Доклад на тему Использование активных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки


Использование активных методов обучения на уроках социально-бытовой ориентировки.
Мой предмет, социально бытовая ориентировка, позволяет применять различные формы активных методов обучения. Наиболее приемлемыми методами активного обучения в начальной школе является успех.
Чего ждет ребенок, переступивший порог школы? Только успеха. Ситуация успеха — необходимое условие для перерастания положительного отношения к учебе в активное, творческое.
Я убедилась, что успех связан с чувством эмоционального подъема, создает ощущение внутреннего благополучия. Один раз, пережив успех, ощутив от него радость победы, ребенок будет вновь и вновь стремиться к нему. Этот успех запоминается надолго и является стимулом к учебе.
Уверенно чувствует себя тот, кто в деятельности опирается и использует свои личные психологические особенности. А чтобы уверенность не терялась, необходимо помочь развитию ребенка. Использование принципа «мини — макса» (объем знаний дается по максимуму, оценивается стандартный минимум; максимум отметок, минимум оценок) помогает поддержать уверенность в себе. Считаю, что важное значение имеет прямое общение детей на уроке. Лишая учащихся общения, мы делаем их менее защищенными, не уверенными в собственных силах, более зависимыми от учителя, не способными к высказыванию собственного мнения. Здесь и имеет большое значение работа в группах и парах. «Повернись к соседу, скажи свой ответ. Если у него так же, он кивнет тебе, если нет, то можно вместе найти верное решение». Классы у нас по 12 учащихся. Это огромное преимущество перед образовательными школами. Мы сидим за «круглым столом», и это еще один плюс. Я вижу всех, я говорю со всеми, я вижу пробелы в их знаниях. По программе СБО я не ставлю отметок. И это превращает мой урок не в соревнование за лучший результат. У нас это совместная деятельность, где царит дух сопереживания и сотворчества.
Что приобретает ученик, пройдя через такой процесс обучения? Самое главное — у него нет страха перед неизвестным, появляется потребность в общении, самостоятельность при решении учебных задач, он умеет доказать свое и уважает чужое мнение, имеет способность к самоконтролю и сопереживанию, яркие эмоции.
Я проводила скучные уроки по теме «Уборка помещения» в кабинете в ожидании «важных гостей». Это их забавляло, стимулировало. В результате – теорию по уборке запомнили все дети. На уроке по интерьеру мы любовались красотой комнат на предложенной презентации. На следующий урок мы «представляли свои будущие квартиры» и дети показали прекрасную память , говоря о деталях интерьера.
Мальчикам я предложила нарисовать комнату , а девочкам подобрать детали интерьера. Я поручила вместе с родителями сфотографировать их комнаты, а потом обсудить, как сделать их интереснее..
Некоторые дети с трудом решали задачи по определению времени в пути ( по теме «транспорт»). Я написала карточку - помощницу. На карточке -помощнице была написан план и показана последовательность действий решения. Здесь же написана типичная задача для самостоятельного решения по образцу. На следующей стороне написано: Решим задачу! Задачу подобную на карточке - помощнице теперь дети решили самостоятельно.
Пятиклассники затрудняются в воспроизведении тестов. Для этого я составляла им карточку-консультацию, на которой написан план текста. Ребята по карточке справлялись с большим успехом.
Одним из эффективных методов является диалог.
Формирование образной составляющей памяти, необходимой для дальнейшей подготовки к жизни (а мой предмет- и есть подготовка к самостоятельной жизни) может обеспечить развитие памяти, речи школьника, а также формирование знаний об окружающей действительности.
И наконец, отмечу, что совместное творчество учителей и учеников позволяет говорить о создании своей оригинальной методики. Именно ученики являются активными участниками этого творческого процесса.
Наблюдая за работой учителей нашей школы, в полной мере понимаешь, что значит вечный, неутомимый поиск. Хороших талантливых учителей много, с сочетанием педагогического таланта и артистичности, логичности, необыкновенной последовательности и мудрости, терпения, легкости и коммуникабельности.
Я заметила на практике, что многие проблемы можно решить, используя их, пусть и малый жизненный опыт. В изучении жизненных ситуаций неоценимую помощь презентации, интерактивная доска. Одновременно у детей развивается речь, память и появляется интерес к учебе.
На моих уроках иногда присутствуют родители. Ученики спрашивают у них совета, ведут с ними диалоги, утешают и поздравляют их. К таким урокам мы заранее готовимся (проходя основную часть программы).
Часто я использовала на уроках коллективные формы работы. Групповая работа в парах оживляет педагогический процесс, помогает каждому ребенку раскрыться как личности. В результате такого труда создаются совместные проекты. Я хвалила их даже за самую маленькую удачу, верно найденное слово, за старание и трудолюбие. Это признание стимулирует их к дальнейшему творчеству.
Уроки для меня и моих учеников — постоянный поиск, непрекращающийся диалог, совместный коллективный труд, основанный на доверии и доброжелательности. Главное, каждый ученик понимает, это серьезная подготовка к самостоятельной, взрослой жизни.
Я поняла, что нельзя проводить уроки без метода удивления. Ребенок активный участник познания и преобразования окружающего мира. Ему все интересно, он удивлен окружающим его миром. Но, придя в школу, вынужден действовать по инструкции взрослого и поэтому теряет свою инициативу. Мои ученики сами «открывали» новые для себя знания, являлись исследователями окружающего мира.
На уроках «Мир моды, уход за новорожденным, семья» и т.п.» они открывали много для себя нового. Тем более, что в основном это дети из неблагополучных семей. Метод «любования» - это эмоциональная форма усвоения нового. Я использовала его на уроках связанных с культурой, семьей, уход за комнатными растениями. Использование красивой музыки, красочных картин усиливают эмоциональное настроение. В этом мне помогаю презентации, где я могу показать всю красоту окружающей действительности, то, к чему надо стремиться в устройстве своего быта.
Метод «Круглый стол» я чаще использовала при обобщении материала. На уроке мы проводили урок-обсуждение. При прохождение темы «Уход за домашними животными, детям было дано задание написать дома сочинения про зверюшек от имени животных. Урок-обсуждение детских сочинений обязателен, ради обсуждения, собственно, и пишутся сочинения. Такие обсуждения мы делаем часто и ребята запоминают самые красивые описания, обороты речи. На таких уроках ребенок развивается и как автор, и как читатель. Сочинения обсуждались и сравнивались с рассказом приглашенного ветеринара. На свои уроки, с краткими беседами я приглашала различных специалистов: повара, медицинского работника, водителя, полицейского (для бесед по темам учебной программы)
С учениками 8-9 классов я использую метод - проектов. Это по темам «Бюджет, деловые бумаги, трудоустройство». Но необходимо признать, что этот метод отнимает много внеурочного времени (в этом мне помогали воспитатели и классные руководители). Хотя результаты этого стоят. Обобщение по пройденным темам показали, что объем запоминания намного выше, чем прохождение этих же тем в традиционной форме. Я пришла к выводу, чтобы у учащихся выработалось правильное отношение к учебной деятельности нужно саму учебную деятельность строить особым образом, т.е. систематически и целенаправленно ориентировать школьников на активное мотивированное овладение системой знаний и способов деятельности. Во всех методах обучения используются приемы активного обучения. Я сгруппировала приемы ориентировки учащихся, направленные на активное мотивированное овладение системой знаний и способами деятельности, согласно этапам организации учебной деятельности. Я обязательно буду использовать в работе этот активный метод и в дальнейшем.