Урок русского языка в 5 классе по теме Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Урок русского языка в 5 классе
по теме
"Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я"
ЦЕЛЬ УРОКА:
дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука;
сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;
продолжить формировать навык транскрибирования;
ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука.
УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я.
Ход урока
Оргмомент.
Проверка домашнего задания.
- Какие испытывали трудности при выполнении домашнего задания?
А) Устный опрос.
- Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи?
- Какие звуки существуют в русском языке? ( Гласные и согласные.)
- Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся)
(В это время 2 ученика работают на магнитной доске со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту):
1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка.
2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка.
- Сколько всего гласных букв?(10)
- Сколько всего гласных звуков? (6)
- Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6.
- Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков - 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука)
- А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему?
Учитель:  Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука.
Правильно, теперь откройте стр 132 учебника и прочитайте самостоятельно правил III. Объяснение нового материала.
- В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я.
Открываем тетради, записываем число и тему урока.
Орфографическая работа
Ярко сия...т - сиять
Пушистый сне.. - снега
Н..вогодняя ёлка - новый
Гла..кий съезд - гладок
Тёплые варе..ки - варежек
Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор.
Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков: Пеньки, рожь, солнце, юрта, звезда, съезд, ёлка, яблоко, сделать, баня, ружьё.
А теперь давайте проверим.
Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.), юрта (4 б,5 зв), звезда (6б, 6зв.), съезд(5б, 5зв.), ёлка(4б, 5зв.), яблоко(6б, 7зв.), сделать(7б, 6зв.), баня(4б, 4зв.), ружьё(5б, 5зв.),.
5. Орфоэпическая работа.
-Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА.
-Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"!
Давайте запишем транскрипцию этого слова. [й, а и ш н, и ц а ] сколько букв и сколько звуков в этом слове? (7 букв, 8 звуков)
-Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.)
-Составляем словосочетание.
-Возьмём одно из предложенных - вкусная яичница!
-Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос)
-Какое это словосочетание? (Именное)
-А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные)
-Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически)
-В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака)
6. Синтаксический разбор.
Следующее задание: записать предложение и сделать синтаксический разбор предложения.
сущ. гл. прил сущ.
Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.)
-На какие вопросы отвечает обстоятельство?
-Чем является в предложении дополнение?
-Как подчёркивается определение?
-Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске.
Мера[м`эра]
Полёт[пал`от]
Клюв [кл`уф]
Сяду [с`аду]
-Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я ( после согласных)
-Сколько звуков они обозначают?(1)
-После, каких согласных они стоят? (После мягких)
-Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук?
(обозначают 1 звук , когда стоят после мягких согласных)
-Работаем со следующим столбиком.
У доски:
Ем [й`эм]
Ёлка [й`олка ]
Юг [й`ук ]
Ясный [й`асный`]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница)
-Подходит оно под наше правило (Да)
-Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова)
-Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова , то обозначают 2 звука.
-Записываем следующий столбик:
Боец [бай`эц ]
Приём [пр`ий`ом ]
Каюта [ кай`ута ]
Стоят [стай`ат ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной )
-Сколько звуков обозначают? (2)
-Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной , то обозначают 2 звука.
-Записываем следующий столбик:
отъезд [атй`эст ]
съёмка [сй`омка ]
вьюга [в `й`уга ]
обезьяна [аб`из`й`ана ]
-Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я ( После Ъ или Ь знаков)
-Сколько звуков они обозначают? (2)
-Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака , то они обозначают 2 звука.
-Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается - 4, а сколько звуков они дают- 2.
-А при каких условиях, кто может сказать? ( В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака)
-Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? ( Не хватает запятой после Й)
-А зачем она нужна? ( Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий)
-Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука?
Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я"
Обозначает 1 звук
Обозначает 2 звука

После мягких согласных (люк)
В начале слова (яма)
После гласных(баян)
После Ъ и Ь(съел, вьюга)

IV.Закрепление материала.
Выборочный диктант.
-Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука
ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ.
-Но у этих букв есть ещё одна роль-
Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р- стала мягкой , а если поменяем букву на А- станет твёрдой.
-Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный.
Вывод: какая роль у этих букв?
2. Физкультминутка
- Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука.
-  ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён.
V.Итог урока
-С какой темой мы сегодня познакомились?
-Сколько выводов сделали (3)
-Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука)
-При каких условиях обозначают 2 звука?
-При каких условиях 1 звук?
VI.Домашнее задание.
Стр. 132 правило наизусть, упражнение 461.
Оценки за урок






Дополнительное задание
Тест по теме «Фонетика».


Приложение 1
Тест по теме «Фонетика».

I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука:
1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд.

II. Какие из указанных букв названы неверно:
1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ».

III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв:
1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта.

IV. Какие из данных согласных являются звонкими:
1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в.

V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю.
Какие из данных слов отступают от данного правила:
брошра; 2) счстье; 3) чдо; 4) чща; 5) жри.


























13PAGE \* MERGEFORMAT14515