Опыт применения метода интеллект – карт на уроках социально-бытовой ориентировки Щитовой Марины Дмитриевны


Опыт применения метода интеллект – карт на уроках социально-бытовой ориентировки
Щитовой Марины Дмитриевны
Автор создания интеллект – карт
Тони Бьюзен родился в Лондоне в 1942 году, в 11 лет переехал вместе с семьей в Ванкувер, Канада. Мать работала стенографисткой в суде, отец был инженером-электриком. Младший брат — Барри Бьюзен.
В 1964 году Тони Бьюзен получил двойной диплом с отличием в области психологии, английского языка, математики и общих наук в Университете Британской КолумбииИстория появления интеллект - карт
Все началось с публикации книги Тони Бьюзена «Работай головой» (1974). Тогда-то технология интеллект - карт и стала быстро набирать популярность, доказывая свою применимость на практике для решения самых разнообразных интеллектуальных задач. Однажды второкурсник Тони Бьюзен искал в университетской библиотеке книги об эффективном использовании способностей мозга. Ему предстояло справиться с огромным количеством учебного материала, и он хотел узнать, как такие функции мозга, как запоминание, восприятие и анализ, могут быть наилучшим образом использованы в учебном процессе. Ему посоветовали обратиться в отдел медицинской литературы. В ответ на слова о том, что он не хочет делать операции на мозге, а только хочет научиться правильно его использовать, библиотекарша сказала, что таких книг не существует. Это и стало толчком для Бьюзена. Он все-таки пошел в отдел медицинской литературы, нашел книги по физиологии мозга и использовал новые знания для создания своего метода интеллект - карт.
Он достиг потрясающих результатов, став одним из лучших студентов. Тони Бьюзен превратил процесс обучения в увлекательное и, что главное, очень эффективное занятие. Он начал помогать, в порядке хобби, школьникам и студентам колледжей, которых по разным причинам в свое время отнесли к разряду "неспособных к учебе", "безнадежных", "неспособных к чтению", "отсталых" и "трудновоспитуемых". Все эти так называемые горе дети очень скоро достигли нормального уровня в учебе, а некоторые даже стали настоящими отличниками. Один из таких школьников воскликнул: «Я не был неспособным к учению — у меня просто не было настоящего учения!» HYPERLINK "http://www.cfin.ru/management/controlling/mind_map.shtml" \l "_ftn1" \o "" 1 Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.
Интеллект-карта – это графическое выражение процесса радиантного мышления и поэтому является естественным продуктом деятельности человеческого мозга. Это мощный графический метод, предоставляющий универсальный ключ к высвобождению потенциала, скрытого в мозге, это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной форме.
Термин «радиантное мышление» относится к ассоциативным мыслительным процессам, отправной точкой или точкой приложения которых является центральный объект.
Н: «Целостное мышление» - в центре, а от него отходят линии – ассоциации, представляющие работу левого и правого полушария.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти»  или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.
Метод интеллект - карт может найти применение в любой сфере жизни, где бы ни требовалось совершенствовать интеллектуальный потенциал личности, что достигается учением, или решать разнообразные интеллектуальные задачи.
При помощи интеллект – карты рассмотрим разные сферы жизни.


Правила построения интеллект - карт
Главное!
1. Начинайте с центра. В центре находится самая главная мысль, цель построения интеллект - карты. Начинайте с главной мысли — и у вас появятся новые идеи, чем ее дополнить.
2.Читайте по часовой стрелке, начиная с правого верхнего угла. Информация считывается по кругу, начиная с центра карты и продолжая с правого верхнего угла и далее по часовой стрелке. Это правило принято для чтения всех интеллект - карт. Если вы задаете другую последовательность, обозначайте очередность чтения порядковыми цифрами.
3. Используйте разные цвета! В выбираемых нами цветах всегда больше смысла, чем может показаться. Цвет мы воспринимаем мгновенно, а на восприятие текста нужно время. Разные цвета могут по-разному восприниматься и имеют разное значение.
Цвет Значение Скорость восприятия
Красный цвет Наиболее быстро воспринимающийся цвет. Максимально фокусирует внимание. Сообщает об опасности, проблемах, которые могут возникнуть, если не обратить на него внимание Высокая
Синий цвет Строгий, деловой цвет. Настраивает на эффективную продолжительную работу. Отлично воспринимается большинством людей Средняя
Зеленый цвет Цвет свободы. Расслабляющий, умиротворяющий цвет. Позитивно воспринимается большинством людей. Но его значение сильно зависит от оттенков («энергичный изумруд» глаз или «тоска зеленая» в больницах советского типа) Низкая
Желтый цвет Цвет энергии, цвет лидерства. Очень раздражающий цвет, на который невозможно не обратить внимание. Высокая
Коричневый цвет Цвет земли, самый теплый цвет. Цвет надежности, силы, стабильности, уверенности Низкая
Оранжевый цвет Очень яркий, провокационный цвет. Цвет энтузиазма, новшества, возбуждения, энергии, динамики. Отлично привлекает внимание Высокая
Голубой цвет Цвет нежности, цвет романтики. Отличный фоновый цвет. В английском языке нет отдельного слова для этого цвета (blue понимается как и синий, и голубой). В России этот цвет обозначает обычно свободу движения: к морю, к небу, к мечте Низкая
Черный цвет Строгий, ограничивающий цвет. Идеален для написания текста, создания границ Средняя
4. Экспериментируйте всегда! В течение своей практики автор видел множество интеллект - карт. И у каждой из этих карт был свой неповторимый индивидуальный стиль. Так как мышление каждого человека уникально, то и карта как результат мышления тоже оказывается уникальной и неповторимой.
Преимущества интеллект - карт

Использование метода интеллект – карт на уроках социально-бытовой ориентировки
Об этом методе я узнала от коллеги, которая пыталась разобраться в его сути, прочитав о методе интеллект – карт, я решила применить его на уроках СБО. И вот что получилось.
Тема « Организация праздника» 9 класс.
Мы взяли как пример «Организация своего Дня рождения».
На этапе изучения нового материала возникло затруднение, как сделать так, чтобы ничего не забыть при организации своего дня рождения!?
Примеры интеллект – карт


А это работы 7-го класса. Тема « Приём гостей».

Интеллект - карты помогают вам усвоить разницу между способностью к хранению объема информации, которая может быть запечатлена в памяти, что, собственно, позволяет вам демонстрировать метод интеллект - карт, и эффективностью хранения информации, повысить которую он (метод) призван. Эффективное хранение информации в мозге увеличивает объем усвоенной информации. Это напоминает разницу между хорошо и плохо организованным складом или между двумя библиотеками, в одной из которых имеется каталог книг, а в другой таковой отсутствует.
Интеллект-карта представляет собой шаг вперед на пути прогресса от линейного (одномерного) через латеральное (двухмерное) к радиантному (многомерному) мышлению.