Клуб общения — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей.


Клуб общения — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии.
Программа деятельности клуба общения [2] разработана, апробирована и адаптирована автором данной статьи в течении 2007—2010 гг. на базе ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва» г. В 2010 году программа стала победителем 1-го открытого Всероссийского конкурса на лучшее социально-психолого-педагогическое сопровождение детско-юношеских общественных организаций/объединений «Общественные организации обучающихся и воспитанников в системе российского образования». в номинации «Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья». В 2011-2014 гг. программа внедрена на базе ГБОУ ЦПМСС «Открытый Мир»
Цели работы Клуба:
интеграция детей с ОВЗ и членов их семей в общество;
реализация комплексного подхода в оказании помощи детям с ОВЗ и их семьям в развитии, их социальная адаптация, формирование системы целей и ценностей, способствующих самореализации личности;
формирование толерантного отношения у общества к детям и подросткам с особенностями развития.
Задачи: развитие коммуникативных навыков и творческих способностей участников; формирование активной жизненной позиции; оказание помощи детям и подросткам с явлениями психолого-педагогической и социальной дезадаптации, обусловленной наличием у них различных заболеваний или отклонений в развитии; обучение знаниям, умениям и навыкам адаптивных коммуникаций; создание ситуации успеха; развитие толерантности у здоровых детей и подростков к детям с особенностями развития; расширение границ общения и взаимодействия у всех групп детей и подростков.
У детей и взрослых, посещающих заседания Клуба общения наблюдается рост коммуникативной открытости и качества общения, они овладевают навыками конструктивного социального взаимодействия. У родителей детей с нормативным ходом развития, постепенно меняется отношение к своему окружению. Они начинают больше ценить простые человеческие отношения, становятся внимательней и заботливей к окружающим.
Инновационные подходы определяются следующим:
создана практическая модель Клуба общения [2];
разработана структура прохождения заседаний, учитывающая психофизиологические особенности протекания высших психических функций;
впервые в психолого-социальной реабилитации детей с ОВЗ внедрен и адаптирован принцип секторальности в структуре кадрового взаимодействия Клуба общения, разработанный ГУ ЦЭПП МЧС России для оказания помощи в экстренных ситуациях [1]; [4];
впервые в социально-психологической реабилитации уделено особое внимание темпу и ритму деятельности в проведении занятий [2];
закреплена традиция завершать заседания клуба общения песней в кругу под гитару по тематике занятия [там же].
Участники Клуба
Занятия Клуба посещают дети и подростки с ограниченными возможностями здоровья в возрасте от 7 до 18 лет и их семьи. Цель занятий для данной категории участников — самоактуализация, самораскрытие, личностный рост и интеграция в общество. Второй группой участников являются обычные дети и подростки, а также так называемые «гости» (педагоги, психологи, руководители, журналисты и т. д.). Гости взяты в кавычки, поскольку на заседаниях Клуба общения все являются участниками, зрителей не бывает. Это — одна из основных идей нашего Клуба, так как такой подход позволяет максимально приблизить занятия к главной цели существования Клуба общения — интеграции детей с ОВЗ в общество. Обычные дети и подростки и так называемые «гости» являются для лиц с ОВЗ опорой и помощниками во время занятий, одновременно становясь участниками процесса общения, учатся проявлять, переживать чувства, и, как результат, — изменяется их отношение к своему окружению, формируется толерантность к детям с ОВЗ. Таким образом, происходит оздоровление, пусть не большой, но части всего общества.
В зависимости от уровня развития и состояния детей и подростков с ОВЗ — участников Клуба, занятия проходят в малых или больших группах. Это позволило выделить среди основных форм - работу с малыми и с большими группами. Продолжительность занятия от 45 до 90 минут.
В качестве примера занятия Клуба приведем программу тренинга «Вместе дружная семья!» (Автор-составитель педагог-психолог М. Г. Юдин)
Тренинг проводится в группах, созданных по запросу для корректирования детско-родительских отношений, семейных отношений. Рекомендованное число участников 15—20 человек.
Организация пространства
Пространство делится на 4 сектора В центре каждого сектора стол. Вокруг стола стулья для участников и место для инвалидной коляски. Столы располагаются по кругу. За каждым сектором закрепляется соведущий (главная задача которого — организация активной деятельности своего сектора) и несколько волонтёров (их задача — совместная деятельность с детьми с особенностями здоровья); помощники, отвечающие за раздаточный материал. В центре — главный ведущий.
Ход тренинга:
Тема, цель, задачи (1—3 мин) (Слово ведущего)
Приветствую всех собравшихся на открытом заседании клуба общения. Тема сегодняшней встречи: «Вместе дружная семья».
Цель: развитие коммуникативных навыков и семейного взаимодействия.
Задачи: приобретение навыков межличностного взаимодействия; развитие воображения; повышение самооценки; совместномое семейное изготовление тряпичной куклы-оберега.
Правила проведения тренинга (1—2 мин) [1].
Цель: создание рабочей и безопасной атмосферы.
Конфиденциальность. Обеспечение чувства безопасности.
Обращение по имени на Вы (все участники обращаются друг к другу по имени и на Вы), это создает доверительную комфортную атмосферу тренинга.
Правило одного микрофона (один говорит, а остальные слушают). Это правило организует и обеспечивает качество взаимодействия участников тренинга.
Правило обязательного участия. Это помогает стеснительным и замкнутым участникам настроить себя на работу.
Процедура знакомства
Цель — установление доверительных отношений. Снятие напряжения. Создание ощущения единства, принадлежности к группе.
Упражнение «круг знакомств»: все подбрасывают мяч с помощью круга из ткани (одновременно растягивая круг) вверх и называя имя одного из участников. И так далее по кругу, пока все не познакомятся (2 мин).
Упражнение «комплимент».
Дополнительная цель — приобретение навыков межличностного взаимодействия. На спину участникам, стоящим спиной друг к другу, закрепляется одноразовая бумажная тарелка. Каждый участник пишет не тарелке комплимент (3—5 мин).
Творческая мастерская (Время проведения 20 минут)
Изготовление куклы-закрутки «Нянюшка» [3] Цель — прививать уважение к культуре своего народа, к традициям семьи, через знакомство родителей и детей с народной игрушкой.
Задачи: Привлечь внимание к истокам создания народной куклы, выделить ее достоинства, научив изготовлять традиционную куклу-закрутку.
Материал и оборудование — белая ткань размером 60 на 60 см (1 шт.) и 30 на 30 (1 шт.) на каждого участника. Хлопчатобумажные или шерстяные нитки, лоскут цветной ткани для одежды, косынка. Отделочный материал: декоративная тесьма (2—4 шт. по 10 см), узкие ленты (2 шт. по 20 см), кружева.
Рассказ ведущего: «А теперь я хочу познакомить вас с историей и техникой изготовления куклы-закрутки «Нянюшка». Исторически изготовление русских обрядовых кукол всегда была делом семейным. Папа и мамы, дедушки и бабушки в свободное время лепили, точили игрушки, привлекая к делу своих детей, с ранних лет приучая их к рукоделию, усердию и терпению. В играх с куклами дети учатся общаться, творить, фантазировать; учатся быть внимательными и добрыми. Ведь куклы — не только игрушки, но и близкие друзья. Известны народные куклы трех видов: обереговая, обрядовая, игровая.
Отличительная особенность обереговой и обрядовой кукол — отсутствие лица; они изготавливаются без помощи иглы и ножниц (жизнь ребенка должна быть без разрезов и проколов, цельной и счастливой). Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых, недобрых сил, а значит, и безвредной для ребенка. Поэтому безликая кукла была и игрушкой, и оберегом. Она должна была принести ребенку благополучие, здоровье и радость. Тщательно подбирались ткани и нитки для будущей куклы. Первую куклу ласково называли «Нянюшка». Давайте и мы с вами попробуем ее сделать. У всех на столах есть необходимый материал для изготовления этой куклы».
Технология изготовления
Берем льняную ткань 60 на 60 (1 шт.) и сворачиваем в плотную трубочку, закрепляем нитками.
Кладём трубочку из ткани на середину квадрата из белой ткани 30 на 30, лежащую по диагонали. Перегибаем по диагонали ткань и закрепляем голову, перевязывая ниткой. Ручки и талию также перевязываем ниткой. Получилась белая кофточка, которую можно украсить ленточками или тесьмой.
Наряжаем куклу: закручиваем вокруг талии декоративную тряпочку-юбку и завязываем ее ниткой, можно дополнить наряд фартуком и поясом из декоративной тесьмы.
На голову повязываем ленточку или платок.
Ведущий: «Вот и у нас получилась кукла «Нянюшка». Какие они все разные. Ведь каждый из Вас вложил в куклу частичку себя. А сейчас я попрошу Вас подумать и ответить, почему кукла называется кукла-закрутка «Нянюшка»?»
Упражнение: работа с куклой (5—10 мин) [2] Цель — развитие навыков межличностного и группового общения, развитие воображения.
Знакомство с куклой. Каждый дает своей кукле Имя.
История куклы — возраст, где и как живет, чем занимается.
Знакомство кукол разных семей между собой. Необходимо, чтобы познакомились как можно больше кукол. Каждый стол приветствует другие («Здравствуйте/Привет! Нас зовут............ »). Пожелание от каждого стола другим («Мы Вам желаем........... »).Куклы рассказывают стихотворение. Каждая группа кукол говорит строчку, в итоге получается целое стихотворение.
(Текст стихотворения)
Немало в жизни предстоит пройти путей-дорог,
Но сердце бережно хранит заветный огонек.
Он согревает душу мне, и знаю, верю я -
Не одинок я на земле, со мной моя СЕМЬЯ!
Исполнение песни (2—3 мин)
Цель — закрепление чувства единения, чувства плеча, позитивного эмоционального настроя. Ведущий: «Сейчас, по сложившейся традиции нашего клуба, мы исполним песню. Попрошу всех собраться в круг. В правую руку возьмите слова, а левой приобнимите соседнего участника» (под гитару всеми исполняется песня «Ты да я да мы с тобой».Подведение итогов (3—5 мин)
Цель — закрепление и осознание полученного опыта.
Участники высказываются о своих впечатлениях (по желанию).
Ритуал прощания (1мин)
Ведущий протягивает свою руку ладонью вниз, в центр круга следующий участник кладет свою руку сверху на руку ведущего и т. д. После, одновременно раскачивая руки, все по слогам говорят: «ДО-СВИ-ДА-НИ-Я»!
В заключение хотим сказать читателям, которые ищут возможные формы работы с детьми и подростками с ОВЗ и их семьями. Даже если Вы не сможете организовать систему таких занятий, но сможете организовать только несколько занятий или хотя бы одно — это станет памятным событием для ребенка-инвалида! Ведь для большинства из них мир ограничивается их семьей, проблемами и видом из окна их жилища. Так подарите им возможность узнать больше! Подарите им частичку Большого Мира!
Литература
Матафонова Т.Ю Тренинги детско-родительских отношений. ГУ ЦЭПП МЧС России. - М., 2006.
Юдин М.Г. Рабочая программа Практического решения социально-психолого-педагогического сопровождения реабилитации детей с особенностями развития, проблемами здоровья, детей-инвалидов и их семей педагога-психолога Юдина М.Г. Клуб общения «Ультрамарин». – М.: ГОУ ЦЛП и ДО «На Королёва», 2008.
Юзбашева Р.Н. Мастер класс «Кукла закрутка «Нянюшка» ГОУ Д/С №1851 - М., 2009.
Психологическая реабилитация инвалидов в комплексном подходе к социально- психологической реабилитации инвалидов. Методическое пособие для центров социальной реабилитации инвалидов / Под ред. Матафоновой Т.Ю. - М., 2005
Портал психологических изданий PsyJournals.ru — http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44073_full.shtml [Клуб общения «Ультрамарин» — практика социально-психолого-педагогического сопровождения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья и членов их семей. Авторская программа - Инклюзивное образование: методология, практика, технологии]