Конспект урока литературы Поэзия подвига

Тема урока: Поэзия подвига. Поэзия Великой Отечественной войны и послевоенного времени.

Цели и задачи: Познакомить со значением литературы в годы Великой Отечественной войны, с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышать их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи, выяснить, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Ход урока:
1.Орг. момент.
2. Эпиграф.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Мы проводим урок на тему «Поэзия подвига», в котором примут участие исследователи поэзии Великой Отечественной войны и послевоенного времени, исследователи творчества молодых поэтов, погибших во время войны, поклонники и исследователи творчества Ю.Друниной, Э.Асадова, В.Высоцкого, Р.Рождественского, представители библиотеки, которые выступят с обзором литературы по теме урока.
На уроке мы познакомимся со значением литературы в годы войны, познакомимся с творчеством молодых поэтов-фронтовиков, услышим их страстные, полные любви к Родине и ненависти к врагам стихи, постараемся выяснить, в чем причина постоянного внимания современных поэтов к событиям Великой Отечественной войны.

Тихо звучит песня на слова В.Лебедева-Кумача «Священная война».
Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны.
Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.
Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, на Курской дуге, под Москвой, на Волге, на священной Сталинградской земле. О защитниках написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен.

Продолжает звучать песня «Священная война».
Эта песня заставляет вспомнить, что война – это страшное испытание для всего народа, это испытание для нашей литературы. Поэты и писатели с честью выполнили свой патриотический долг.
-1-
-Сколько же поэтов и писателей было на фронте? (Слово исследователям)

Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности, лишения военных дней со всеми. Они создавали стихи и песни, которые поднимали боевой дух солдат.

Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых. Среди них Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, молодые поэты – Михаил Кульчицкий, Николай Майоров. Они ушли не долюбив, не докурив последней папиросы»

-Какую роль играла в те суровые военные годы поэзия?

Стихи и песни звали русских людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников.

Стихи Твардовского, Суркова, Берггольц, Тихонова, Ахматовой и их товарищей были рождены войной, потрясшей до основания жизнь народа, заставившей каждого задуматься о себе, о Родине, о ее прошлом, настоящем и будущем.

Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь усеянным розами даже в дни побед, но и не чернила его. Она говорила о нем правду, она изображала судьбу человека. Была победной там, где была победа, и была скорбной там, где была скорбь.

Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.

Это была яркая, сильная и многоплановая поэзия!

-Группа ребят приготовила сообщения о замечательных поэтах и стихах, взволновавших их.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Первые стихотворения военных лет принесли Константину Симонову не только известность и популярность, но и настоящую славу. Среди
-2-
них «Жди меня», «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины», которые десятки, сотни раз перепечатывались во фронтовых и армейских газетах, выпускались как листовки, их переписывали друг у друга, пересылали в письмах с фронта на фронт.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Александр Трифонович Твардовский. Память войны прозвучала в целом ряде лирических стихотворений поэта, среди которых такие шедевры, как «Я убит подо Ржевом», «В тот день, когда окончилась война.» Они продиктованы чувством «навечного обязательства живых перед павшими за общее дело, невозможностью забвения»
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
В голодном, вымирающем блокадном Ленинграде в жуткую зиму 1942 года Ольга Берггольц писала:
В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
Где смерть, как тень, тащилась по пятам,
Такими мы счастливыми бывали,
Такой свободой бурною дышали,
Что внуки позавидовали б нам.
Берггольц с такой остротой ощутила это счастье внутреннего освобождения, наверное, еще и потому, что пред войной ей довелось изведать не только унизительные «проработки» и «исключения», но и «жандармов любезности», прелести тюрьмы.
В ее творчестве меня особенно взволновало стихотворение «Я говорю с тобой под свист снарядов».

-Какая же тема поэзии военных лет, по-вашему, стала центральной? Кто главный герой этой поэзии?

Центральной, определяющей темой поэзии Великой Отечественной войны стала тема любви к родине, призыв к ее защите.
-3-
Герои поэзии военных лет – это и русские воины-освободители, и простые труженики тыла, это и дети, т.е. все те, кто боролся с фашизмом.

А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов, выдержавшие суровые и тяжелые испытания, выпавшие на их долю.

РК ХКК ГОС (Стихотворение Михайловой В.А.)
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Бой где-то впереди. Ушли друзья.
Навстречу подвигу иль смерти надо.
А мы вдвоем остались: он и я,
Сраженные осколками снаряда.
Мы знали – долго так не пролежать,

Земля уж пропиталась нашей кровью.
Нам очень не хотелось умирать,
А смерть уж подбиралась к изголовью.
Но как же, как же выйти из беды,
Не навсегда лишиться жарких буден?
Уж в крайнем случае – глоток воды,
А там уж будь что будет.
В глазах круги, гуденье в голове.
Откуда ж быть ему, спасенью?
И вдруг она, с крестом на рукаве,
Склонилась надо мною светлой тенью.
Какой уж нежною была ее рука,
Сестрицы милой. Боль она снимала,
Касалась ран мучительных слегка,
Она бинтом нас ловко пеленала.
Мы жизнью ей обязаны, сестричке
Милой, медицинской, фронтовой.
Обидно, не успели, не узнали
Ни имени ее, ни почты полевой.
И сколько их поныне, неизвестных,
Спасавших нас в лихой солдатский час,
Прошли войну без помышлений лестных
Или ушло из памяти у нас.
И если встретишь ты ее уже седую,
Ты, фронтовик, ей низко поклонись,
-4-
Прижми к груди сестричку фронтовую
Иль просто перед ней остановись.
Пусть не тебя она когда-то бинтовала,
Вела, несла иль поднимала ввысь.
Она нам в строй вернуться помогала.
От всех спасенных ты ей поклонись.

Хочется отметить, что в стихотворениях и песнях, очерках, написанных в самые первые недели войны, уже звучала уверенность в победе. Алексей
Толстой, Михаил Исаковский, Алексей Сурков и другие писатели и поэты ничуть не сомневались, что враг будет разгромлен, Родина будет освобождена от фашистов.

-Следующая группа ребят подготовила материал о молодых лириках огненных лет, о тех, у которых все еще было впереди


Молодые, сильные, жизнелюбивые, мечтавшие о творческом труде, горячей и чистой любви, светлой жизни на земле. Без колебаний вступили они в борьбу с фашизмом.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
“Был октябрь 1941 года, один из самых тяжёлых для Москвы дней октября  16 или 17 число. Немцы наступали где-то у Можайска. Их ещё не удалось остановить Каждый час тысячи людей уходили и уезжали на запад, на юго-запад, на северо-запад  на фронт. Другие тысячи уходили и уезжали на восток, в эвакуацию. Вот в такой день на улице Герцена Борис Слуцкий встретил в последний раз в жизни Колю Майорова. Он был тогда  хмурый, лобастый, неторопливый, с медленной доброй усмешкой на губах. «А я вот еду в военкомат  записываюсь в армию»”
Николай Майоров был убит 8 февраля 1942 года на Смоленщине.
Есть в голосе моём звучание металла. Я в жизнь вошёл тяжёлым и прямым. Не всё умрёт. Не всё войдёт в каталог. Но только пусть под именем моим Потомок различит в архивном хламе Кусок горячей, верной нам земли, Где мы прошли с обугленными ртами И мужество, как знамя, пронесли.
-5-
Мы жгли костры и вспять пускали реки. Нам не хватало неба и воды. Упрямой жизни в каждом человеке Железом обозначены следы  Так в нас запали прошлого приметы. А как любили мы  спросите жён! Пройдут века, и вам солгут портреты, Где нашей жизни ход изображён. Мы были высоки, русоволосы. Вы в книгах прочитаете, как миф, О людях, что ушли, не долюбив, Не докурив последней папиросы
Есть такое выражение: “Когда говорят пушки, музы молчат”. И всё же порой голос музы слышен гораздо громче голоса пушек. Пример тому  стихи молодых поэтов, погибших на войне. Прошли многие десятилетия, а мы читаем эти стихи, говорим о них, учим их наизусть. И чувствуем их так, как будто они написаны специально для нас. И, может быть, именно наша память  лучшая награда тем, кто отстоял нашу жизнь ценой своей в жестокие годы войны.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

Особо хочется сказать о молодом татарском поэте, имя которого Мусса Джалиль, о его цикле стихов, написанных в застенках тюрьмы в Берлине.
Мусса Джалиль был казнен в 1944 году. У нас в стране его считали пропавшим без вести. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Мусса Джалиль мечтал их напечатать.
Пел я, весеннюю свежесть почуя,
Пел я, вступая за Родину в бой,
Вот и последнюю песню пишу я,
Видя топор палача над собой.
Песня меня научила свободе,
Песня борцом умереть мне велит,
Жизнь моя песней звенела в народе,
Смерть моя песней борьбы прозвучит.

-Какой заряд эмоциональности живет в этих произведениях!
-Как вы думаете, чем волнуют эти стихотворения? (правдой; редкой, почти рискованной простотой рассказа, добирающейся до самой души).
-6-
Прошло много лет после окончания войны. Почему Великая Отечественная война продолжает владеть сердцами людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?

Сотни литераторов, сражавшихся с фашистами, пали в борьбе за свободу и независимость нашей Родины.
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Следующая группа учащихся приготовила материал о творчестве Юлии Друниной и Эдуарде Асадове.


Юлия Друнина
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415

13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
Эдуард Асадов родился в семье учителей. В конце 30-х семья переехала в Москву, он закончил школу и получил аттестат зрелости. Через неделю началась война. Асадов воевал сначала под Ленинградом. Был наводчиком орудия. Потом офицером на Северо - Кавказском и 4 Украинском фронтах. В битве за освобождение Севастополя в мае 1944 года был тяжело ранен. В результате ослеп на всю жизнь.
Принято считать, что фраза «в перерывах между боями писал стихи» - некоторое преувеличение. Действительно, трудно представить поэта,
-7-
ловящего вдохновение между боем и похоронами павших товарищей. Однако поэзия Асадова рождалась сначала между боями, потом, позже, в госпитале – между операциями.
И вот, когда дыханье пропадает,
Уходят силы, а сознанье – дым
Тогда для смерти время наступает, И смерть пришла за сердцем за моим.
Да не сумела, не остановила

-Особо хочется сказать о стихотворении Э.Асадова «Реликвии страны». В нем – щемящая боль за Россию сегодняшнюю.

Скажи мне: что с тобой, моя страна?
К какой сползать нам новой преисподней,
Когда на рынках продают сегодня
Знамена и кресты, и ордена?!
Неважно, как реликвию зовут,
Георгиевский крест иль орден Ленина,
Они высокой славою овеяны,

За ними кровь, бесстрашие и труд!
Так повелось, что в битве, в окруженье,
Когда живому не уйти из боя,
Последний воин защищал в сраженье
Не жизнь свою, а знамя полковое.
Ну как же докричаться? Как сказать:
Что от обиды и знамена плачут!
И продавать их – значит предавать
Страну свою и собственную мать,
Да и себя, конечно же, в придачу!
Вставайте ж, люди, подлость обуздать!
Не ждать же вправду гибели и тризны.
Не позволяйте дряни торговать
Ни славою, ни совестью Отчизны!

Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем в литературе на современном этапе.
Но литература возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем.
Писатели и поэты разных поколений и разного опыта выстояли перед страшными ударами судьбы и оставили людям произведения, ставшие сплавом мужества, самоотверженности и любви к людям.

-Слово «библиотекарям» об обзоре литературы по данной теме.
-8-
Домашнее задание: одно из понравившихся стихотворений выучить наизусть.

Итог урока, выставление отметок.


















15