Статья на тему Особенности артикуляционной и мимической моторики у детей со стертой формой дизартрии и её коррекция на логопедических занятиях с помощью специальных артикуляционных упражнений


Статья на тему
«Особенности артикуляционной и мимической моторики у детей
со стертой формой дизартрии и её коррекция на логопедических занятиях
с помощью специальных артикуляционных упражнений»
Выполнила:
учитель - логопед Гурова И.Н.
2016г.
Оглавление
1.Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией, особенностей артикуляционной и мимической моторики…………………....3
2. Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики……8
3. Коррекционная работа по преодолению особенностей артикуляционной и мимической моторики у детей со стертой формой дизартрии………......10
4. Комплекс «Артикуляционная гимнастика» для преодоления особенностей артикуляционной и мимической моторики у детей со стертой формой дизартрии ………………………………………………………………….……..14
5. Литература………………………………………………………………….…16
Особенности артикуляционной и мимической моторики у детей
со стертой формой дизартрии.
Стертая дизартрия встречается очень часто в логопедической практике и чаще всего диагностируется после пяти лет.
По-мнению Мастюковой М.Е., дизартрия – это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.
В классификации дизартрии - стертая форма дизартрии – одно из самых распространенных и трудно поддающихся коррекции нарушений произносительной стороны речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основные жалобы при стертой дизартрии: невнятная невыразительная речь, плохая дикция, искажение и замена звуков в сложных по слоговой структуре словах и др.
Л.В.Лопатина отметила, что стертая дизартрия – это речевая патология, проявляющаяся в расстройствах фонетического и просодического компонентов речевой функциональной системы и возникающая вследствие невыраженного микроорганического поражения головного мозга. Диагностика стертой дизартрии и методики коррекционной работы разработаны пока недостаточно. В работах Г.Г. Гутцмана, О.В. Правдиной, Л.В. Мелеховой, О.А. Токаревой, И.И. Данченко, Р.И. Мартыновой рассматриваются вопросы симптоматики дизартрических расстройств речи, при которых наблюдается «смытость», «стертость» артикуляции. Авторы отмечают, что стертая дизартрия по своим проявлениям очень похожа на сложную дислалию. В трудах Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Э.Я. Сизовой, Э.К. Макаровой и Е.Ф. Соботович поднимаются вопросы диагностики, дифференциации обучения и логопедической работы в группах дошкольников со стертой дизартрией. Проблемы дифференциальной диагностики стертой дизартрии, организации логопедической помощи этим детям остаются актуальными, учитывая распространенность этого дефекта.
Дети со стертой дизартрией имеют некоторые характерные особенности. В раннем детстве они нечетко говорят и плохо едят. Обычно они не любят мясо, морковь, твердое яблоко, так как им трудно жевать. Немного пожевав, ребенок может держать пищу за щекой, пока взрослые не сделают ему замечание. Труднее у таких детей воспитываются культурно-гигиенические навыки, требующие точных движений различных групп мышц. Ребенок не может самостоятельно полоскать рот, т.к. у него слабо развиты мышцы языка и щек. Дети с дизартрией не любят и не хотят застегивать сами пуговицы, шнуровать ботинки, засучивать рукава. Они испытывают затруднения и в изобразительной деятельности: не могут правильно держать карандаш, пользоваться ножницами, регулировать силу нажима на карандаш и кисточку.
Наряду с этим выделяются характерные для детей со стертой дизартрией симптомы: трудности переключения с одного движения на другое. При выполнении упражнений для языка отмечается избирательная слабость некоторых мышц языка, неточность движений, трудности распластывания языка, подъема и удержания языка наверху, тремор кончика языка; у части детей – замедление темпа движений при повторном выполнении задания, синюшность части языка при увеличении нагрузки. У многих детей отмечается: быстрое утомление, наличие гиперкинезов мышц лица и язычной мускулатуры.
У детей со стертой дизартрией выявляются патологические особенности в артикуляционном аппарате:
Паретичность мышц органов артикуляции проявляются в следующем: лицо гипомимично, мышцы лица при пальпации вялые; позу закрытого рта многие дети не удерживают, т.к. нижняя челюсть не фиксируется в приподнятом состоянии из-за вялости жевательной мускулатуры; губы вялые, углы их опущены; во время речи губы остаются вялыми и необходимой лабиализации звуков не производится, что ухудшает просодическую сторону речи. Язык при паретической симптоматике тонкий, находится на дне полости рта, вялый, кончик языка малоактивный. При функциональных нагрузках (артикуляционных упражнениях) мышечная слабость увеличивается.
Спастичность мышц органов артикуляции проявляется в следующем: лицо амимично, мышцы лица при пальпации твердые, напряженные. Губы у такого ребенка постоянно находятся в полуулыбке: верхняя губа прижимается к деснам. Во время речи губы не принимают участие в артикуляции звуков. Многие дети, у которых отмечается подобная симптоматика, не умеют выполнять артикуляционное упражнение «трубочка», т.е. вытянуть губы вперед, и др. Язык при спастическом симптоме чаще изменен по форме: толстый, без выраженного кончика, малоподвижный.
Гиперкинезы при стертой дизартрии проявляются в виде дрожания, тремора языка и голосовых связок. Тремор языка проявляется при функциональных пробах и нагрузках. Например, при задании поддержать широкий язык на нижней губе под счет 5-10 язык не может сохранить состояние покоя, появляется дрожание и легкий цианоз (т.е. посинение кончика языка), а в некоторых случаях язык крайне беспокойный (по языку прокатываются волны в продольном или в поперечном направлении). В этом случае ребенок не может удержать язык вне полости рта. Гиперкинезы языка чаще сочетаются с повышенным тонусом мышц артикуляционного аппарата.
Апраксия при стертой дизартрии выявляется одновременно в невозможности выполнения каких-либо произвольных движений руками и органами артикуляции. В артикуляционном аппарате апраксия проявляется в невозможности выполнения определенных движений или при переключении от одного движения к другому. Можно наблюдать кинетическую апраксию, когда ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому. У других детей отмечается кинестетическая апраксия, когда ребенок производит хаотические движения, «нащупывая» нужную артикуляционную позу.
Девиация, т.е. отклонения языка от средней линии, проявляется также при артикуляционных пробах, при функциональных нагрузках. Девиация языка сочетается с асимметрией губ при улыбке со сглаженностью носогубной складки.
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение) определяется лишь во время речи. Дети не справляются с саливацией, не сглатывают слюну, при этом страдают произносительная сторона речи и просодика.
Исследования неврологического статуса детей со стертой дизартрией выявляют мозаичность нарушений иннервации лицевого, языкоглоточного или подъязычного нервов. Волокна подъязычного нерва иннервируют мышцы языка. Эти нервные волокна идут в виде веера вверх и вперед, прикрепляясь к слизистой оболочке спинки языка, что придает языку подвижность и гибкость, а также умение осаживать язык книзу.
В случаях нарушения функций подъязычного нерва отмечается отклонение кончика языка в сторону пареза (девиация), ограничивается подвижность в средней части языка. При подъеме кончика языка зазубно средняя часть его быстро опускается на сторону пареза, обуславливая возникновение боковой струи воздуха. При поражениях подъязычного нерва затруднены движения нижней челюсти, отмечается повышенная саливация, нарушения функции глотания.
Языкоглоточный нерв иннервирует язык, глотку, среднее ухо, околоушную железу. У детей с преобладанием нарушения функции языкоглоточного нерва, ведущими в симптоматике являются изменения мышечного тонуса корня языка и мягкого неба, что приводит к расстройствам фонации, появлению назализации, искажению или отсутствию заднеязычных звуков. Существенно страдает голос, он становится хриплым, напряженным или же, наоборот, очень тихим, слабым. Таким образом, неразборчивая речь при дизартрии обусловлена не только расстройством собственно артикуляции, но и нарушением окраски речи, ее мелодико-интонационной стороны, невыразительностью речи, монотонностью, т.е. нарушением просодики.
Исследования Лопатиной Л.В. и других авторов выявили у детей со стертой дизартрией нарушения иннервации мимической мускулатуры: наличие сглаженности носогубных складок, нарушения мышечного тонуса губ и их асимметрия, сниженный объем движений губ, наблюдаются трудности растягивания губ, подъема бровей, зажмуривания глаз.
Лопатина Л.В. выделяет три группы детей со стертой дизартрией, ознакомление с которыми позволит нам более точно диагностировать логопедическое нарушение. В первой группе детей основным нарушением является искажение или отсутствие звуков. Если рассматривать детей со стертой дизартрией в рамках психолого-педагогической классификации Р.Е. Левиной, то можно отнести их к группе с фонетическим недоразвитием.
Во второй группе детей нарушение звукопроизношения носит характер множественных замен, искажений. В большей или меньшей степени нарушен фонематический слух. По классификации Левиной – это дети с фонетико-фонематическим недоразвитием.
В третьей группе детей – экспрессивная речь сформирована неудовлетворительно. Отмечаются трудности понимания сложных логико-грамматических конструкций предложений. Нарушения звукопроизношения носит полиморфный характер. Выраженное нарушение фонематического слуха. Эта группа детей со стертой дизартрией не овладевает связной речью.
По классификации Р.Е. Левиной третья группа детей соотносится с общим недоразвитием речи.
Таким образом, нарушения моторики артикуляционного аппарата у детей с легкой степенью дизартрии проявляеются:
1) в трудностях переключения с одной артикуляции на другую;
2) в снижении и ухудшении качества артикуляционного движения;
3) в снижении времени фиксации артикуляционной формы;
4) в снижении количества правильно выполненных движений.
2. Обследование состояния артикуляционной и мимической моторики.
Условно последовательность формирования артикуляционной базы в онтогенезе можно представить следующим образом:
• к первому году - появляются смычки органов артикуляции;
• к полутора годам - появляется возможность чередовать позиции (смычка - щель);
• после трех лет - появляется возможность подъема кончика языка вверх и напряжения спинки языка;
• к пяти годам - появляется возможность вибрации кончика языка.
Таким образом, артикуляционная база в онтогенезе постепенно формируется к пяти годам. При условии своевременного формирования фонематического слуха (в норме к 1 г. 7 мес. - 2 годам) у ребенка в норме к пяти годам нормализуется звуковая структура речи.
В основе артикуляции лежит тонкая дифференцированная работа языка и губ. У детей со стертой дизартрией вследствие ограниченной подвижности губ и языка выполнение этих артикуляционных движений вызывает еще большие трудности по сравнению с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.
Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей со стертой дизартрией используются приемы, рекомендуемые Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной. При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:
- состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
- возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);
- качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).
В программу обследования артикуляционной и мимической моторики входят:
- обследование кинестетического орального (артикуляционного) праксиса;
- обследование кинетического орального праксиса;
- обследование динамической координации артикуляционных движений;
- обследование мимической мускулатуры;
- обследование мышечного тонуса языка и наличия патологической симптоматики.
При обследовании моторной функции артикуляционного аппарата у детей со стертой дизартрией отмечается возможность выполнения всех артикуляционных проб, т.е. дети по заданию выполняют все артикуляционные движения - например, надуть щеки, пощелкать языком, улыбнуться, вытянуть губы и т.д. При анализе же качества выполнения этих движений можно отметить: смазанность, нечеткость артикуляции, слабость напряжения мышц, аритмичность, снижение амплитуды движений, кратковременность удерживания определенной позы, снижение объема движений, быструю утомляемость мышц и др.
Таким образом, при функциональных нагрузках качество артикуляционных движений резко падает. Это и приводит во время речи к искажению звуков, смешению их и ухудшению в целом просодической стороны речи.
3. Коррекционная работа по преодолению особенностей артикуляционной и мимической моторики у детей со стертой формой дизартрии
При стертой форме дизартрии расстройства произношения звуков вызваны нарушениями фонетических операций, поэтому важнейшим направлением коррекционно-логопедической работы становится развитие артикуляционной моторики. Эту работу осуществляют по двум направлениям:
формирование кинестетической основы движения: ощущение положения органов артикуляции;
формирование кинетической основы движения: сами движения языка и артикуляционных органов.
Определяющим моментом при постановке звука, является формирование статико-динамических ощущений, четких артикуляционных кинестезий и кинестетического образа движений артикуляционных мышц. Работу необходимо проводить с максимальным подключением всех анализаторов. Шаховская С.Н. рекомендовала использовать на логопедических занятиях все анализаторы. Одно и тоже следует проговорить, изобразить, посмотреть, т.е. пропустить через “ворота” всех органов чувств. Успех работы над звуком определяется возможностью формирования у детей осознаваемых кинестетических опор. Важно, чтобы ребенок мог ощутить в момент артикуляции положение и движения артикуляторных органов. Необходим учет разнообразных осязательных ощущений (прежде всего тактильно-вибрационных и температурных) например, ощущение рукой вибрации в области гортани или темени при произнесении звонких согласных, длительность и плавность выдыхаемой струи при произнесении щелевых звуков, краткость артикуляции, ощущение толчка воздуха при произнесении смычных согласных, ощущение узкой струи воздуха, широкой, температурные – холодная струя, теплая.
При постановке звуков важно, чтобы дети знали артикуляционный уклад звука, умели рассказать и показать в каком положении находятся губы, зубы, язык, вибрируют или нет голосовые складки, какова сила и направленность выдыхаемого воздуха, характер выдыхаемой струи. Полезно сравнение речевых звуков с неречевыми. Такое осознанное овладение правильной артикуляцией имеет большое значение для формирования правильного артикуляционного образа звука его произнесения и, что немало важно, его различения с другими звуками.
При формировании кинетической основы артикуляторных движений основное внимание нужно уделять упражнениям, направленным на выработку необходимого качества движений: объема, подвижности органов артикуляторного аппарата, силы, точности движений, на воспитание умения удерживать артикуляторные органы в заданном положении. Широко используются традиционные артикуляционные упражнения для развития динамической координации движений, однако хороший положительный результат дают и специальные комплексы упражнений с учетом специфики нарушения.
Для детей со стертой формой дизартрии с повышенным мышечным тонусом в артикуляционной мускулатуре предлагаются упражнения на расслабление напряженных мышц языка, губ.
Для расслабления языка:
высунуть кончик языка. Помять его губами, произнося слоги па-па-па-па – после этого оставить рот приоткрытым, зафиксировав широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5–7;
высунуть кончик языка между зубами, прикусывать его зубами, произнося слоги та-та-та-та, оставив на последнем слоге рот приоткрытым, фиксируя широкий язык и удерживая его в таком положении под счет от 1 до 5-7 и вернуть в исходное положение;
открыть рот, положить кончик языка на нижнюю губу, зафиксировать такое положение, удерживая его под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное состояние;
беззвучно произносить звук И, одновременно нажимая боковыми зубами на боковые края языка (это упражнение также является своеобразным приемом массажа при паретичном состоянии мышц боковых краев языка)
Для опускания напряженного корня языка предлагается упражнения, связанные с высовыванием языка.
Расслабление напряженных губ достигается легким похлопыванием верхней губы о нижнюю губу.
В случае пониженного мышечного тонуса дошкольникам с легкой степенью дизартрии предлагаются задания на активизацию, укрепление паретичных мышц:– почесывание кончиком языка о верхние резцы;– пересчитывание зубов, упираясь кончиком в каждый;– поглаживание кончиком языка щеки, с силой надавливая на ее внутреннюю сторону;– удержание языком круглой конфетки у альвеол. Не плотно смыкающиеся, вялые губы тренируют, используя такие задания:– растянуть губы в улыбку, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживая под счет от 1 до 5–7 вернуть в исходное положение;– растянуть в улыбке только правый, левый уголок губы, обнажив при этом верхние и нижние резцы, удерживать под счет от 1 до 5–7, вернуть в исходное положение;– удерживать губами кусочки сухарика, трубочки разного диаметра, полоски бумаги;– плотное смыкание губ.
Вывод: таким образом, для осуществления успешной коррекционной работы по преодолению особенностей артикуляционной и мимической моторики у детей со стертой формой дизартрии необходимо выделить основные аспекты:
Для выявления точного логопедического заключения необходимо тщательное психолого-медико-педагогическое обследование с изучением медицинской карты ребенка, ознакомление с анамнестическими данными, заключением врача. Следует поддерживать тесную взаимосвязь с родителями, не только с целью получения информации о раннем развитии ребенка, но с целью разъяснения особенностей данного нарушения.
Осуществление дифференцированного подхода в преодолении дизартрии, с повышенным или пониженным мышечным тонусом.
Важным фактором в работе с детьми со стертой формой дизартрии является формирование четких статико-динамических ощущений артикуляционных мышц.
Системность в работе по формированию фонематических операций, развитию мелодико-интонационной стороны речи, процессов дыхания, голосообразования, артикуляции.
Коммуникативная направленность обучения – использование сюжетных, дидактических игр, проектной деятельности в процессе автоматизации звукопроизношения.
Комплекс артикуляционной гимнастики.
Внятность и четкость речи зависят от развития мышц языка, челюсти, состояния зубов, носоглотки. Наиболее активно участвует в образовании звуков язык. От его положения, от того, какую форму он принимает (распластанный и образует желоб, кончик языка сужен и касается верхних резцов и т.п.), зависит правильное произношение большинства звуков русского языка. Жевание, глотание, сосание способствуют развитию крупных мышц, а для процесса говорения необходимо дифференцированное развитие более мелких мышц. Этому и призвана помочь артикуляционная гимнастика, которая не только развивает речевой аппарат, но и является эффективным средством профилактики некоторых речевых нарушений. Правильное и систематическое проведение артикуляционной с детьми со стертой формой дизартрии способствует развитию мышц лицевой и артикуляционной моторики, продуцированию детьми правильных звуков, а впоследствии – усвоению слов сложной слоговой конструкции.
Медленные движения нижней челюстью вправо-влево, вперед-назад.
«ТОЛСТЯЧОК». Надувание обеих щек одновременно. Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую.«ХУДЫШКА». Втягивание щек в ротовую полость при опущенной нижней челюсти и сомкнутых губах.
«ЗАБОРЧИК». Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать 10-15 сек.
«КАЛИТОЧКА». Губы вытянуты впере д так, чтобы были видны сомкнутые зубы.
«ГАРМОШКА». Чередовать упражнения «заборчик» - «калиточка». Удерживать 10-15сек.
«ЧАСИКИ». Рот приоткрыт. «Узкий» язык движется от одного уголка рта к другому, стараясь не касаться губ. Упражнение проводится в медленном темпе под счет или сопровождается словами: тик-так, тик-так. Время выполнения – 20 сек.
«ФУТБОЛ». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.15-20сек.
«НАКАЗАТЬ НЕПОСЛУШНЫЙ ЯЗЫЧОК». Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.
«МЯСОРУБКА». Губы растянуты в улыбке, зубы плотно сжаты. Кончик языка протолкнуть между сжатыми зубами, при этом язык становится широким и тонким. Выдвинуть его вперед как можно дальше. Выполнять 3-4 раза.
«ЛОПАТКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Удерживать 10-15 сек.
«ГОРКА», «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.
«ЧАШЕЧКА». Рот открыт. Передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов. Удерживать 10-15 сек.
«КАЧЕЛИ». Приоткрыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык к верхней губе и удерживать под счет от 1 до 5. Выполнять 4 – 6 раз.
«ЧИСТИМ ЗУБКИ». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения кончиком языка из стороны в сторону, потом снизу вверх. Затем «почистить» верхние зубы.
«ТРУБОЧКА». Губы вытянуты трубочкой. Язык, свернутый трубочкой, сквозь губы. Плавно подуть на кончик языка, не надувая щеки. Выполнять 3-4 раза по 5-7 сек.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка обнять верхнюю губу и убрать язык в полость рта. Рот при этом не закрывать. Выполнять 5-6 раз.
«ИНДЮК». Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится «бл-бл» (как индюк болбочет).
«ЛОШАДКА». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот на ширину пальца и пощелкать кончиком языка. Выполнять 10-15 раз.
«ГРИБОК». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык присосать к небу. Выполнять 5-6 раз.
«МАЛЯР». Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба.
«УТЮЖОК». Улыбнуться, показать зубы, рот чуть приоткрыт. Широким кончиком языка надо поглаживать бугорки за верхними зубами: назад - вперед.
«ПАРУС». Рот широко раскрыть, широкий кончик языка поставить за передние верхние зубы на бугорки, спинку немного прогнуть вперед, боковые края прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении на счет от 1 до 10. Выполнять 2-3 раза.
«БАРАБАНЧИК». Улыбнуться, широко открыть рот. Кончиком языка с силой ударять в бугорки за верхними зубами. При этом произносить звук «д-д-д-д-д-д», сначала медленно, постепенно убыстряя темп.
«ПЧЕЛКА». Губы в улыбке. Язык в форме чашечки. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам: ж-ж-ж-
«ЗАВЕДИ МОТОРЧИК». Артикуляция как в упражнении «барабанчик». На выдохе резко подуть на язычок – образуется вибрация на кончике языка.
Список литературы.
Архипова Е.Ф. Коррекционно-логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии.– М., 2008 .
Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия
Логопедия/ Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; под ред. Л.С.Волковой. – М.: Просвещение, 1989.
Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников.– СПб: РГПУ, 2001.
Лопатина, Л.В. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с минимальными дизартрическими расстройствами; учебное пособие / под ред. Е.А. Логоновой. – СПб.: «Союз», 2005. – 192 с.
Киселева В.А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии.– М., 2007.
Федосова О.Ю.Условия создания прочного навыка звукопроизношения у детей с легкой степенью дизартрии
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. - М., 1989.