Конспект урока Поэзия подвига (по творчеству Самойлова и Симонова)


Поэзия подвига
Цели урока:
- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
-показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;
- познакомить с К.Симоновым, Д.Самойловым и его стихотворениями,
- развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворного произведения;
- развивать интерес к прошлому нашей страны;
- воспитывать чувство патриотизма, благодарности народу- защитнику.

Оборудование: учебник под редакцией В.Я.Коровиной, презентации, портреты писателей, выставка книг о войне, фонохрестоматия.
1.Организационная часть.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок – у нас гости. Давайте улыбнемся друг другу, улыбнемся гостям и поприветствуем их. Садитесь, пожалуйста.
2.Вступительное слово учителя.
Ребята, на доске вы видите две даты. О чем вам говорят эти даты?
С 1941года по 1945 год убыла Великая Отечественная война.
-Правильно. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, которая продолжалась более четырех лет. В этом году мы с вами будем праздновать 70-летие со Дня Победы, которая досталась нам очень дорогой ценой.
3. К сожалению, Великая Отечественная война не оказалась последней. Наша страна прошла через Афганскую войну, через боевые действия в Чечне. Сегодня идет полномасштабная война в братской Украине. Несмотря на мирные договоренности, обстреливаются города, разрушаются фабрики и заводы, страдает и гибнет мирное население.
Чтобы не допустить подобного, мы должны помнить уроки истории, уроки Великой Отечественной войны; помнить, сколько жизней было положено на то, чтобы мы с вами могли радоваться новому дню.
В память о тех далеких событиях, в память о подвигах наших дедов и бабушек, которые сегодня с нами стоят бессмертным полком, мы повязали символ памяти – георгиевскую ленточку.
4. А как вы понимаете смысл слова «подвиг»?
Подвиг – это героический поступок, важное по своему значению действие.
- Совершенно верно. И вот сегодня мы поговорим о подвиге людей, которые боролись за нашу жизнь и свободу. Мы пройдемся по страницам военной истории, только сделаем мы это с помощью поэзии.
5. А сейчас попробуйте сформулировать тему нашего урока.
Мы сегодня будем говорить о поэзии Великой Отечественной войны.
-Правильно. Давайте запишем тему урока - «Поэзия подвига» (Я пишу на доске).
А теперь запишем, что же такое подвиг.
6. Старинное изречение гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Но молчали ли музы в страшные годы Великой Отечественной? На этот вопрос мы и ответим в конце урока.
Наш урок о людях, которые пронесли свой талант через жестокие годы войны и смогли оставить потомкам произведения, в которых отражена вся правда жизни тех лет.
7.Роль поэзии во время войны была огромна! Во многом потому, что сами поэты были участниками войны. Они сражались на фронтах, выступали в качестве военных корреспондентов, совершали подвиги и погибали.
Самые высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями. Вот почему стихи имели такую власть над теми, кто их читал.
8.Уже на третий день войны Василий Иванович Лебедев-Кумач написал стихотворение «Священная война». Она стала символом единства народа в борьбе с врагом. Вы, безусловно, знаете его.
(прослушивание песни) и слайд
- Почему война названа «священной»?
(Это война за свободу своей родины, против захватчиков. Она народная, потому что объединяет весь народ, она «священная» - потому что защита Отечества– святой долг каждого человека).
- Удивительный факт: данная песня имеет памятник. На стене белорусского вокзала, откуда уезжали на фронт солдаты, расположен барельеф-памятник песне «Священная война». (слайд)
9. «С фашистской силой тёмною, с проклятою ордой» отправлялись сражаться и совсем юные, и уже взрослые. Но не всем суждено было вернуться..
Слайды
Погибли на войне поэты Муса Джалиль, Николай Майоров, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Елена Ширман и другие…
     10. Из тех немногих, кто, пройдя через огонь и дым, поражения и победы, остался в живых, вышло немало талантливых писателей и поэтов. В 1941 г. Сергею Орлову было всего 20 лет, Михаилу Дудину – 25, Константину Симонову и Борису Окуджаве – 26. В их стихах звучит правда войны. Они прошли через всю войну, одновременно становясь солдатами и поэтами.
Слово учащимся. (презентация) Поэт К.М.Симонов (1915-1979)
11. Спасибо. А теперь послушаем само стихотворение.
Чтение стиха (Сидушкин, Баев) 
Сейчас мы поработаем с текстом. Разделимся на 5 групп, каждая группа получает свое задание: Найти в тексте и подчеркнуть:
ключевые слова (что видит поэт на дорогах войны)
Устаревшие слова
Олицетворения
Эпитеты
Сравнения и метафоры
Работаем 3 минуты.
Итак, слово 1 группе… и т.д.
Поэт на дорогах войны видит….. Через отдельные моменты и через отдельных людей он показывает всю Родину.
Устаревшие слова сейчас в речи не употребляются. Мы нашли такие устаревшие слова:…. Их много, потому что Симонов говорит о деревенской жизни.
Олицетворение – это прием, когда неживые предметы одушевляются. В тексте есть такие олицетворения:….
Эпитеты – это красочные определения. В тексте мы нашли такие эпитеты:……
При сравнении один предмет сравнивается с другим. А метафора – это скрытое сравнение. В тексте есть одно сравнение….. и метафора Крестом своих рук ограждая живых .
Все молодцы!. (через слайды)
Запишем устаревшие слова
Кринки –глиняные сосуды для воды, молока и других жидкостей.
Верста – старинная русская мера длины, приблизительно равная одному километру.
Тракт – большая грунтовая дорога, соединяющая важные населённые пункты.
Околица – окраина деревни, села.
Погост – сельское кладбище.
Салоп – верхняя женская одежда.
Плисовый – сшитый из плиса, т.е. из хлопчатобумажной ткани с ворсом.
Покуда – пока
Посмотрим и сверим ответы
Языковые средства Примеры
Олицетворения «говорили пажити» , «говорили леса», «идут голоса», «пули милуют»
Эпитеты «злые дожди», «дорожной тоской», «со вдовьей слезою», «за милую, горькую землю», «на великой Руси» 
Сравнения
  «... кринки несли нам усталые женщины, // Прижав, как детей, от дождя их к груди»
Метафоры «Слезами измеренный чаще, чем верстами, // Шел тракт», «...Крестом своих рук ограждая живых...»
Все эти средства выразительности помогают создать сжатые, но ёмкие картины войны.
Ребята, а какой период войны описан в данном стих – ии?
Начало войны – самый сложный и тяжелый период войны.
Симонов говорит о том, как тяжело оказаться на дорогах войны, как тяжело смотреть на людей, которые страдают от потери близких; как тяжело терять товарищей и оставлять родную землю врагам.
К чему призывает нас автор?
Автор призывает верить в победу, защищать Родину, близких, родных от врага.
                                        
— Почему это стихотворение так затронуло души? Каким чувством оно проникнуто?
Стих. передаёт боль и стыд бойцов, вынужденных отступать. Обращение к другу придает стихотворению особый лиризм, искренность.
Стихотворение об отступлении, но солдаты верят, что это не навсегда, что нельзя оставить на растерзание врагам родную землю, Россию)
13.Россия… Родина... В этом слове необъятность. Это и белые берёзовые рощи, старые избы, задумчивые ивы, вековечный простор полей…
И наше чувство Родины складывается из разных представлений: больших и малых, но одинаково дорогих сердцу. Пожалуй, лучше всего об этом сказал К. Симонов.
Чтение стих. «Родина»
- Какие чувства выражены в этих строках?
Здесь выражена убежденность в том, что ты защищаешь свою малую родину, свой дом, где тебя любят и ждут. И это давало силы воевать и приближать победу.
14.Именно об этом говорится в другом известном стихотворении Симонова.
Прослушивание стихотворения К.Симонова «Жди меня»
в авторском исполнении.
Слайд текст авторский
О чем это стихотворение?
(В стихотворении не рассказывается о боях, о подвигах. Это обращение к любимому человеку, просьба, чтобы ждали с войны).
—Как вам кажется, на что похоже стихотворение?
(Стихотворение похоже на письмо, звучит как молитва, потому что много раз повторяются слова «жди меня», «жди»).
Правильно, стихотворение было сложено как письмо любимой женщине.
Казалось бы, любовь и война – несовместимые понятия. Но это не так. Только любовь могла согревать душу бойцов перед боем, только любовь помогала выжить.
И это мы можем увидеть еще в одном письме-стихотворении, про которое нам расскажет Даша..
Сообщение о Суркове (Севодняева Даша)
15. Алексей Сурков – лучший друг Константина Симонова. Он является автором тихой, проникновенной песни «Землянка». Она написано в ноябре 1941 года, под Москвой, в землянке.
«Сурков не писал специально песню. Впрочем, он и стихотворение-то не писал – просто сложил письмо из наиболее пронзительных слов, какие тогда пришли; просто рассказал жене, где он сейчас находится, и какая обстановка», - так рассказывает о песне «Землянка» поэт Долматовский.
Лирическая, немного грустная и очень искренняя, песня понравилась бойцам. Слова песни “до тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага” – были не только поэтическим образом, но и реальностью.
Звучит песня «Бьется в тесной печурке огонь…»
Физкультминутка
16. Сегодня хочется познакомиться еще с одним замечательным поэтом фронтового поколения – Давидом Самуиловичем Самойловым (1920-1990).
Презентация о Самойлове
17.Звучит стихотворение «Сороковые».
- Как поэт рисует картины войны?
(Поэт будто листает альбом с фотографиями. Он вспомнил «сороковые» 20 лет спустя. Это позволило ему глубже понять трагедию «свинцовых» и «пороховых» лет.)
А теперь давайте посмотрим внимательно текст и выясним значение некоторых слов.
Задание предварительно получили ……………….. , их и послушаем.
Роковой – судьбоносный.
Эшелон – железнодорожный состав.
Погорельцы – те, у кого сгорел дом.
Полустанок – набольшая железнодорожная станция.
Замурзанный – грязный, заношенный, потерявший форму.
Кисет – мешочек для табака.
Мундштук наборный – приспособление для курения папирос, сделанное (набранное) из разных цветных кусочков пластика.
Балагурить – разговаривать
Пайка – (паёк) – норма продуктов, выдававшаяся солдатам на фронте
- Найдите антитезу в стихотворении. Кстати, кто вспомнит, что такое антитеза? Что в ней выражено?
Антитеза – это противопоставление.
(«Война гуляет по России, а мы такие молодые»). Здесь молодость противопоставляется войне.
- Зачем используются многоточия, повторы? («И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…»)
- Они усиливают впечатление всенародного масштаба трагедии.
- Какие эпитеты использует поэт для описания 1940-х годов?
(Сороковые, роковые – они выпали на долю целого поколения, сломали судьбы миллионов людей, военные и фронтовые, свинцовые, пороховые – эти годы совпали с ВОВ).
- С каким чувством вспоминает о себе юном поэт 20 лет спустя?
(Он прошел все испытания войны, возмужал. С удовольствием и немного иронично вспоминает свою молодость, готовность в любой ситуации радоваться жизни).
18. Итог урока.
Вот и познакомились мы со стихотворениями о Великой Отечественной войне. Давайте вернемся к эпиграфу урока. Как вы думаете, молчали ли музы, когда грохотали пушки?
Нет, в годы Великой Отечественной войны музы не молчали. Они не хотели и не могли молчать, они были нужны бойцам, отправляющимся каждый день на бой, на смерть.
-А какую роль играла поэзия в те суровые военные годы?
(Поэты создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдата, звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников Родины и тружеников тыла).
- Почему эти стихотворения оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто остался в тылу?
(поэзия обращалась к каждому человеку, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, давала веру и надежду; она связывала воюющих и оставшихся в тылу.
19. Минули годы и десятилетия… Но и сейчас и ветераны, и молодѐжь с глубоким волнением обращаются к поэзии, помогавшей громить врага, запечатлевшей величие огненных лет Отечественной войны. И вновь и вновь рождаются стихи.
Аварский поэт Расул Гамзатов 1965 году написал стихотворение «Журавли», которое было положено на музыку замечательным композитором Яном Френкелем. Эта песня стала песней-реквиемом, песней-молитвой, плачем о тех, кто уже никогда не придет назад.
Звучит песня на стихи Р.Гамзатова «Журавли»
И озвучиваются статистические данные (учащимися):
1418 дней и ночей длилась Великая Отечественная война.
27 миллионов жизней она унесла.
131 340 человек ушло на фронт из Республики Марий Эл.
74 820 не вернулись.
15,5 человек отправил Горномарийский район на войну.
Более 1,5 тысяч ушли из Виловатовской стороны.
Минута молчания Слайд «Никто не забыт, ничто не забыто»
20.Рефлексия. А сейчас мне хочется узнать,
Что вам интересно было сегодня узнать?
Что вам хотелось бы еще узнать по данной теме?
Не возникло ли желание продолжить свою поисковую работу?
7. Домашнее задание (на выбор):
Выучить наизусть стихотворение на военную тему (по выбору).
Написать письмо-благодарность своим прадедам за великую Победу.
Урок подходит к концу. Мне трудно сегодня оценить вашу работу. Но если в ваших сердцах будут звучать мелодии военных лет, если вам захочется взять в руки томик стихов военной поры, наша встреча состоялась не зря.