Конспект урока социально-бытовой ориентировки в 7 коррекционном классе VIII вида по теме « Железнодорожный транспорт»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лядовская основная общеобразовательная школа
Конспект урока социально-бытовой ориентировки
в 7 коррекционном классе VIII вида
по теме « Железнодорожный транспорт»
Работу выполнил
учитель СБО
Дудорова Вера Семёновна

с. Ляды2013 г.
Общая дидактическая цель – Создание условий для усвоения умений самостоятельно применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Цели:
Образовательные –
Формирование  знаний по железнодорожному транспорту, его видам
Коррекционно-развивающие – создание условия для:
коррекции мышления через анализ и сравнение различных видов железнодорожного транспорта,
коррекции памяти через многократное повторение нового материала,
коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практической работы,
коррекция речи через использование словесных методов обучения,
обогащение словаря и введение новых слов в ответы учеников.
Воспитательные – воспитание:
интереса к теме урока,
сознательной дисциплины,
культуры поведения, культуры речи.
Тип урока: комбинированный урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
Средства обучения:
ноутбук, мультимедиапроектор,
мультимедийная презентация “Железнодорожный пассажирский транспорт”,
комплекты железнодорожных билетов.
Структура урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Целеполагание и мотивация.
4. Объяснение нового материала.
Достоинства и недостатки железнодорожного транспорта.
Виды пассажирских поездов.
Сравнение различных видов поездов.
5. Практическая работа “Определение вида железнодорожного транспорта”.
6. Итоги урока.
7. Оценка деятельности, рефлексия.
Структура урока
Этапы Дидактические задачи Деятельность учителя Деятельность учащихся
1. Организация начала урока Подготовка учащихся к работе на уроке.
Введение в урок. Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку. Проверяют готовность своего рабочего места к уроку, настраиваются на успешную работу в процессе работы
2. Актуализация опорных знаний. Подготовка учащихся к основному этапу урока. Включение мыслительного процесса. Организует проверку знаний учащихся по теме через ответы на вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы.
3. Целеполагание и мотивация Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности Организует работу учащихся по принятию целей урока, обращает внимание на актуальность темы. Обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя.
4. Изучение нового материала. Создание условий для изучения нового материала. Организует деятельность учащихся по изучению нового материала с применением мульмедийной презентацией.
Ученики распознают и сравнивают виды пассажирского транспорта, определяют особенности видов поездов, используя слайды презентации.
Ученик рассказывает про особенности фирменного поезда.
5. Применение знаний и умений.
Практическая работа. Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений. Организует деятельность учащихся по применению знаний и умений для выполнения практической работы. Ученики самостоятельно выполняют задания, записывая сведения в таблицу.
Объясняют выполнение заданий, проговаривая этапы.
6. Итоги урока. Сделать выводы по уроку. Организует проверку знаний учащихся через ответы на вопросы. Учащиеся отвечают на вопросы.
7. Оценка деятельности, рефлексия Создать условия для рефлексии собственной деятельности Проводит оценку выполнения практической работы. Определяют уровень собственных достижений.
Ход урока
1. Организация начала урока.
2. Актуализация опорных знаний.
Учитель организует проверку знаний учащихся по теме через ответы на вопросы.
Слайд 2.
Вопросы учащимся.
Перечислите виды транспорта? “Автомобильный, воздушный, водный, железнодорожный”.
С помощью какого пассажирского транспорта можно передвигаться по нашему городу? “По нашему городу можно передвигаться на автомобильном и немного на водном транспорте”.
С помощью какого транспорта перевозят грузы из нашего города? “Грузы перевозят на автомобильном, железнодорожном и водном транспорте”.
Имеется ли в нашем городе железная дорога? “Да”.
Назовите ближайший город, где есть железнодорожный пассажирский транспорт? “Пермь
3. Целеполагание и мотивация
“Город Пермь – областной центр, где имеется транспортное сообщение с другими городами нашей страны. Многие люди любят путешествовать и предпочитают железнодорожный транспорт. Почему? Сегодня на уроке вы познакомитесь с железнодорожным транспортом: достоинствами и недостатками, видами поездов. Научитесь определять вид поезда по билету и расписанию. Данные знания и умения вам пригодятся во время путешествий”.
Обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя.
“Какая тема сегодня на урока? Чему вы можете научиться на этом уроке?”
4. Изучение нового материала.
Слайд 3.
“Железнодорожный пассажирский транспорт имеет достоинства и недостатки”.
Во время беседы определяются достоинства и недостатки поездов.
Подводится итог с показом текста. Учащиеся читают на доске предложения.
Слайд 4
“Вся наша страна охвачена сетью железных дорог. В какой части нашей страны больше железных дорог? Почему?”.
Слайд 5
“На железнодорожном транспорте работают люди разных профессий. Кто здесь работает? Что он делает?”
Слайд 6.
“Различают несколько видов поездов. В прошлом году мы разбирали пригородные поезда”.
“Поезда дальнего назначения делятся на несколько видов в зависимости от скорости, комфорта, цене билетов”.
Ученики читают слова и беседуют. Во время беседы определяются особенности поезда.
“Пассажирские имеют больше остановок, но дешевле всех”. “Скорые поезда находятся меньше в пути, но дороже”. “Экспресс имеет большую скорость”.
Слайд 7. Демонстрация фирменных вагонов.
“Чем отличаются фирменные вагоны?” “Фирменные вагоны красивые, яркие, удобные. Имеют рисунки, свои названия”.
Слайд 8. Рассказ учителя про фирменный поезд “Кама”.
Слайд 9. “Вспомним особенности поездов. Начнем с пассажирского. Какие у него достоинства и недостатки?” Ученики сравнивают виды пассажирского транспорта, определяют особенности видов поездов, итоги просматривают на слайде презентации.
“Данный слайд будет использован на практической работе”.
Учащиеся просматривают ролик о железнодорожном транспорте. “Какой железнодорожный транспорт вы увидели?” “Фирменные поезда, электрички, пассажирские и товарные поезда”.
5. Применение знаний и умений. Практическая работа.
Слайд 11. “Каждый вид поезда имеет свое сокращение:
ПАСС. – Пассажирский СКОР. – Скорый
ФИРМ. – Фирменный УСКОР. – Экспресс”
Ученики самостоятельно определяют вид поезда по сокращению.
Слайд 11. “Перед вами железнодорожный билет. Сегодня мы рассмотрим только две верхние строчки билета”. Учитель показывает, какую информацию можно прочитать на билете.
Слайд 12. Заполнение таблицы, используя железнодорожные билеты. –Приложение
Учитель объясняет заполнение таблицы, используя слайд и анимацию. Учащимся выданы комплекты билетов на парту и таблица для заполнения. Они работают вместе с учителем, отвечая на вопросы и записывая в таблицу.
“Определяем номер поезда и записываем его в 1 столбик”.
Щелчок 1. Появляется овал, Автоматически исчезает, появляется число 651.
“Определяем вид поезда по номеру и расписанию и записываем его во 2 столбик”.
Щелчок 2.“Определяем пункт отправления и записываем его в 3 столбик”.
Щелчок 3. Появляется овал, Автоматически исчезает, появляется слово.
“Определяем пункт назначения и записываем его в 4 столбик”.
Щелчок 4. Появляется овал, Автоматически исчезает, появляется слово.
“Определяем дату отправления и записываем его в 5 столбик”.
Щелчок 5. Появляется овал, Автоматически исчезает, появляется слово.
“Определяем особенность поезда и записываем его в 6 столбик.
Если поезд скорый, что можно написать?”.
Щелчок 6.Далее самостоятельная работа учащихся. Учитель контролирует записи в таблице, направляет на правильный ответ.
Осуществляются самопроверка, на экране показана заполненная таблица.
6. Итоги урока.
Организует проверку знаний учащихся через ответы на вопросы.
Решение экономических задач.
Какой вид поезда необходимо выбрать, если пассажир предпочитает комфортные условия в поезде и не ограничивает себя деньгами?
Семья любит путешествовать, но имеет ограниченное количество денег. Какой вид поезда выбрать? Пассажирский.
Василию Петровичу необходимо быстрее доехать до Москвы. Какой поезд предпочесть?
Слайд 13. Вопросы для проверки знаний на уроке.
Ученики отвечают на вопросы, вспоминая материал урока.
7. Оценка деятельности, рефлексия.
Проводит оценку работы на уроке и выполнения практической работы. Определяют уровень собственных достижений.
Слайд 14.
Источники информации
Горьковская железная дорога // Горьковская железная дорога [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gzd.rzd.ru/
Российские железные дороги [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.rzd.ru/
Транспортная система России // Коллекция презентаций [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ppt.3dn.ru/
В презентации были использованы иллюстрации:
http://perecheek.narod.ru/2m62u-0350-1.jpg
http://www.dost.ru/firmtrain/bin.aspx?ID=512103d0-8913-4797-837c-6ba1f1524663
http://www.e1.ru/news/images/315/651/315651/elektrichka.jpg
http://www.free-lancers.net/posted_files/D6B269157CC3.jpg
http:// http://www.mobiticket.ru/index.php?page=441
http://poezd-photo.ucoz.ru/_ph/35/2/51994589.jpg
http://forum.dddkursk.ru/uploads/post-49-1194164743.jpg
http://www.railwayticket.ru/img/txt/firm_train.jpg