Конспект урока литературы.Тема: «Поэзия подвига. Военная лирика К. Симонова»


Краевое государственное общеобразовательное казённое учреждение
«Камчатская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Конспект урока внеклассного чтения
по литературе в 9 +11 классе школы 1 вида
Тема: «Поэзия подвига. Военная лирика К. Симонова»
Учитель:
Савельева Ольга Юрьевна

г. Петропавловск-Камчатский 2016

Аннотация к уроку
Урок, посвящённый 100 -летию со дня рождения К. М. Симонова, проведён в форме устного журнала. Тема урока знакомит учащихся с военной лирикой К. Симонова. Знания, полученные школьниками на уроке, помогут расширить и углубить представления учащихся о цене победы над фашизмом, о социальной опасности войн в современном мире. Константин Симонов – один из самых известных в русской литературе поэтов военного времени .Цели:
Образовательные:
1)познакомить школьников со стихотворением К. М. СИМОНОВА «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины» периода Великой Отечественной войны; показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями
Развивающие:
1)развивать познавательные способности учащихся;
2)формировать коммуникативные и информационные компетентности;
3)раскрывать творческий потенциал учащихся
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ
Коррекционные: на основе остаточного слуха развивать устную диалогическую речь, на материале урока пополнить предметный и фразовый словарь
Школьники подготовили демонстрации в виде станиц устного журнала
№ Страница журнала Иллюстрация Содержание устного выступления
1. Демонстрация страницы журнала 1
Ученица рассказала о мероприятиях в Российской Федерации, посвященных 100-летию со дня рождения К.М. Симонова.
Президент России Владимир Путин в День России подписал указ о проведении Года литературы в России в 2015 году. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. 2015-й год богат юбилейными датами. Это, прежде всего, 70-летие Великой победы, 100-летие со дня рождения Константина Симонова... В программе торжества- художественные чтения, круглые столы, читательские конференции, конкурсы художественного слова, литературные вечера, которые пройдут в федеральных библиотеках страны.
2. Демонстрация
страницы журнала 2
Сообщение учителя о поэте – юбиляре. Семьдесят лет отделяют нас от времён Великой Отечественной войны. Всё меньше остаётся ветеранов и очевидцев тех страшных для нашего народа событий. Нельзя привыкнуть к голоду, страху, взрывам и гибели близких. Наверное, война и искусство не могут идти рядом, но русская литература хранит события страшных лет в прозе и лирике.
Уже в третий день войны появилась песня «Священная война» на стихи Василия Лебедева-Кумача. Она помогала, вселяла надежду, сплачивала людей.
Почему война названа священной? Это была война за правое дело, она звала на защиту Отечества. Такая война — против захватчиков – оправдана. Советский народ поднялся на защиту родного дома, детей и стариков. Это святой долг для каждого человека.
На фронт уходили художники, учёные, музыканты, колхозники, рабочие заводов и фабрик. Военным корреспондентом газеты «Красная звезда» ушёл на фронт Константин Симонов. Переезжая с фронта на фронт, он знал войну изнутри.
В первые, особенно тяжёлые годы, Симонов часто бывал на передовых, видел, как наши войска, с болью и горечью в сердце, с большими потерями, оставляют деревни и города. Вдоль дороги шли с запада на восток женщины, дети, старики, девушки с маленькими узелками, девочки, молодые женщины. Это было странное зрелище — эти пальто, узелки в руках, модные, сбившиеся набок причёски. А с востока на запад вдоль дороги шли навстречу гражданские парни. Они шли на свои призывные пункты, к месту сбора частей, мобилизованные, не желавшие опоздать, не хотевшие, чтобы их сочли дезертирами, и в то же время ничего толком не знавшие, не понимавшие, куда они идут. Их вели вперёд чувство долга, полная неизвестность и неверие в то, что немцы могут быть здесь, так близко. Это была одна из трагедий тех дней.
3 Демонстрация страницы 3
Обзор книг, посвященных жизни и творчеству поэта. Ученики посетили библиотеку, познакомились со сборником стихов о войне К. Симонова.
4. Демонстрация страницы 4 Ребята посмотрели кадры военной хроники , увидели фотографии писателя в разные периоды его жизни.
5. Демонстрация страницы 5 1.Ребята прочитали вслух стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины». Чтение сопровождается использованием картинного словаря.
2. Анализ стихотворения «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины...»
Поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями.
Стихотворение «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины» написано под впечатлением отступления советских войск от Смоленска на Москву. Посвящает поэт произведение своему другу Алексею Суркову. Симонов не просто рассказывает о войне, её трудностях, передаёт переживания, боль и стыд бойцов, вынужденных отступать. В стихотворении создаётся образ русской земли:
«Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шёл тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни, деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась…»
Русская земля показывается через образ дороги. Этому способствуют средства выразительности: троекратные повторы «деревни, деревни, деревни с погостами…», сравнения «как будто на них вся Россия сошлась».
Родина в стихотворении – это ещё
«…просёлки, что дедами пройдены,
С простыми крестами их русских могил…»
Но вера в победу уже с первых дней войны живёт.
Слова старухи «мы вас подождём», повторяют п Ажити, лесА. Как будто вся Русская земля приготовилась к испытаниям, но верит в освобождение.
Несколько раз автор повторяет слова: русский, русская, по-русски.
Никто из жителей оставленных деревень не осуждает бойцов. Люди понимают ужас войны, понимают и настроение солдат, которые просто не могут противостоять натиску фашистов. Старики и старухи верят, что бойцы вернутся: они молятся за них.
Симонов говорит о том, что сейчас по-настоящему понял, что значит Родина:
«Нас пули с тобою пока ещё милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я все-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился…»
Это гордость за веру, нравственную силу русского народа, принадлежность к нему.
6. Страница 6 Ученицы выразительно прочли отрывки из стихотворения К. Симонова «Жди меня»
В итоге урока к юбилею К.М. Симонова учениками была выпущена школьная стенгазета ;(100 лет со дня рождения К. Симонова)
Литература:
1. Литература 6 кл. учебник- хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Автор-составитель Полухина В. П. "Просвещение" Москва 2007г.
2. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. Под редакцией Коровиной В.Я.
Используемая методическая литература:
1.Методические советы для 6 класса. Литература. Под редакцией В. И. Коровина Москва "Просвещение" 2004
2. Литература в таблицах 5-11 класс. АСТ "Астрель" Москва
3. Читаем, думаем, спорим... 6 класс (дидактические материалы по литературе).Москва "Просвещение"20044. Уроки литературы в 5-6 классах. И. И. Аркин Москва "Просвещение" 2006
Используемое оборудование:
1. Компьютер
2. Проектор
3.Экран . Электронная презентация, ватман, иллюстрированные номера страниц журнала