Разработка системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.

Система комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов.

Диагностическое направление

Цель:  выявление характера и интенсивности трудностей развития детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи.

Задачи
(направления деятельности)
Планируемые результаты
Виды и формы деятельности,
мероприятия
 
Сроки
 
Ответственные

Медицинская диагностика

Определить состояние физического и психического здоровья детей.
 
Выявление состояния физического и психического здоровья детей
Изучение истории развития ребенка, беседа с родителями,
наблюдение классного руководителя,
анализ работ обучающихся

Классный руководитель
Медицинский работник
 

Психолого-педагогическая диагностика

Первичная диагностика для выявления группы «риска»
Создание банка данных  обучающихся, нуждающихся в специализированной помощи
Формирование характеристики образовательной ситуации в ОУ
Наблюдение, логопедическое и психологическое обследование;
анкетирование  родителей, беседы с педагогами

Классный руководитель
психолог
Учитель-логопед
 

Углубленная  диагностика детей с умеренно-ограниченными возможностями, детей-инвалидов
 
Получение объективных сведений об обучающемся на основании диагностической информации специалистов разного профиля, создание диагностических "портретов" детей
Диагностирование.
Заполнение диагностических документов специалистами (Речевой карты, протокола обследования)

психолог
Учитель-логопед
 

Проанализировать причины возникновения трудностей в обучении.
Выявить резервные возможности
Индивидуальная коррекционная программа, соответствующая выявленному уровню развития обучающегося
Разработка коррекционной программы

психолог
Учитель-логопед
 

Социально – педагогическая диагностика

Определить уровень организованности ребенка, особенности эмоционально-волевой  и личностной сферы; уровень знаний по предметам
 
 
 
 
Получение объективной информации об организованности ребенка, умении учиться, особенности личности, уровню знаний по предметам.
Выявление нарушений в поведении (гиперактивность, замкнутость, обидчивость и т.д.)
Анкетирование, наблюдение во время занятий, беседа с родителями, посещение семьи. Составление характеристики.
 
 
Классный руководитель
психолог
Учитель-предметник

 
Коррекционно - развивающее направление
Цель: обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов.

Задачи (направления) деятельности
 
Планируемые результаты.
 
Виды и формы деятельности, мероприятия.
 
Сроки (периодичность в течение года)
 
Ответственные
 

Психолого-педагогическая работа

Обеспечить педагогическое сопровождение детей с умеренно ограниченными возможностями, детей-инвалидов
Планы, программы
 
Разработать: индивидуальную программу по предмету;
 воспитательную программу работы с классом и индивидуальную воспитательную программу для детей с умеренно ограниченными возможностями, детей-инвалидов;
 план работы с родителями по формированию толерантных отношений между участниками инклюзивного образовательного процесса;
Осуществление педагогического мониторинга достижений школьника.

Учитель-предметник, классный руководитель.

Обеспечить психологическое и логопедическое сопровождение детей с умеренно ограниченными возможностями, детей-инвалидов
Позитивная динамика развиваемых параметров
1.Формирование групп для коррекционной работы.
2.Составление расписания занятий.
3. Проведение коррекционных занятий.
4. Отслеживание динамики развития ребенка

педагог-психолог
учитель-логопед
 

Профилактическая работа

Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся с умеренно ограниченными возможностями, детей-инвалидов
 
 
 
Разработка  рекомендаций для педагогов, учителя, и родителей по работе с детьми.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
 Организация  и проведение мероприятий, направленных на сохранение, профилактику здоровья и формирование  навыков здорового, безопасного образа жизни.
 

Медицинский работник

 
Консультативное направление

Цель: обеспечение специального индивидуального сопровождения детей с умеренно ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания; коррекции, развития и социализации обучающихся

Задачи (направления) деятельности
 
Планируемые результаты.
 
Виды и формы деятельности, мероприятия.
 
Сроки (периодичность в течение года)
 
Ответственные
 

Консультирование педагогических работников по  вопросам инклюзивного образования
Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
 Разработка плана консультативной работы с ребенком, родителями, классом, работниками школы
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
 

Специалисты ПМПК
Учитель – логопед,
психолог,
социальный педагог,
Заместитель директора по УВР

Консультирование обучающихся по выявленным проблемам, оказание превентивной помощи
Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
 Разработка плана консультативной работы с ребенком
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
 

Специалисты ПМПК
Учитель – логопед
 психолог
Заместитель директора по УВР

Консультирование родителей по  вопросам инклюзивного образования, выбора стратегии воспитания, психолого-физиологическим особенностям детей
Рекомендации, приёмы, упражнения и др. материалы.
Разработка плана консультативной работы с родителями
Индивидуальные, групповые, тематические консультации
 

Специалисты ПМПК
Учитель – логопед
психолог
Заместитель директора по УВР

 
Информационно – просветительское направление

Цель: организация информационно-просветительской деятельности по вопросам инклюзивного образования со всеми участниками образовательного процесса

Задачи (направления) деятельности
 
Планируемые результаты.
 
Виды и формы деятельности, мероприятия.
 
Сроки (периодичность в течение года)
 
Ответственные
 

Информирование родителей (законных представителей) по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам
 
Организация работы  семинаров, тренингов, клуба и др. по вопросам инклюзивного образования
Информационные мероприятия

Специалисты ПМПК
Учитель – логопед
психолог
Заместитель директора по УВР
другие организации

Психолого-педагогическое просвещение педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания данной категории детей
Организация методических мероприятий по вопросам инклюзивного образования
Информационные мероприятия
 
 
 
 
 
 
 
Специалисты ПМПК
Учитель – логопед
психолог
Заместитель директора по УВР
другие организации


15