Доклад «Формирование ключевых жизненных компетенций у обучающихся со сложной структурой дефекта на уроках социально – бытовой ориентировки»


Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 78" VIII вида
«Формирование ключевых жизненных компетенций у обучающихся со сложной структурой дефекта на уроках социально – бытовой ориентировки» Особенностью детей со сложной структурой дефекта является глубокое недоразвитие функции восприятия. Реакция на окружающий мир слаба или неадекватна; анализ собственного поведения, мыслительная функция отсутствуют; при обращении к ним дети воспринимают не смысл, а интонацию и сопровождающую речь, мимику и жестикуляцию. Речь ограничивается единичными словами или нечленораздельными звуками. Эмоции крайне просты и большей частью связаны с физическим самочувствием, физиологическими потребностями. Источником удовольствия и проявлением радости являются ощущения сытости, тепла, удовлетворение патологических влечений. Недоразвитие моторики проявляются в скудной мимике, однообразии и замедленности движений, нарушенной координации. Способности к целенаправленной деятельности отсутствуют. Профессиональная подготовка и дальнейшее трудоустройство невозможны – дети требуют постоянного ухода со стороны близких или специалистов в учреждениях социальной защиты. И тогда возникает вопрос: «Стоит ли обучать таких детей?» Да, стоит! Ведь они живут среди нас, общаются с нами, так или иначе, вступают в социальные контакты.
В настоящее время значительно возрос интерес к организации помощи детям с тяжелой, глубокой интеллектуальной недостаточностью, проблемы потенциальных возможностей этих детей, приспособления их в жизни приобретают социальную значимость.
Процесс обучения и воспитания в рамках школы 8 вида, направленный на формирование личности ребенка, коррекцию недостатков развития, создает предпосылки социально – бытовой адаптации и социально – средовой ориентации детей со сложной структурой развития дефекта. Предмет социально – бытовая ориентировка (СБО) является одним из уроков, на котором формируются ключевые жизненные компетенции у обучающихся данной категории. Это понятия и навыки, связанные с сохранением здоровья, заботой о своей внешности, с бытовыми проблемами в доме (уют, кулинария, стирка, уборка, бытовая техника). Формируются основные понятия и опыт общения и поведения в ближнем и формальном окружении; ориентировка в городе, в транспорте, в магазинах, умение пользоваться услугами службы быта, связи, медицинской помощи.
Неотъемлемая часть занятий – формирование таких жизненных компетенций, как морально – этические нормы поведения, выработка навыков общения с людьми в различных жизненных ситуациях.
Опыт работы с детьми со сложной структурой развития дефекта показывает, что задача подготовки к жизни может быть решена только при соблюдении ряда требований, вытекающих из психофизических особенностей обучающихся. Поэтому и занятия СБО требуют учета специфики работы с умственно – отсталыми детьми.
Главное требование при обучении курсу СБО – современное оборудование кабинета для проведения теоретических и практических занятий, его материальное обеспечение реальными предметами, наличие дидактического раздаточного материала. При этом следует ориентироваться на те предметы домашнего обихода, одежды, обуви, приспособлений и т.д., которыми пользуются основная масса населения.
Общесоциальные коррекционные задачи обучения и воспитания определяют организационные методы и формы их решения, которые подчинены дидактическим принципам и способствуют оптимальной адаптации к самостоятельной жизни.
Положительный эффект в воспитании и обучении детей со сложной структурой развития дефекта может быть достигнут при проведении уроков СБО с использованием следующих принципов:
- воспитывающей и развивающей направленности;
-систематичности и последовательности;
-связи обучения с жизнью и расширение социальных связей;
-коррекции в обучении;
-наглядности и практической деятельности с реальными предметами;
-доступности;
-индивидуального и дифференцированного подхода;
-прочности знаний, умений и навыков.
Остановимся на характеристике дидактических принципов, учитывая их значимость.
Главный принцип в работе с детьми данной категории – это воспитывающий характер обучения. В ходе учебного процесса дети приучаются к дисциплине, общепринятым нормам поведения, к адекватной реакции на определенные учебные и бытовые ситуации. В свое время классик олигофренопедагогики Э. Сеген писал о том, «что хорошие привычки могут спасти глубоко отсталого ребенка, плохие – погубить».
Особую роль в формировании у детей положительных личностных качеств играет привитие трудовых навыков. В ходе непосредственной практической деятельности у них формируются такие нравственные качества, как добросовестность, привычка к трудовому усилию, способность работать в коллективе, что очень важно для дальнейшей социальной адаптации.
Уроки по социальной адаптации проходят в виде классных занятий и экскурсий. На уроках, благодаря специально – созданным ситуациям, дети обучаются необходимым бытовым навыкам, овладевают общепринятыми нормами поведения, для этого используются сюжетно – ролевые игры, такие как «В автобусе», «На почте», «В магазине», «На приеме у врача» и другие. Здесь лучше использовать как можно полнее характерную для детей черту, как способность к подражанию.
Реализация принципа расширения социальных связей предполагает развитие у обучающихся речевого общения. Известно, что само по себе накопление новых слов не ведет к улучшению их активной речи. Даже владея нужным словом или несложной фразой, они часто ими не пользуются. Это обусловлено пассивностью детей, низким уровнем побуждений к высказываниям, слабым интересом к окружающему. Чтобы вызвать речь детей, необходимо поставить их в такие условия, когда они должны спросить или попросить чего – либо, задать определенные вопросы. Этому как раз содействуют создаваемые на уроках специальные ситуации, в процессе которых дети учатся общению.
Хочется остановиться на возможностях принципа коррекции в обучении детей с тяжелыми нарушениями интеллекта. Его суть – в исправлении недостатков психофизического развития детей в процессе обучения путем использования специальных методических приемов. Значительную роль здесь, конечно, следует отдать тренировке (недаром часто таких детей называют «тренируемыми»). Но попытка поставить все обучение детей с тяжелой умственной отсталостью на выработку механических, рефлекторных действий является ошибочной. Л.С.Выготский указывал на то, что «глубоко отсталый ребенок, овладевающий начатками мышления, человеческой речью, примитивными формами труда, - этот ребенок должен и может получить от воспитания нечто качественно иное, чем просто фонд автоматических навыков». Речь идет о развитии познавательной деятельности детей, формирование которой наиболее успешно происходит в условиях специального коррекционного обучения. Так ребята после 4-5 лет обучения овладевают пспособностью ориентироваться в здании, находить самостоятельно нужное помещение. Они усваивают элементарные обобщенные понятия, которые употребляют в речевом общении.
В свою очередь, развитие познавательной деятельности детей положительно сказываются на их личностных качествах. В старших классах подростки достаточно адекватно оценивают свою трудовую деятельность. Они небезразлично относятся к качеству выполненной работы. Плохо справившись с заданием, огорчаются; кода же получается хорошо, стараются показать учителю или товарищу, чтобы вызвать одобрение, похвалу. Все это говорит о личностном росте обучающихся.
Главный показатель успешности коррекционной работы – уровень самостоятельности обучающихся при выполнении учебных и трудовых заданий.
Процесс обучения может быть успешным только при условии посильности для детей учебной работы. Речь идет о принципе доступности обучения. Этот принцип предполагает преодоление школьниками возникающих трудностей. Он означает, что обучение должно вестись на таком уровне трудности, который находился бы в «зоне ближайшего развития» познавательных возможностей детей.
Реализация принципа доступности предполагает подбор ярких примеров и фактов из жизни самих детей, разыгрывание несложных бытовых ситуаций, на основе которых излагается учебный материал.
Для того чтобы дети смогли овладеть доступными для них знаниями, надо учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, т.е. осуществлять принцип индивидуального и дифференцированного подхода, что возможно сделать только на основе учета типологических особенностей детей различных клинических групп. Педагог должен учитывать состояние внимания, утомляемость и темпов работы каждого ученика с тем, чтобы соответственно индивидуализировать объем заданий.
При обучении детей со сложной структурой дефекта обязательно нужно учитывать принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Недоразвитие регулирующей функции речи у этих детей настолько велико, что часто не удается с помощью словесных указаний организовать их обучение. И только через показ приемов выполнения заданий вместе с педагогом воспитанники многократно повторяют необходимые операции, в результате чего выполняются у них несложные трудовые навыки. Фактически на протяжении всех лет обучения занятия по СБО строятся с широким использованием средств наглядности.
Согласно принципам обучения строится такое содержание программ по СБО для детей со сложной структурой дефекта, которое определяется целями и задачами педагогической работы с этими детьми.
Необходимо используя все возможности обучающихся, развивать у них жизненно необходимые навыки, чтобы, встав взрослыми, они могли самостоятельно себя обслуживать, выполнять в быту несложные бытовые операции, по возможности ориентироваться в окружающем.