным учебным предметам.
Материал программы расположен по блокам , по принципу усложнения и увеличения объема сведений, повторения и закрепления знаний
Формы работы:  фронтальная,   индивидуальная,   дифференцированная,  самостоятельная.
При обучении по программе СБО так же следует применять следующие специфические методы:
- моделирование реальных ситуаций с элементами игры – можно использовать на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения;
- экскурсии;
- использовать наглядные средства обучения, если изучаемые объекты невозможно наблюдать непосредственно. Полезно дать возможность замедленного показа или остановки кадра для более полного понимания детьми учебного материала. Так как дети с умеренной и тяжелой степенью у/о не могут воспринимать большое количество информации, нужно выбирать фрагмент, который наиболее соответствует достижению поставленной цели, и сосредоточить внимание на нѐм.
Формы проведения уроков: Основной формой организации процесса обучения данному предмету являются уроки-занятия, ориентированные на игровой, практический и наглядный метод обучения, с частичным использованием словесного метода. Занятия проводятся по подгруппам. Значительное количество часов отводится на проведение дидактических игр и практических упражнений. Уроки (занятия) с детьми данной категории делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяется из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса (группы).
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной речи, для практического применения знаний, умений и навыков. На всех этапах занятий необходимо приучать повторять за учителем полную и развёрнутую фразу, отвечать полным ответом. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятия, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу, т к. особое место на уроках отводится развитию речи, как средства общения. Широко используется прием закрепления знаний в рисунке.
Эффективное усвоение учащимися учебного материала предполагает использование соответствующих методов, форм, приемов и средств обучения: объяснение, рассказ, беседа, практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры; использование наглядных средств обучения.
Объяснение – проводится при четком соблюдении различных дидактических принципов, используемых в специальном обучении. Метод объяснения используется при изучении нового материала или для закрепления сложного, не усвоенного ранее.
Рассказ – повествовательное изложение содержания учебного материала. На уроках СБО используют: рассказ-вступление, направленный на подготовку к восприятию нового материала; рассказ-изложение, раскрывающий содержание новой темы; рассказ-заключение, обобщающий материал.
Беседа – это вопросно-ответный метод обучения. Она может применяться для сообщения новых знаний, закрепления, повторения, а также для контроля. Для построения беседы учитель выбирает небольшой по объему материал, делит его на несколько логических частей, к каждой части подбирает вопросы. Учитывается знания, опыт и типологические особенности учащихся. Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется в сочетании с различными практическими работами: зарисовками, упражнениями и другими видами работ. В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и должна сопровождаться наглядностью. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии.
Практические работы – целесообразнее проводить, разделив учащихся для самостоятельного выполнения задания. В зависимости от задач урока и оснащенности кабинета могут использоваться разные формы организации практических работ, как коллективные, так и индивидуальные. Количество практических работ можно увеличить и подобрать виды деятельности по усмотрению учителя.
Экскурсии – им отводится значительное место в программе. Экскурсии могут быть вводные, текущие и итоговые. Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. Сюжетно-ролевые игры в основном следует проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения и т. д.). Вариантом сюжетно-ролевых игр является метод моделирования реальных сюжетных ситуаций и может применяться как метод обучения и как форма организации учебной деятельности.
На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки, загадки для развития устной, письменной речи. Необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения.
На занятиях СБО используются все виды наглядности: натуральная, образная, символическая, графическая, схематическая.
Содержание занятий по СБО желательно выполнять сказочными и игровыми сюжетами и персонажами («Уроки Мойдодыра», «Уроки Золушки», «Советы Всезнайки»» и др.). 
Закрепление изученного на уроках материала можно проводить, организуя коррекционные игры на развитие внимания, смысловой памяти: «Полезно - вредно», «Найди правильный ответ», «Угадайка», «Продолжи (закончи) рассказ (сказку)». «Можно - нельзя» и др.
Приоритетными задачи:
укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка с умеренной (глубокой) умственной отсталостью; 
формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи; 
формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений; 
включение детей с умеренной (глубокой) умственной отсталостью в обслуживающий, хозяйственный, прикладной труд; 
расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем микросоциуме; 
формирование на доступном уровне простейших знаний об окружающем мире, основах безопасной жизнедеятельности; 
развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности. 
Процесс обучения и воспитания на уроках СБО строится на следующих принципах:
социальной направленности; 
практической направленности: 
комплексного подхода; 
индивидуализации обучения; 
коррекционно-развивающей направленности; 
деятельностного подхода; 
доступности обучения; 
эмоциональной интенсивности обучения. 
Материал программы расположен по блокам, по принципу усложнения и увеличения объема сведений, повторения и закрепления знаний, полученных ранее. При составлении программы соблюдается принцип систематичности и преемственности, т. е. материал усложняется от урока к уроку, одна и та же тема изучается из класса в класс, но объем материала, его сложность увеличивается.
Особое место в формировании социально-бытовых навыков отводится использованию предыдущего опыта, то есть умению переносить уже сформированные умения и навыки в новые ситуации. Например, умение культурно вести себя из раздела «Культура поведения» повторяется и закрепляется при изучении тем «Моя школа и мой класс», «Праздники» и других.
Для закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой. Например, на занятиях по теме «Школьная столовая», экскурсиях при изучении раздела «Транспорт» целесообразно вспомнить правила культуры поведения. Повторение учебного материала должно быть элементом каждого занятия. Ситуации следует обыгрывать с детьми в классе с целью закрепления полученной информации, формирования у них разнообразных умений и навыков.
В процессе обучения детей используются естественные бытовые и специально создаваемые педагогические ситуации, в ходе которых решаются учебные, воспитательные и коррекционные задачи.
Особое внимание на уроках СБО уделяется формированию у детей умений использовать средства коммуникации (альтернативные и вербальные) для сообщения о своих действиях, обращения за помощью в случае затруднений.
Коммуникативные результаты освоения учебного предмета СБО: Содержание и способы общения и коммуникации обусловливают развитие способности ребѐнка к регуляции поведения и деятельности, познанию мира, определяют образ «Я» как систему представлений о себе, отношений к себе, использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.
При проведении уроков по социально-бытовой ориентировке главный акцент делается на личностное отношение каждого учащегося к изучаемому материалу. Замечено, что полученные знания, подкреплённые эмоцией (радости, значимости собственного мнения), проходят гораздо глубже и закрепляются надолго.
Программа предполагает, что во время обучения детей с умеренной (глубокой) умственной отсталостью у них должно вырабатываться эмоциональное отношение к общественному окружению, путѐм развития и воспитания положительных эмоций, правильных отношений с людьми. Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности.
Предмет СБО входит в инвариативную часть учебного плана и является коррекционным курсом.
Часы учебного плана на СБО распределены следующим образом:
5 класс – 66 час 6 класс – 66 час. 7 класс – 34 час 8 класс – 34 час. 9 класс – 34 час.
Основные содержательные линии
5 класс ОР
№ п/п Содержательные
линии Кол-во
час Коррекционно-развивающие
задачи Педагогические средства,
технология решения
коррекц. задач Проблемы, возникающее при изучении темы Педагогический мониторинг
(Вид контроля)
1 Личная гигиена
Закрепить приобретенные ранее умения различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени); б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце; в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
2 Я и моя семья Формирование знаний и отчетливого произношения своей фамилии и имени; своего возраста; фамилии, имени и отчества родителей; места работы родителей; класса в котором учатся брат(сестра) Обогащение и уточнение словарного запаса. Развития мелкой моторики рук. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
3 Навыки общения
и культуры поведения Формирование навыков здороваться, прощаться, благодарить. Понимание слов «нельзя», «можно», «нужно»; умение действовать в соответствии с их значением. Умение вовремя сообщить о своих физиологических потребностях, аккуратное пользование туалетом. Элементарные правила культурного поведения: не мусорить, не кричать, не мешать другим детям во время урока, занятий, игр. Обращение к взрослым по имени (по возможности по имени и отчеству), к учащимся класса по имени.
Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
4 Моя школа-интернат,
мой класс и моя группа.
Мой город Формировать знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, воспитателей, врача, нянечек. Знание всех школьных помещений. Четкое соблюдение всех режимных моментов. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы, родителей, товарищей. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
5 Улица.
Правила дорожного
движения.
Транспорт. Расширять знания о том, что такое: Улица. Переулок. Площадь. Названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы и места житель- ства. Номера домов, подъездов, квартир. Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры. Пользование лифтом.
Табличка «Берегись автомобиля». Как надо идти около такой таб-лички. Глобальное чтение этой таблички.
Перекресток. Переход. Указатели, обозначающие переход. Светофор,цвет сигналов: «Стойте», «Ждите», «Идите». Правила перехода. Узнавание дороги у прохожих, ми-лиционера. Помощь старым и больным в переходе через улицу.
Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Таблички указателей остановок транспорта. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
6 Телефон.
Радио. Телевизор.
Расширять знания о том, что такое: Телефон. Правила пользования домашним телефонным аппаратом Умение слушать телефонный разговор и негромко говорить направленно в микрофон. Умение позвать вызываемое лицо, положив в это время трубку на стол, а не на рычаг. Знание номера домашнего телефона, служебного телефона родителей, номеров экстренного вызова (001, 002,003).
Радио. Радиоприем-ники.
Телевизор. Умение пользоваться телевизором. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
7 Торговля Формировать знания о видах магазинов: специализированные, универсальные. Их назначение. Обслуживающий персонал. Магазины самообслуживания и с прилавочной системой. Покупка в магазинах штучных товаров первой необходимости: булок, хле-ба, соли, молока, масла и др. фасованных товаров. Умение завернуть товар в бумагу, сложить покупку в хозяйственную сумку. Отчет о покупке дома и размещение продуктов по местам. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
8 Праздники Формировать знания о праздновании красных дат календаря, активизировать участие в школьных праздниках. Знакомство с праздниками : Новый год, Рождество, 8 Марта, День защитника Отечества. День примирения и согласия. Проведение бесед и просмотр видеосюжетов Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
6 класс ОР
№ п/п Содержательные
линии Кол-во
час Коррекционно-развивающие
задачи Педагогические средства,
технология решения
коррекц. задач Проблемы, возникающее при изучении темы Педагогический мониторинг
(Вид контроля)
1 Личная гигиена
Закрепить приобретенные ранее умения различать и называть
части тела , предметы санитарии и гигиены, действия, связанные с гигиеной тела
Объяснить воспитанникам в доступной их пониманию форме, что быть чистым - красиво, приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. 2 Транспорт Знакомство со стоимостью проезда и правилами приобретения билета, правила пользования проездными месячными (полумесячными) билетами. Остановки транспорта по пути следования в школу. Знание ближай-шей остановки. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
3 Почта Телеграф Формировать знания о Почте. Почтовых отправ-лениях: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон. Почтовые ящики: виды (общественные, домовые, индивидуальные). Конверты, почтовые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки. Приклеивание марок на конверт. Отправление писем в адрес школы, дома и получение их. Телеграммы деловые и поздравительные. Перевозка почты. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
4 Улица.
Правила дорожного
движения. Транспорт. Расширять знания о том, что такое: Улица. Переулок. Площадь. Названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы и места житель- ства. Номера домов, подъездов, квартир. Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры. Пользование лифтом.
Табличка «Берегись автомобиля». Как надо идти около такой таб-лички. Глобальное чтение этой таблички.
Перекресток. Переход. Указатели, обозначающие переход. Светофор,цвет сигналов: «Стойте», «Ждите», «Идите». Правила перехода. Узнавание дороги у прохожих, ми-лиционера. Помощь старым и больным в переходе через улицу.
Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Таблички указателей остановок транспорта. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
5 Телефон.
Радио. Телевизор.
Расширять знания о том, что такое: Телефон. Правила пользования домашним телефонным аппаратом Умение слушать телефонный разговор и негромко говорить направленно в микрофон. Умение позвать вызываемое лицо, положив в это время трубку на стол, а не на рычаг. Знание номера домашнего телефона, служебного телефона родителей, номеров экстренного вызова (001, 002,003).
Радио. Радиоприем-ники.
Телевизор. Умение пользоваться телевизором. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
6 Бытовые осветительные приборы Формирований знаний об электричестве. Правилах техники безопасности при пользовании электроприборами. Бытовой электроарматуре: розетка, выключатель, вилка, провод. Электрическая лампочка. Ввертывание лампочки в патрон под наблюдением взрослых. Светильники: люстры, бра, торшеры, настольные лампы. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
7 Торговля Формировать знания о видах магазинов Игра в магазин. Тренировка учащихся в умении отобрать нужный товар в магазине и рассчитаться в кассе. Систематические упражнения в размене денег и подсчетах стоимости покупки и сдачи. Знание цен основных хлебобулочных изделий, молочных продуктов, канцелярских товаров. Практические закупки товаров в обычных магазинах и магазинах самообслуживания. Колхозный рынок. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
8 Организация
общественного питания
Глобальное чтение вывесок «Столовая», «Кафе». Кто готовит пищу, моет посуду, нарезает хлеб (экскурсия). Столовая самообслуживания. Различные покупки в кафе. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
9 Праздники Расширение знаний о праздновании красных дат календаря и участии в школьных праздниках. Новый год, Рождество, 8 Марта, День защитника Отечества. День примирения и согласия. День конституции и др. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
7 класс ОР
№ п/п Содержательные
линии Кол-во
час Коррекционно-развивающие
задачи Педагогические
средства,
технология решения
коррекц. задач Проблемы, возникающее при изучении темы Педагогический мониторинг
(Вид контроля)
1 Личная гигиена
Закрепить приобретенные ранее умения различать и называть
части тела; предметы санитарии и гигиены; действия, связанные с гигиеной тела.
Объяснить воспитанникам в доступной их пониманию форме, что быть чистым - красиво, приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.
Совершать под присмотром и с помощью утренний и вечерний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыло, мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
2 Наша Родина – Россия,
народы России
Формирование представлений о Родине. Столица России - Москва. Боевые подвиги русских людей. Труд людей в мирное время. Бережное отношение к общественной собственности. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
3 Права и обязанности граждан России
Знакомство с правами человека в России: Право на жилье. Право на образование. Право на труд. Право на отдых, на восьмичасовой рабочий день, Два выходных дня, их значимость. Оплачиваемый отпуск трудящихся. Бесплатная учеба. Медицинская помощь на дому и оплата больничных листов. Лечение в санаториях. Отношение к старым и больным: пенсия по старости и по болезни. Уважение старых и больных. Культурный отдых: дома отдыха, пансионаты , детские оздоровительные лагеря, стадионы, бассейны, кино, театры. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
4 Транспорт.
Служба бытового обслуживания населения Формировать умения различать виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, одежды, по ремонту обуви, одежды, бытовых электрических приборов, часов и др. Прачечная, химчисткокИндивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
5
Больницы, поликлиники Расширять знания о Больницах для детей и взрослых. Бесплатном лечении в больнице. Поликлиниках для взрослых, для детей. Поликлиниках по месту жительства. Медицинский полис. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевае игра «На приеме у врача». Практическая работа : Умение вызывать врача на дом по телефону. Игры на закрепление темы
6 Торговля Формирование знаний о: Газетном киоске. Что продают в газетных киосках. Глобальное чтение вывесок «Газеты» и «Розпечать». Практические покупки газет, открыток, конвертов, марок и др. Торговые автоматы. Автоматы для продажи воды. Автомат для продажи кофе. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
7 Занятия людей в
городах и в деревне Значение слов «город», «деревня». Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. Что дает город деревне, деревня городу. Кем работают родители, братья, сестры, родственники. Картины из жизни города и деревни. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
8 Праздники Расширение знаний о праздновании красных дат календаря и участиив школьных праздниках. Новый год, Рождество, 8 Марта, День защитника Отечества. День примирения и согласия. День конституции День независимости Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
Основные содержательные линии
8 класс ОР
№ п/п Содержательные
линии Кол-во
час Коррекционно-развивающие
задачи Педагогические средства,
технология решения
коррекц. задач Проблемы, возникающее при изучении темы Педагогический мониторинг
(Вид контроля)
1
Уход за одеждой и обувью.
8 Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней. Смена одежды и обуви по сезонам.
Сроки смены нижнего и постельного белья. Правила хранения белья до стирки. Правила применения мыла при стирке нижнего белья. Посуда, применяемая для стирки белья. Приемы стирки и сушки мелких вещей: носовой платок, воротничок, носки. Сушка мокрой обуви.
Ежедневное вытряхивание и чистка щеткой своей одежды. Пришивание пуговиц. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
2 Уход за жилищем.
5 Получение знаний о видах жилых помещений: общежитие, квартиры, частные дома.
Правила поведения в квартире.
Ежедневная периодическая и генеральная уборка.
Мебель обыкновенная, мягкая, полированная.
Правила ухода за мебелью. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос
Практические работы:
1 Подготовка жилого помещения к зиме.
2 Участие в уборке двора.
3 Участие в генеральной уборке жилого помещения.
3 Народы России
4 Формирование представлений о России - одной из самых больших в мире стран. Народы нашей страны. Беседы о Великой Отечественной войне. Самоотверженный труд русских людей. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
4 Мой город 3 Формировать знание о главных улицах города. Фабрики, заводы, вокзалы. Предприятия бытового обслуживания. Памятники города. Экскурсия к памятникам города. Реки, протекающие через город. Стадионы, парки, музеи, библиотеки, кино, театры Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
5 Моя семья 2 Закреплять знания домашнего адреса, телефона. Имени, отчества родителей. Места их работы Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
6 Трудоустройство
6 Формировать знания о профессиях. Охрана интересов трудящихся в трудовом законодательстве. Прием на работу. Документы: паспорт, заявление, трудовая книжка. Увольнение с работы. Отдел кадров. Оплата труда. Выполнение правил внутреннего распорядка. Профсоюз. Трудовая книжка.. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
7 Правила дорожного
движения 3 Учить различать виды транспорта. Дорожные знаки. Закрепить основные правила уличного движения. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
8 Праздники 3 Закрепление знаний о праздновании красных дат календаря и воспитание желания участвовать в школьных праздниках. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
9 класс ОР
№ п/п Содержательные
линии Кол-во
час Коррекционно-развивающие
задачи Педагогические средства,
технология решения
коррекц. задач Проблемы, возникающее при изучении темы Педагогический мониторинг
(Вид контроля)
1 Уход за одеждой и обувью.
6 Закрепление всех навыков, полученных в V - VIII классах.
Приёмы стирки крупных носильных вещей (блузка, брюки, платье). Стиральная машина и ее назначение. Моющие средства. Сушка крупных вещей. Утюжка. Правила пользование утюгом и техника безопасности при работе.
Заплаты. Виды заплат.
. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос
Практическая работа. Утюжка крупных вещей.
2 Уход за жилищем.
. 5 Закрепление ранее полученных навыков. Пылесос, правила работы с ним. Участие в об-щешкольных днях чистоты . Помощь в уборке двора, в очистке его от мусора, опавших листьев, снега. Участие в озеленении школьного двора. Уход за школьными клумбами.
Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос
Практические работы: Проведение генеральной уборки помещения. Чистка зеркал. Мытьё душевых кабин. Высаживание цветочных культур на школьные клумбы
3 Народы России
2 Закрепление знаний о народах России. Правах и обязанностях граждан России.
Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
4 Мой город 5 Формировать знание о главных улицах города. Фабрики, заводы, вокзалы. Предприятия бытового обслуживания. Памятники города. Экскурсия к памятникам города. Реки, протекающие через город. Стадионы, парки, музеи, библиотеки, кино, театры. Больницы, поликлиники. Службы быта в городе. Магазины, рынок, киоск. Почта. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
5 Моя семья 2 Закреплять знания домашнего адреса, телефона. Имени, отчества родителей. Места их работы Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
6 Трудоустройство
5 Закрепить знания о профессиях. Охрана интересов трудящихся в трудовом законодательстве. Прием на работу. Документы: паспорт, заявление, трудовая книжка. Увольнение с работы. Производство и его подразделения: цеха, участки.. Отдел кадров. Оплата труда. Выполнение правил внутреннего распорядка. Профсоюз. Трудовая книжка. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
7 Правовые нормы
гражданского общежития 4 Закрепление правил поведения дома, на улице, в общественных местах. Правил поведения на производстве. Ответственность за правонарушения. Милиция. Основные права граждан России - право на труд, на отдых, на образование. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
8 Праздники 2 Закрепление знаний о праздновании красных дат календаря и воспитание желания участвовать в школьных праздниках. Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
9 Правила уличного
движения 3 Учить различать виды транспорта. Дорожные знаки. Закрепить основные правила уличного движения.
Индивидуальный и дифференцированный подход. Нарушение мотивации и деятельности Устный опрос, сюжетно-ролевые игры на закрепление темы
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
5 класс ОР
Тема Кол-во часов Коррекционные задачи Речевая деятельность Практическая
работа
1 Личная гигиена
Закрепить приобретенные ранее умений различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени); б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце; в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться, Формирование навыков здороваться, прощаться, благодарить. Понимание слов «нельзя», «можно», «нужно»; умение действовать в соответствии с их значением. Умение вовремя сообщить о своих физиологических потребностях, аккуратное пользование туалетом. Элементарные правила культурного поведения: не мусорить, не кричать, не мешать другим детям во время урока, занятий, игр. Обращение к взрослым по имени (по возможности по имени и отчеству), к учащимся класса по имени. голова, глаза,
волосы, нос, рот,
зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, коленимыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка,
зубная паста,
ножницы, таз,
ванна, полотенце
туалет
туалетная бумага Практические упражнения на закрепление умений различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени); б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце; в) действия, связанные с гигиеной тела: умываться, вытирать, чистить, полоскать, причесываться,ходить в туалет (проситься).
2 Я и моя семья,
место жительства Формировать знания о семье и отчетливое произношение своей фамилии и имени. Знание своего возраста. Знание своего адреса. Знание фамилии, имени и отчества отца и матери. Знание имен ближайших родственников (братья, сестры, бабушки, дедушки), степень их родства. Мама папа
брат сестра
дедушка (дед)
бабушка (баба) Практические упражнения на закрепление отчётливого произношения своей фамилии и имени, знания своего возраста, имен родителей
Практические упражнения на закрепление знания фамилии, имени, отчества отца и матери.
3 Навыки общения
и культуры поведения Выработка навыков и умений организованного коллективного поведения. Выработка умений правильно ходить, стоять, сидеть. Умение обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу, поручение товарищу, взрослому. Умение выслушать речь взрослого. Умение благодарить за помощь, за услугу. Выработка поведения в общественных местах: на улице, в кино, на экскурсии, в магазине, в транспорте. Систематическое посещение кино, театра, просмотр телепередач, видео и диафильмов. Навыки поведения в школьной, столовой. стою
иду
сижу
дай
пожалуйста
спасибо Практические упражнения на закрепление умений правильно ходить, стоять, сидеть..Практические упражнения на выработку умений обратиться с вопросом, сообщением, передать просьбу
. Выработка навыков поведения в общественных местах
Практические упражнения на выработку умения обратиться с вопросом, передать просьбу, умения выслушать речь взрослого.
4 Моя школа-интернат,
мой класс и моя группа.
Мой город Формировать знание названия, номера и адреса школы. Знание директора школы, учителей, воспитателей, врача, нянечек. Знание всех школьных помещений. Четкое соблюдение всех режимных моментов. Умение приветствовать работников школы, родителей и друг друга. Поздравление с праздниками работников школы, родителей, товарищей
. Школа-интернат №42
Имя отчество
директор
учитель
кабинет Практические упражнения на закрепление названия школы-интерната.
Практические упражнения на запоминание имени и отчества учителя, директора
5 Улица. Правила дорожного движения.
Транспорт. Уметь различать проезжую часть, переход. Их назначение. Тротуар, движение по тротуару. Движение по тротуару у выездов со дворов домов. Экскурсии по улицам. Знание крупных объектов, расположенных вблизи школы. Правила поведения на улице. Соблюдение чистоты и порядка на улице. Виды транспорта. Элементарные правила дорожного движения и поведения пешеходов. Светофор, переход. Изучение пути следования от дома до школы и обратно. Правила поведения пассажиров в транспорте. Улица
тротуар
переход
светофор Практические упражнения на умение различать проезжую часть улицы, переход. Тротуар
Практические упражнения на закрепление правил дорожного движения и поведения пешеходов
6 Телефон. Радио.
Телевизор
Телефон. Умение слушать телефонный разговор и негромко говорить направленно в микрофон. Умение позвать вызываемое лицо, положив в это время трубку на стол, а не на рычаг. Знание номера домашнего телефона, служебного телефона родителей, номеров экстренного вызова (001, 002,003). Радио. Радиоприемники. Телевизор. Умение пользоваться телевизором.
Телефон
Скорая помощь
МЧС
Радио
телевизор Сюжетно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон»
7 Торговля
Знать виды магазинов. Что в них продается. Глобальное чтение вывесок «Хлеб», «Гастроном», «Супермаркет» и др. Профессии работников магазина: кассир, продавец, контролер. Экскурсии в магазин. Магазин прилавок
Касса хлеб
молоко колбаса
фрукты Практические упражнения на закрепление знаний о магазинах
Практические упражнения по покупке в магазинетоваров первой необходимости: булок, хлеба, соли, молока, масла.
8 Праздники
Празднование красных дат календаря и участие в школьных праздниках. Новый год, Рождество, 8 Марта, День защитника Отечества. Праздник Игра «Найди отличие в праздниках»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
6 класс ОР
Тема Кол-во часов Коррекционные задачи Речевая деятельность Практическая
работа
1 Личная гигиена
Закрепить приобретенные ранее умения различать и называть
части тела , предметы санитарии и гигиены, действия, связанные с гигиеной тела
Объяснить воспитанникам в доступной их пониманию форме, что быть чистым - красиво, приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. голова, глаза,
волосы, нос, рот,
зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, коленимыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка,
зубная паста,
ножницы, таз,
ванна, полотенце Практические упражнения на закрепление умений различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени); б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце; в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.2 Транспорт Знакомство со стоимостью проезда и правилами приобретения билета, правила пользования проездными билетами. Остановки транспорта по пути следования в школу. Знание ближайшей остановки. Автобус троллейбус билет остановка Сюжетно-ролевая игра «Мы едем,едем,едем…»
3 Почта Телеграф Формировать знания о Почте. Почтовых отправлениях: письма, посылки. Почтовое отделение. Почтальон. Почтовые ящики: виды (общественные, домовые, индивидуальные). Конверты, почтовые карточки, открытки. Знаки почтовой оплаты. Марки. Приклеивание марок на конверт. Отправление писем в адрес школы, дома и получение их. Телеграммы деловые и поздравительные. Перевозка почты. Почта письмо
Телеграмма
Открытка
конверт
Сюжетно-ролевая игра»Кто стучится в дверь ко мне?»
4 Улица.
Правила дорожного
движения. Транспорт. Расширять знания о том, что такое: Улица. Переулок. Площадь. Названия улиц, переулков и площадей, расположенных вблизи школы и места жительства. Номера домов, подъездов, квартир. Нахождение дома по адресу, нахождение заданного подъезда и квартиры. Пользование лифтом.
Табличка «Берегись автомобиля». Как надо идти около такой таб-лички. Глобальное чтение этой таблички.
Перекресток. Переход. Указатели, обозначающие переход. Светофор,цвет сигналов: «Стойте», «Ждите», «Идите». Правила перехода. Узнавание дороги у прохожих, милиционера. Помощь старым и больным в переходе через улицу.
Транспорт. Виды транспорта. Правила выхода из транспорта и обход его. Таблички указателей остановок транспорта. Школа-интернат №42
Имя отчество
директор
учитель
кабинет Сюжетно-ролевая игра « Идет по городу пешеход»
5. Телефон.
Радио. Телевизор.
Расширять знания о том, что такое: Телефон. Правила пользования домашним телефонным аппаратом Умение слушать телефонный разговор и негромко говорить направленно в микрофон. Умение позвать вызываемое лицо, положив в это время трубку на стол, а не на рычаг. Знание номера домашнего телефона, служебного телефона родителей, номеров экстренного вызова (001, 002,003).
Радио. Радиоприемники.
Телевизор. Умение пользоваться телевизором. Улица
тротуар
переход
светофор Сюжетно-ролевая игра «У меня зазвонил телефон»
6. Бытовые осветительные приборы Формирований знаний об электричестве. О правилах техники безопасности при пользовании электроприборами. Бытовой электроарматуре: розетка, выключатель, вилка, провод. Электрическая лампочка. Ввертывание лампочки в патрон под наблюдением взрослых. Светильники: люстры, бра, торшеры, настольные лампы. Лампочка
свет
люстра бра торшер
настольная лампа
розетка
вилка
Практические упражнения в замене электролампочки
7. Торговля Формировать знания о видах магазинов. Тренировка учащихся в умении отобрать нужный товар в магазине и рассчитаться в кассе. Систематические упражнения в размене денег и подсчетах стоимости покупки и сдачи. Знание цен основных хлебобулочных изделий, молочных продуктов, канцелярских товаров. Практические закупки товаров в обычных магазинах и магазинах самообслуживания. Колхозный рынок. Касса
прилавок
деньги
хлеб
молоко
тетрадь Беседа Сюжетно-ролевая игра «Расскажи мне про покупку , про покупочку свою»
8 Организация
общественного питания
Глобальное чтение вывесок «Столовая», «Кафе». Кто готовит пищу, моет посуду, нарезает хлеб (экскурсия). Столовая самообслуживания. Различные покупки в кафе. Посуда
тарелка
ложка
вилка
чашка
меню Беседа .Сюжетно-ролевая игра « Столовая»
9 Праздники Расширение знаний о праздновании красных дат календаря и участиив школьных праздниках. Новый год, Рождество, 8 Марта, День защитника Отечества. День примирения и согласия. День конституции и др. Праздник Беседа .Игра «Найди отличие в праздниках»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
7 класс ОР
Тема Кол-во часов Коррекционные задачи Речевая деятельность Практическая
работа
1 Личная гигиена
Закрепить приобретенные ранее умения различать и называть
части тела; предметы санитарии и гигиены; действия, связанные с гигиеной тела.
Объяснить воспитанникам в доступной их пониманию форме, что быть чистым - красиво, приятно и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям.
Совершать под присмотром и с помощью утренний и вечерний туалет, мыть мылом руки, лицо, насухо вытираться. Знать, где следует хранить предметы туалета: мыло, мыльницу, зубную щетку, пасту, расческу, полотенце.голова, глаза,
волосы, нос, рот,
зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, коленимыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка,
зубная паста,
ножницы, таз,
ванна, полотенце Беседа .Практические упражнения на закрепление умений различать и называть:
а) части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти, колени); б) предметы санитарии и гигиены: мыло, мыльница, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, таз, ванна, полотенце; в) действия, связанные с гигиеной тела: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесываться.2 Наша Родина – Россия,
народы России
Формирование представлений о Родине. Столица России - Москва. Боевые подвиги русских людей. Труд людей в мирное время. Бережное отношение к общественной собственности. Россия Родина столица Москва
война
Беседа . Развитие диалогической речи
3 Права и обязанности граждан России
Знакомство с правами человека в России: Право на жилье. Право на образование. Право на труд. Право на отдых, на восьмичасовой рабочий день, Два выходных дня, их значимость. Оплачиваемый отпуск трудящихся. Бесплатная учеба. Медицинская помощь на дому и оплата больничных листов. Лечение в санаториях. Отношение к старым и больным: пенсия по старости и по болезни. Уважение старых и больных. Культурный отдых: дома отдыха, пансионаты , детские оздоровительные лагеря, стадионы, бассейны, кино, театры. Право жильё
образование труд больничный лист
отпуск
выходной день Беседа о правах и обязанностей граждан России . Развитие диалогической речи
4 Транспорт.
Служба бытового обслуживания населения Формировать умения различать виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный. Служба быта. Дом быта. Мастерские службы быта: по пошиву обуви, одежды, по ремонту обуви, одежды, бытовых электрических приборов, часов и др. Прачечная, химчисткокАвтобус троллейбус ученический билет остановка Беседа .Сюжетно-ролевая игра «Мы едем,едем,едем…»

5 Больницы,
поликлиники Расширять знания о Больницах для детей и взрослых. Бесплатном лечении в больнице. Поликлиниках для взрослых, для детей. Поликлиниках по месту жительства. Медицинский полис. Поликлиника
Больница
Врач медсестра
регистратура Сюжетно-ролевые игры:
« Посещение врача»,
«Вызов врача на дом»
6 Торговля Формирование знаний о: Газетном киоске. Что продают в газетных киосках. Глобальное чтение вывесок «Газеты» и «Союзпечать». Торговые автоматы. Автоматы для продажи воды. Автомат для продажи кофе. Газета журнал
Кофе чай
Открытки Практические покупки газет, открыток, конвертов, марок и др.
7 Занятия людей в
городах и в деревне Научит значению слов «город», «деревня». Предприятия в городе, деревне. Профессии городские и сельские. Что дает город деревне, деревня городу. Кем работают родители, братья, сестры, родственники. Картины из жизни города и деревни. Город деревня
Огород клумба
Овощи фрукты
Трактор
Ферма куры коровы гуси козы Игра в лото: « Кто живет в деревне?»
8 Праздники Расширение знаний о праздновании красных дат календаря и участиив школьных праздниках. Новый год, Рождество, 8 Марта, День защитника Отечества. День примирения и согласия. День конституции и др. Праздник Игра «Найди отличие на картинках о праздниках»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
8 класс ОР
Тема Кол-во часов Коррекционные задачи Речевая деятельность Практическая
работа
I четверть-8час
Уход за одеждой
и обувью.
8 Изучение названий одежды и обуви: уличной, школьной, домашней. Смена одежды и обуви по сезонам.
Сроки смены нижнего и постельного белья. Правила хранения белья до стирки. Правила применения мыла при стирке нижнего белья. Посуда, применяемая для стирки белья. Приемы стирки и сушки мелких вещей: носовой платок, воротничок, носки. Сушка мокрой обуви.
Ежедневное вытряхивание и чистка щеткой своей одежды. Пришивание пуговиц. Одежда обувь стирка таз бельё
Пальто куртка шапка ботинки
Сапоги
щетка для обуви одежная щетка Практические упражнения на закрепление умений различать и пользоваться:
предметами ухода за обувью: обувная щетка, гуталин
предметами ухода за одеждой: одженая щетка, гуталин
Осваивать действия, связанные с хранением и стиркой белья
II четверть-7 час
Уход за жилищем.
5 Получение знаний о видах жилых помещений: общежитие, квартиры, частные дома.
Правила поведения в квартире.
Ежедневная периодическая и генеральная уборка.
Назначение мебели :кухонная, мягкая Правила ухода за мебелью.
Квартира дом дача
уборка
полы швабра
веник савок
мебель
стенка
диван кровать Практические упражнения на закрепление умений различать и пользоваться:
предметами ухода за обувью: обувная щетка, гуталин
предметами ухода за одеждой: одженая щетка, гуталин
Осваивать действия, связанные с хранением и стиркой белья
Народы России
2 Формирование представлений о России - одной из самых больших в мире стран. Народы нашей страны. Беседы о Великой Отечественной войне. Самоотверженный труд русских людей. Россия Родина столица Москва
Русский армянин татарин казах
Война
Практические упражнения на закрепление знаний о России, её народах
III четверть-10 час
Народы России
2 Формирование представлений о России - одной из самых больших в мире стран. Народы нашей страны. Беседы о Великой Отечественной войне. Самоотверженный труд русских людей. Россия Родина столица Москва
Русский армянин татарин казах
Война
Практические упражнения на закрепление знаний о России, её народах
Мой город 3 Формировать знание о главных улицах города. Фабрики, заводы, вокзалы. Предприятия бытового обслуживания. Памятники города. Экскурсия к памятникам города. Реки, протекающие через город. Стадионы, парки, музеи, библиотеки, кино, театры город улица
проспект
переулок
памятник
река Дон
парк имени н.Островского
Практические упражнения на закрепление знаний о главных улицах города, реках протекающих через город .
Моя семья 2 Закреплять знания домашнего адреса, телефона. Имени, отчества родителей. Места их работы Адрес
телефон
Мама папа
Место работы
профессия Практические упражнения на закрепление отчётливого произношения своей фамилии и имени, знания своего возраста, имен родителей
Практические упражнения на закрепление знания фамилии, имени, отчества отца и матери.
Трудоустройство
3 Формировать знания о профессиях. Охрана интересов трудящихся в трудовом законодательстве. Прием на работу. Документы: паспорт, заявление, трудовая книжка. Увольнение с работы. Отдел кадров. Оплата труда. Выполнение правил внутреннего распорядка. Профсоюз. Трудовая книжка. Право
Труд
Отдел кадров
Заявление
Профессия
отпуск
выходной день
трудовая книжка Беседа о профессиях членов семьи . Развитие диалогической речи
IV четверть-9 час
Трудоустройство
3 Формировать знания о профессиях. Охрана интересов трудящихся в трудовом законодательстве. Прием на работу. Документы: паспорт, заявление, трудовая книжка. Увольнение с работы. Отдел кадров. Оплата труда. Выполнение правил внутреннего распорядка. Профсоюз. Трудовая книжка. Право
Труд
Отдел кадров
Заявление
Профессия
отпуск
выходной день
трудовая книжка Беседа о профессиях членов семьи . Развитие диалогической речи
Правила дорожного
движения 3 Учить различать виды транспорта. Дорожные знаки. Закрепить основные правила уличного движения.
Автобус троллейбус машина водитель
Светофор Сюжетно-ролевая игра « Идет по городу пешеход»
Праздники 3 Закрепление знаний о праздновании красных дат календаря и воспитание желания участвовать в школьных праздниках.
Праздник
День рождения
Новый год
Утренник Игра «Найди отличие на картинках о праздниках»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
9 класс ОР
Тема Кол-во часов Коррекционные задачи Речевая деятельность Практическая
работа
I четверть-8 час
Уход за одеждой
и обувью.
6 Закрепление всех навыков, полученных в V - VIII классах.
Приёмы стирки крупных носильных вещей (блузка, брюки, платье). Стиральная машина и ее назначение. Моющие средства. Сушка крупных вещей. Утюжка. Правила пользование утюгом и техника безопасности при работе.
Заплаты. Виды заплат. .Одежда обувь стирка таз бельё
Пальто куртка шапка ботинки
Сапоги
щетка для обуви одежная щетка Практические упражнения на закрепление умений различать и пользоваться:
предметами ухода за обувью: обувная щетка, гуталин
предметами ухода за одеждой: одженая щетка, гуталин
Осваивать действия, связанные с хранением и стиркой белья
Уход за жилищем.
. 2 Закрепление ранее полученных навыков. Пылесос, правила работы с ним. Участие в общешкольных днях чистоты . Помощь в уборке двора, в очистке его от мусора, опавших листьев, снега. Участие в озеленении школьного двора. Уход за школьными клумбами. Квартира дом дача
уборка
полы швабра
веник савок
пылесос
грабли Практические упражнения на закрепление навыков ухода за жилищем: мытье полов, вытирании пыли, чистке ковров
Осваивать действия, связанные с работами во дворе: уборка листьев, вскапывание земли
II четверть-7 час
Уход за жилищем.
. 3 Закрепление ранее полученных навыков. Пылесос, правила работы с ним. Участие в общешкольных днях чистоты . Помощь в уборке двора, в очистке его от мусора, опавших листьев, снега. Участие в озеленении школьного двора. Уход за школьными клумбами. Квартира дом дача
уборка
полы швабра
веник савок
пылесос
грабли Практические упражнения на закрепление навыков ухода за жилищем: мытье полов, вытирании пыли, чистке ковров
Осваивать действия, связанные с работами во дворе: уборка листьев, вскапывание земли
Народы России
2 Закрепление знаний о народах России. Правах и обязанностях граждан России.
Россия Родина столица Москва
Русский армянин татарин казах Практические упражнения на закрепление знаний о России, её народах
Мой город 2 Формировать знание о главных улицах города. Фабрики, заводы, вокзалы. Предприятия бытового обслуживания. Памятники города. Экскурсия к памятникам города. Реки, протекающие через город. Стадионы, парки, музеи, библиотеки, кино, театры. Больницы, поликлиники. Службы быта в городе. Магазины, рынок, киоск. Почта. город улица
проспект
переулок
памятник
река Дон
парк имени Н.Островского
Практические упражнения на закрепление знаний о главных улицах города, реках протекающих через город .
III четверть-10 час
Мой город 3 Формировать знание о главных улицах города. Фабрики, заводы, вокзалы. Предприятия бытового обслуживания. Памятники города. Экскурсия к памятникам города. Реки, протекающие через город. Стадионы, парки, музеи, библиотеки, кино, театры. Больницы, поликлиники. Службы быта в городе. Магазины, рынок, киоск. Почта. город улица
проспект
переулок
памятник
река Дон
парк имени Н.Островского
Практические упражнения на закрепление знаний о главных улицах города, реках протекающих через город .
Моя семья 2 Закреплять знания домашнего адреса, телефона. Имени, отчества родителей. Места их работы Адрес
телефон
Мама папа
Место работы
Практические упражнения на закрепление отчётливого произношения своей фамилии и имени, знания своего возраста, имен родителей
Практические упражнения на закрепление знания фамилии, имени, отчества отца и матери.
Трудоустройство 5 Закрепить знания о профессиях. Охрана интересов трудящихся в трудовом законодательстве. Прием на работу. Документы: паспорт, заявление, трудовая книжка. Увольнение с работы. Производство и его подразделения: цеха, участки. Отдел кадров. Оплата труда. Выполнение правил внутреннего распорядка. Профсоюз. Трудовая книжка. Право
Труд
Отдел кадров
Заявление
Профессия
отпуск
выходной день
трудовая книжка Беседа о профессиях членов семьи . Развитие диалогической речи
IV четверть-9 час
Правовые нормы
гражданского общежития 4 Закрепление правил поведения дома, на улице, в общественных местах. Правил поведения на производстве. Ответственность за правонарушения. Милиция. Основные права граждан России - право на труд, на отдых, на образование. культура
поведение
проступок
закон
милиция
штраф Беседа о правилах поведения в общественных местах, дома и на улице . Развитие диалогической речи
Праздники 2 Закрепление знаний о праздновании красных дат календаря и воспитание желания участвовать в школьных праздниках. Праздник
День рождения
Новый год
Утренник
концерт Игра «Найди отличие на картинках о праздниках»
Правила дорожного
движения 3 Учить различать виды транспорта. Дорожные знаки. Закрепить основные правила уличного движения.
Автобус троллейбус машина водитель
Светофор Сюжетно-ролевая игра « Идет по городу пешеход» на закрепление основных правил уличного движения.