Рабочая программа «Коррекционно-развивающее обучение учащегося 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стертой формой дизартрии, обучающегося с применением дистанционных технологий»

Название программы
Рабочая программа «Коррекционно-развивающее обучение учащегося 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стертой формой дизартрии, обучающегося с применением дистанционных технологий»


Предмет/образовательная область
Логопедия

Класс/группа/коллектив для кого предназначена программа
1 класс

Автор(ы) программы/руководитель творческого коллектива (ФИО)
Шведова Тамара Федоровна

Должность автора/участников творческого коллектива
Учитель-логопед

Образовательное учреждение (полное и точное название)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 с углубленным изучением иностранных языков»
муниципального образования город Ноябрьск

Республика / край /область
Ямало-Ненецкий автономный округ,
Тюменская область

Город / поселение
Город Ноябрьск

Эффективность и результаты применения программы (или предполагаемые эффективность и результаты)
При завершении курса восполняются пробелы в формировании фонематических процессов, звукового анализа и синтеза, устраняются дисграфические и дислексические ошибки.

ПРОГРАММА

Пояснительная записка
Актуальность.
Необходимым условием организации успешного обучения  детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении. Логопедическая работа в условиях дистанционного обучения является одним из компонентов успешной адаптации ребёнка к современным условиям. Основной целью логопедической работы с детьми с ОВЗ является развитие речевого общения, улучшение разборчивости речевого высказывания для того, чтобы обеспечить ребёнку наибольшее понимание его речи окружающими. Логопедическая работа направлена на коррекцию нарушений речи в сочетании со стимуляцией развития всех её сторон (лексики, грамматики, фонетики), сенсорных и психических функций. Ориентиром в логопедической коррекции служит не календарный возраст ребёнка, а уровень актуального речевого и интеллектуального развития.
Контингент детей с  ОВЗ, имеющих речевые особенности, неоднородный, полиморфный. И основным речевым нарушением у детей является – фонетическое недоразвитие речи, а также ОНР различных уровней. Фонетическая сторона речи наиболее выражена у детей с ДЦП, что наиболее ярко проявляется в просодической стороне речи – темп, ритм, звукопроизношение.  Типичным для произношения являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих - свистящих; звонких - глухих; Р-Л; твёрдых - мягких). В некоторых случаях при отсутствии выраженных дефектов отдельных звуков отмечается недостаточная четкость их произнесения.
Школьники данной группы имеют выраженные отклонения не только в произношении, но и в дифференциации звуков. Дети испытывают затруднения в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смыслоразличительного значения этих звуков в словах. Всё это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова.
Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях письменной речи (дисграфия, дислексия).
Рабочая программа «Коррекционно-развивающее обучение учащегося 1 класса с ОВЗ с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стертой формой дизартрии, обучающегося с применением дистанционных образовательных технологий» составлена в соответствии с образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ № 2 УИИЯ и следующими нормативными правовыми документами:
Закон РФ «Об образовании» (ред. от 12.11.2012 г.)
Федеральный компонент государственного стандарта. Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 №373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».
Инструктивное письмо Министерства образования РФ от 14.12.2000 г.; № 2 «Об организации логопедического пункта общеобразовательного учреждения».
Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе» / Под ред. А.В. Ястребовой, Т.Б.Бессоновой, М., 1996 г.
Положение образовательного учреждения «О рабочей программе педагога».
Положение о работе логопедического пункта муниципального автономного образовательного учреждения средняя общеобразовательная школа №2 с УИИЯ (МАОУ СОШ №2 УИИЯ №82 – од от 02.02.2012).
Устава муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск
Перечень общеобразовательных программ, по которым муниципальное автономное общеобразовательное учреждение МАОУ СОШ№2 УИИЯ имеет право осуществления образовательной деятельности
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010;
Положение о порядке разработки, утверждения и структуре рабочих программ учебных предметов учебного плана МАОУ СОШ № 2 УИИЯ муниципального образования город Ноябрьск реализующих программы общего образования. (Приказ № 320 - од от 08 мая 2012г)
Положением об организации дистанционного образования детей-инвалидов, обучающихся на дому в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением иностранных языков» муниципального образования город Ноябрьск.
Адресат программы: учащийся 1 класса с ФФНР, обусловленным дизартрией (недоразвитие всей звуковой стороны речи: дефекты произношения; фонематических представлений (дифференциации оппозиционных звуков); несформированность анализа и синтеза звукового состава слова, обусловленные недостаточностью иннервации речевого аппарата).
Цель программы: комплексная система логопедического воздействия: фонетическая работа, развитие фонематического слуха, работа над словарем, грамматическим строем, а также специальные мероприятия, направленные на предупреждение нарушений чтения и письма, препятствующих успешному усвоению общеобразовательной программы.
Задачи программы (I этап обучения):
Обучающие
обучить основным видам речевой деятельности, слуховому восприятию речи,
формировать полноценные фонематические процессы;
формировать представления о звукобуквенном составе слова;
формировать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова,
обучать построению предложения в соответствии с грамматическими нормами родного языка, построению связных высказываний.
формировать лексико-грамматические средства речи.
обучить приемам нормализации мышечного тонуса в речевой мускулатуре, голосообразования и дыхания, выработка подвижности речевого аппарата.
Развивающие
развитие и уточнение пространственно-временных представлений;
развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению;
развитие и совершенствование коммуникативной готовности к обучению;
обогащать словарь преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов
Воспитывающие
прививать доброжелательное отношение к окружающим, способствовать воспитанию принятых обществом манер поведения, воспитывать чувства дружеского отношения между людьми, взаимовыручки, любви к окружающему миру, вырабатывать положительную мотивацию к изучению русского языка.
Рабочая программа имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие построение, реализацию программы и организацию работы по ней:
гуманизма – вера и возможности ребенка, субъективного, позитивного подхода;
системности – рассмотрения ребёнка как целостного, качественного своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
реалистичности – учёта реальных возможностей ребёнка и ситуации, единства диагностики и коррекционно-развивающей работы;
деятельностного подхода – опоры коррекционно-развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
индивидуально-дифференцированного подхода – изменение содержания, форм и способов коррекционно-развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, целей работы;
системного подхода – взаимосвязь коррекционно-развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи;
конкретности и доступности учебного материала, постепенности, концентрического наращивания информации. Это позволяет ребенку опираться на уже имеющиеся у него знания и умения и обеспечивает поступательное развитие.
Ключевая идея курса заключается в работе по исправлению речевых нарушений, которая строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Практическая сторона коррекционно-развивающего обучения связана с формированием универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных), умений и навыков, и ключевых компетенций школьников, возможностью сформировать у детей все психические процессы и такие личностные качества, как креативность, любознательность, инициативность, ответственность, самостоятельность.
Рабочая программа ориентирована на удовлетворение актуального запроса обучающихся и родителей в получении коррекционной помощи учащимся-логопатам.
В ней также заложены возможности, предусмотренные ФГОС по формированию у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с учебными программами на первой ступени обучения, логикой внутрипредметных связей, а также возрастными особенностями развития и структурой речевого дефекта учащихся.
Коррекционный процесс, предусмотренный данной программой, опирается на совокупность основных закономерностей построения учебного процесса, предполагаемых современной педагогикой, психологией, лингвистикой и учитывает основные общедидактические принципы (наглядность, доступность, сознательность и др.), а так же данные психологии, согласно которым развивающий и воспитывающий эффект может быть достигнут в процессе формирующей учебной деятельности при соблюдении индивидуального подхода и ориентировки на «зону ближайшего развития», на сохранные компенсаторные возможности детей, осуществляется комплексно с включением специальных мероприятий по коррекции дизартрии.
Одно из принципиальных требований программы, соблюдение которого способствует оптимизации корригирующего обучения - коммуникативная направленность всего комплекса коррекционно-развивающего воздействия.
Обучение дает возможность развивать у обучающихся навыки речевого общения, связной, грамматически правильной речи, а также закрепить знания о фонетической системе русского языка, предусмотрена охрана и укрепление физического и психического здоровья детей.
Данная программа имеет социально-педагогическую и коррекционно-развивающую направленность.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: организация самостоятельной работы, творческой деятельности, информационно-коммуникационных, здоровьесберегающих, организации группового взаимодействия, обучения на основе социального взаимодействия, рефлексивного обучения, оценки достижений, самоконтроля, самообразовательной деятельности. Типы уроков: изучение и первичное закрепление новых знаний; закрепление знаний; комплексное применения ЗУН; обобщение и систематизация знаний; контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.
Формы организации деятельности учащихся:
подгрупповая;
работа в парах;
индивидуальная.
При проведении индивидуальных и подгрупповых занятий ставятся следующие задачи:
уменьшение степени проявления двигательных дефектов речевого аппарата (спастического пареза, киперкинезов, атаксии)
развитие речевого дыхания и голоса, формирование силы, продолжительности, звонкости, управляемости голоса в речевом потоке. Выработка синхронности голоса, дыхания и артикуляции
нормализация просодической системы речи
формирование артикуляционного праксиса на этапе постановки, автоматизации и дифференциации звуков речи
развитие фонематического восприятия и звукового анализа
развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук
нормализация лексико-грамматических навыков.
Индивидуальные занятия по коррекции нарушений звукопроизношения направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию и развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Типы уроков:
урок ОНЗ – урок «открытия» нового знания;
комбинированный урок;
тренировочный урок;
контрольный урок.

Программа рассчитана на 90 часов в год (3 часа в неделю).
Программой предусмотрено проведение: проверочных работ – 3 (диктант, списывание, чтение).

Контроль знаний учащихся
Контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества устранения недостатков письма и чтения ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в листе динамики.
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы и виды контроля:
текущий контроль (устный опрос, мини-тесты, самостоятельная работа, словарный диктант, выборочный диктант, слуховой диктант, объяснительный диктант, письмо по памяти);
тематический контроль (проверочная работа, тематические тесты, проверочное списывание, диктант);
итоговый контроль (контрольная работа, контрольное списывание).


Содержательная часть программы
Содержание коррекционной программы составлено в соответствии с образовательной программой начального общего образования, а также с учетом возрастных особенностей развития и структурой речевого дефекта обучающихся.
На первом этапе ведётся работа по:
Развитию звуковой стороны речи.
Формирование полноценных фонематических процессов, представлений о звуковом составе слова, навыков анализа и синтеза звукобуквенного и слогового состава слова.
Коррекция дефектов произношения, развитие артикуляционного праксиса, речевого дыхания, коррекция слоговой структуры слова.
Расширение и уточнение словаря по основным лексическим темам. Практическое усвоение грамматических категорий
2. Развитию и совершенствованию психологических предпосылок к обучению:
устойчивости внимания;
наблюдательности;
способности к запоминанию;
способности к переключению;
навыков и приёмов самоконтроля;
произвольности общения и поведения.
3. Формированию полноценных учебных умений:
планирование предстоящей деятельности;
работа в определённом темпе;
применение знаний в новых ситуациях.
Поставленные программой задачи отражаются в содержании программы и реализуются входе изучения тем:
Речь. Предложение. Слово. (18 часов)
Пространственные представления. Временные представления. Речь. Членение речи на предложения. Слова-предметы. Слова – признаки. Слова – действия.
Звуки и буквы (52 часа)
Гласные первого ряда (7 часов)
Звуки речи. Гласные звуки и буквы. Деление слов на слоги с использованием графических схем. Ударение. Представление о звуке (уточнение артикуляции), различение на слух и при произношении гласных и согласных (отсутствие или наличие преграды в полости рта, наличие или отсутствие голоса, слогообразующая роль гласного звука), звуко–слоговой анализ слов (установление количества звуков в слове, их характеристика, последовательность), выделение ударного слога, соотнесение слышимого и произносимого слова со схемой – моделью, отражающей его звуко – слоговую структуру.
Звонкие и глухие согласные (16 часов).
Уточнение и сравнение артикуляции звонких и глухих согласных звуков. Оглушение и озвончение парных согласных в слове, представление о сильной и слабой позиции звуков в слове (без терминологии) и обозначение этих звуков на письме. Дифференциация парных согласных звуков (Б-П, Д-Т, Г-К, В-Ф,).
Соноры (4 часа)
Уточнение и сравнение артикуляции звуков. Дифференциация звуков.
Свистящие, шипящие, аффрикаты (25 часов)
Уточнение и сравнение артикуляции свистящих, шипящих, аффрикат. Дифференциация звуков (С-Ш, З-Ж, Ч-Т', Щ-С', Щ-Ч, Ц-С, Ц-Ч).
Гласные 2 ряда. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (14 часов)
Дифференциация гласных 1 и 2 ряда (Ы-И, А-Я, Э-Е, У-Ю, О-Ё). Обозначение мягкости согласных на письме мягким знаком (мягкий знак в середине и в конце слова).
Обозначение мягкости согласных Ь. (4 часа)
Проверка знаний, умений и навыков (2 часа)
Итоговые контрольные работы: диктант, списывание.
Содержание программы отражено в учебно-тематическом плане.

Учебно-тематический план

№ п/п
Тема
Количество часов

1
Речь. Предложение. Слово.
18

2
Звуки и буквы
52


Гласные первого ряда
7


Звонкие и глухие согласные
16


Соноры
4


Свистящие, шипящие, аффрикаты
25

3
Гласные 2 ряда. Дифференциация гласных 1 и 2 ряда
14

4
Обозначение мягкости согласных Ь.
4

5
Проверка знаний, умений и навыков
2


ВСЕГО
90






Список использованной литературы и интернет-источников.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение., М.: Просвещение, 1991.
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического. (Выпуск 1).
Ефименкова Л.Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Дифференциация звонких и глухих согласных (Выпуск 2).
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: «Владос», 2001.
Загадки звуков, букв и слогов. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2006.
Звуки и буквы. Агаркова Н.Г. «Издательство» Аркти.
И свистящие, и шипящие, и самые звонкие. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2006.
Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы (с ОНР). А.В. Ястребова 1984.
Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов. Е.В.Мазанова-М.: « Издательство « ГНОМ и Д»», 2007.
Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Л.Н. Ефименкова. « ВЛАДОС» 2001.
Логопедия 550 занимательных упражнений для развития речи. И.С. Лопухина АОЗ «Дельта» 1995.
Логопедия. Н.С. Жукова, Е.НМ. Мастюкова, Т.Б. Филичёва Екатеринбург 2000.
Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. Организация процесса и методика обучения детей группы риска, направленные на предупреждение трудностей в обучении и неуспеваимости. Г.Г.Мисаренко.- М. «Академия», 2004 г.
Нарушение речи у школьников. Ростов-на-Дону Феникс 2006.
Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. И.Н.Садовникова, М.
Организация логопедической работы в школе. О.В. Елецкая, Н.Ю.Горбачевская. М. ООО «ТЦ Сфера» 2005.
Программно-методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками Л.М. Козырева.- Ярославль: Академия развития, 2006 г.
Путешествие в страну падежей. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2006.
Развитие речи детей. Ярославль «Академия развития» 1997.
Развитие речи младших школьников. Мали Л.Д., Арямова О.С.Пенза 1994.
Различаем глухие и звонкие согласные. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2006.
Речь младших школьников и пути её реализации. М.Р.Львов. Просвещение 1975
Русский язык: тесты: 1 класс : учебно-методическое пособие., Л.А. Фролова. –М.: АСТ: Астрель, 2000.
Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Учебное пособие – М.: «Владос», 1995.
Секреты прилагательных и тайны глаголов. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2006.
Справочник логопеда. М.А. Поваляева «Феникс» Ростов-на-Дону 2002.
Тайны твердых и мягких согласных. Л.М. Козырева. Ярославль. Академия развития 2006.
Упражнения для развития речи. Л.Г. Парамонова. «Дельта» 1999.
Уроки логопедии. З.А. Репина, В.И. Буйко Екатеринбург 2000.
Учусь не путать буквы. Альбомы 1,2 упражнений по коррекции оптической дисграфии. Е.В.Мазанова- М.: « Издательство « ГНОМ и Д»», 2006 г..
А.В. Ястребова, Т.П.Бессонова. Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. (Основные направления формирования предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения родному языку у детей с речевой патологией). – М.: «Когито-Центр», 1996.

Электронные ресурсы:
Инновационный учебный материал «Открываем законы родного языка, математики и природы. 1-4 классы» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
курс ЦОТО «Русский язык, 1 класс», «Литературное чтение, 1 класс» (букварный период), сайта «Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов», [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Логопед [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Логопедический портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Логопедия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Логопедия для всех [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Набор цифровых ресурсов к учебнику «Моя любимая азбука», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Набор цифровых ресурсов к учебнику «Русский язык (первые уроки)», 1 класс, Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учительский портал [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Школьный логопед [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Электронное приложение «Кирилл и Мефодий», «Русский язык 1-3 класс». М.: Просвещение, 2012.
Электронное приложение к учебнику Зелениной Л.М., Хохловой П.Е. «Русский язык 2-3 класс». М.: Просвещение, 2012.
средства мультимедиа (презентации, выполненные в программе PowerPoint, флеш анимация).


Планируемые результаты коррекционно-развивающего обучения:
При завершении 1 этапа у учащихся должны быть:
восполнены пробелы в формировании фонематических процессов;
уточнены первоначальные представления о звукобуквенном, слоговом составе слова с учётом программных требований;
уточнены и активизированы имеющийся у детей словарный запас и конструкции простого предложения;
введены в активный словарь необходимые на данном этапе обучения слова-термины: звук, слог, гласные, согласные, твёрдые - мягкие согласные, звонкие – глухие согласные, предложение.
Обучающиеся должны знать:
все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы пишем и видим).
Обучающиеся должны уметь:
сравнивать звуки по способу их образования (гласные, согласные);
уметь дифференцировать согласные по глухости - звонкости, твёрдости-мягкости;
различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;
правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;
выполнять звукобуквенный, слоговой анализ слов;
вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;
определять место ударения в слове;
вычленять слова из предложений;
чётко без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;
правильно списывать слова и предложения, тексты, написанные печатным и рукописным шрифтом;
грамотно (без пропусков, искажений, замен букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением, тексты;
программировать смысловую структуру высказывания, устанавливать его связность и последовательность.
Личностными результатами являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатель индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдений за собственной речью.
Метапредметные результаты:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения;
учитывать различные мнения с целью успешного участия в диалоге;
умение задавать вопросы.
У детей с недостатками чтения и письма, обусловленными ФФНР остаются недостаточно сформированными некоторые неречевые процессы, поэтому на протяжении всего курса коррекции в занятия включаются задания, направленные на формирование навыков организации учебной работы, развитие наблюдательности к языковым явлениям, развитие слухового внимания и памяти, самоконтроля, контрольных действий, способности к переключению.













 14 Џ 
·
·
·
·15