Методический материал для проведения предметной олимпиады для учащихся 3 – 5 классов в коррекционной школе VIII вида по социально-бытовой ориентации


Алёнкина Ольга Арнольдовна, г. Волжский, Волгоградская область
Олимпиада по социально – бытовой реабилитации:
(Максимальное количество баллов = 44)
(Для учащихся с особыми образовательными возможностями3 – 5 классы)Ф.И.ребенка____________________________________ Дата рождения___________________
Ф.И.О. педагога _________________________________________________________________
Учреждение (полное название) _____________________________________________________
________________________________________________________________________________
E-mail педагога (родителя) _______________________________________________________
Почтовый адрес _________________________________________________________________
Задания для обязательного выполнения:
Тема: «Электроприборы. Посуда. Инструменты» (до 3,5 баллов) _______
Задание: Раздели предметы на 3 группы: 1, 2, 3
1 – Электроприборы, 2 – Посуда, 3 – Инструменты




-65405132080






-6223083185
1 – Электроприборы –
.................................................................................................................................................................
2 – Посуда –
……………………………………………………………………….....................................................
3 – Инструменты –
………………………………………………………………………………………….........................
Тема: «Гигиена»
Задание: Как правильно мыть руки? Расставь цифры от 1 до 5, под картинками в правильной последовательности (до 3 баллов) _______

1.№____ 2.№___ 3.№___ 4.№___ 5.№___
Тема: «Гигиена».
Задание: Подчеркни правильные ответы, «чтобы быть здоровым, надо»: (до 2 б.) _______
Соблюдать режим дня;
Есть овощи и фрукты;
Кушать на ночь;
Делать по утрам зарядку;
Весь день смотреть телевизор;
Гулять в лесу или отдыхать на даче;
Ложиться спать в двенадцать часов ночи;
Вести здоровый образ жизни.
Тема: «Семья»
Задание: Письменно ответь на вопросы (до 4 баллов) _______
1. Как тебя зовут? (Фамилия, имя) ………………………………………………………….........
2. Сколько тебе лет? ………………………………………………………….........
3. Сколько человек в твоей семье? ………………………………………………………….........
4. Как зовут твоего папу? …………………………………….........................................
5. Как зовут твою маму? ………………………………………………………….........
6. Есть ли у тебя братья, сестры? Как их зовут? ………………………………………………………….........
Есть ли у тебя бабушки? Как их зовут? ………………………………………………………….........
8. Есть ли у тебя дедушки? Как их зовут? ………………………………………………………….........
Тема: «Учреждения, организации и предприятия» (до 4 баллов) _______
Задание: Прочитай пять слов. Где спряталось шестое? Объясни и запиши его значение. Чем занимаются люди данных профессий?
Швея ................................................................................................................................
Кузнец ................................................................................................................................
Овощевод ................................................................................................................................
Лесник ................................................................................................................................
Артист ................................................................................................................................
…………….. – это …………………………………………………………………………….
Тема: «Профессии»
Задание: Закончи пословицы. О какой профессии идет речь? (до 3,5 баллов) _______
Семь раз отмерь – ……………………………………………………………..
Береги платье снову – ……………………………………………………………..
Сапожник без сапог, портной – ……………………………………………………………..
Задание: Соедини стрелочками одинаковые пуговицы (до 2 баллов) _______


Тема: «Профессии». Опиши профессию человека, кто работает с пуговицами (до 2 баллов) _______ ………………………………………………………………………………………………….…………………………………………………………………………………………………….………………………………………………………………………………………………………................
Тема: «Профессии». Отгадай ребус. О какой профессии идет речь. Опиши профессию данного человека (до 3 баллов) _______
……………………………………………………………………………………………………..……………………………………………………………………………………………………............

По горизонтали: 1. Электроприбор для сушки волос. 4. «Свет мой …….. скажи, да всю правду доложи!». О чем идет речь?
По вертикали: 2. Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. 3. Хожу, брожу по лесу темному. Навожу порядок. 5. Вертящийся стул. 6. Моющее средство для головы.
Тема: «Приготовление пищи» Какую посуду спрятал наш повар? Напиши (до 2 б.) _
………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тема: «Профессии». Напиши, автора, и названия литературных произведений отрывки, которых вам представлены о поваре и его работе (до 3 баллов) _______
… Уложила царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой – такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать! Взяла она мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными.
..........................................................................................................................................................................
… Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.
…………………………………………………………………………………………………......................
… Жил-был бедный мужик. Детей полна хата, а добра – всего один гусь. Уж так он его берег! Да так подошло, что совсем нечего стало, есть, хоть помирай. Вот мужик и зарезал гуся. Зарезал, зажарил и на стол поставил. Все бы хорошо, обед богатый, а хлеба нет, и соли как не бывало.
Говорит мужик своей жене:
– Разве это еда – без хлеба да, без соли? Лучше отнесу я нашего гуся царю на поклон, может, пожалует он мне хлеба. Хлеб-то без гуся – еда, гусь без хлеба – одно баловство.
……………………………………………………………………………………………………..................
… «Пойду к бабушке. Она как раз пирожки стряпает. Прогонит или нет?»
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки. Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
– Бабушка, дай мне кусочек пирожка … пожалуйста.
……………………………………………………………………………………………………..................
… Печка девочке отвечает:
– Съешь моего ржаного пирожка – скажу.
– Стану, я ржаной пирог есть! У моего батюшки, и пшеничные не едятся.……………………………………………………………………………………………………..................
… Вот однажды ушла девочка куда-то из дому, а мать поставила горшочек перед собой и говорит:
– Раз, два, три, горшочек – вари!
Он начал варить. Много каши наварил. Мать поела, сыта стала. А горшочек все варит кашу. Как его остановишь? Горшочек все варит. Уж вся комната полна каши…
……………………………………………………………………………………………………..................
Тема: «Предприятия торговли и общественного питания»
Задание: Подбери к каждому существительному подходящие по смыслу прилагательные (по 5 прилагательных) (до 3 баллов) ________
Рынок Магазин Кафе
……………………………...
……………………………..
…………………………….. ……………………………….
……………………………….
………………………………. ……………………………….
………………………………..
……………………………….
Тема: «Здоровый образ жизни»
Задание: Спортсмены, каких видов спорта пользуются данным спортивным инвентарём. Опиши один из видов спорта: история возникновения, условия игры, атрибуты, место проведения (до 4 баллов) _________



…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………
Тема: «Профориентация»
Задание: Отгадай ребусы. Представителю, какой профессии нужен этот предмет? (до 3 балов)_______
у нитка
45123
……………..………. ……………………….. ……………………….. ....………………. ....
Задания повышенной трудности (на усмотрение педагога):
Тема: «Пожарная безопасность»
Задание: Напиши, «как нельзя шутить с огнем». Назови причины пожара (до 5 баллов) _____

…………………………………
……………………………….... …………………………......
…………………………….. ………………………………
………………………………

………………………………....
……………………………….... ……………………………..
…………………………….. ……………………………….
……………………………….
Количество баллов:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 Всего
Ответы:
Электроприборы – чайник, мясорубка, фен, утюг, микроволновая печь, стиральная машинка, пылесос; Посуда – чашка, блюдце, кастрюля, кувшин, стакан, сковорода; Инструменты – отвертка, топор, молоток, пила, игла. 2, 4, 1, 5, 3
Соблюдать режим дня; Есть овощи и фрукты; Делать по утрам зарядку; Гулять в лесу или отдыхать на даче; Вести здоровый образ жизни.
Дать полные ответы.
Школа.
Семь раз отмерь – один отрежь; Береги платье снову – честь с молоду; Сапожник без сапог, портной – без рубахи.
Шесть пар пуговиц.
Подробное описание профессии «швея».
По горизонтали: 1. Фен. 4. Зеркало. По вертикали: 2. Ножницы. 3. Расческа. 5. Кресло. 6. Шампунь.
Чайник, кастрюля, ложка, стакан, вилка, нож, самовар, тарелка.
Русские народные сказки: «Царевна-лягушка», «Колобок», «Умный мужик», В. Осеева. «Волшебное слово», русская народная сказка «Гуси-лебеди», Братья Гримм «Горшок каши».
Рынок: колхозный, овощной, мясной, большой, шумный. Магазин: продуктовый, обувной, универсальный, удобный, дешевый. Кафе: новое, уютное, летнее, красивое, комфортное.
Велосипедисты, теннисисты, баскетболисты, хоккеисты, пловцы, волейболисты, гимнасты, лыжники, фигуристы, бадминтонисты, боксёры, футболисты.Руль – шофёр, плов – повар, удочка – рыбак, ткани – швея, ткачиха.
Неосторожное обращение с огнем в лесу; Шалости детей с огнем и спичками; Небрежное использование бытовых нагревательных приборов; Неправильная эксплуатация газовых приборов; Неисправность печей и дымоходов; Нарушение противопожарной безопасности при эксплуатации сети и электропроводки.