Конспект индивидуального занятия по формированию звуко-слоговой структуры у дошкольников со стёртой формой дизартрии

Индивидуальная образовательная деятельность по формированию звуко-слоговой структуры слова у ребёнка со стёртой формой дизартрии в подготовительной к школе логопедической группе
Подготовила и провела Учитель-логопед высшей квалификационной категории Мелихова Людмила Николаевна.

«ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВОЛШЕБНОМ ПОЕЗДЕ»
Цель. Формирование звуко-слоговой структуры слова.
Задачи.
Коррекционно-образовательные:
Закреплять правильное произношение звука [Р] в словах, словосочетаниях, предложениях , чистоговорках.
Формировать навыки слогового анализа и синтеза слов на примере звука Р.
Формировать навыки звуко-буквенного анализа и синтеза слов.
Закреплять умение делить слова на слоги, выделяя гласный звук в слоге.
Упражнять в образовании сложных прилагательных и введении их в словосочетание, предложение.
Упражнять в согласовании существительных со сложными прилагательными в роде и винительном падеже.
Упражнения в произношении слов сложной слоговой структуры в составе словосочетаний и предложений.
Расширять и активизировать словарный запас (слово контролёр).
Закреплять навык определения последовательности и количества звуков в слове.
Совершенствовать умение составлять слова из последовательно произносимых звуков.

Коррекционно-развивающие:
Развивать словесно-логическое мышление, умение рассуждать, делать выводы.
Развивать зрительное и фонематическое восприятие, память.
Продолжать развивать артикуляционную, пальцевую моторику ребенка.
Совершенствовать умение расслаблять мышцы лицевой мускулатуры путём самомассажа.
Формировать умение произвольно принимать мимические позы.

Формировать правильное речевое дыхание: упражнять в воспроизведении длительного ротового выдоха.
Развивать темпо-ритмическую организацию речи.
Совершенствовать умение модулировать своим голосом.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, самостоятельности.
Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
Стимулировать речевую активность.

Оборудование: зеркало, интерактивная доска, пособие по обучению грамоте для интерактивной доски «Азбука» авторов Л.Ф. Климановой., С. Г. Макеевой, пособие для развития дыхания «Блестящий занавес»; пособие для формирования слоговой структуры слов «Поезд», «Собери картинку из частей-слогов»; пособие для темпо-ритмической организации речи «Повтори» (карточки, молоточек, свисток, дудочка), «Листочки»; мягкие игрушки: Солнышко, Тигр; демонстрационные картинки с изображением артикуляционных упражнений «Бегемот», «Хоботок», «Чашечка», «Часики», «Качели», 7 предметных картинок со звуком Р (сорока, воробей, жираф, зебра, крот, рысь, конверт) , демонстрационные картинки с изображением 3-х медведей из одноимённой сказки, сюжетная картинка «Контролёр проверяет билеты у пассажиров в поезде»; ребус, буквы на карточках, схема гласных звуков.

1. Логопед. - Поздоровайся с гостями, Аня.
Солнце на небе проснулось. Нам с тобою улыбнулось.
Глазки тихо закрываем. Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём. И к сердечку поднесём.
-Что ты чувствуешь? Солнышко дарит всем нам тепло. И мы тоже сделаем подарок солнышку. Как ты будешь говорить? Ответ ребёнка: Говорить буду чётко и внятно, чтобы было всем понятно.
2. Логопед – Пройдём к зеркалу и сделаем самомассаж лица (лоб, щёки, губы).
3. А теперь гимнастика для языка. Артикуляционные упражнения: «Бегемот», «Хоботок», «Чашечка», «Часики», «Качели».
4. - Логопед. Посмотри, какой занавес из блестящих полосок! (выставляется пособие для развития дыхания). Проведи по ним правой ладошкой, левой. Какие они на ощупь (гладкие, холодные, скользкие).
- Мне кажется, что они волшебные. Попробуй подуть на них. Только сделай это правильно.
Ребёнок дует, из-за полосок показываются картинки и ребёнок называет, что изображено на них. (Сорока, воробей, жираф, зебра, крот, рысь, конверт). Картинки по очереди выкладываются на стол.
5. Логопед. - Назови ещё раз, что здесь изображено? Скажи – какой звук чаще других слышится в названиях всех картинок? (Р). Обрати особенное внимание на произношение этого звука, тебе ещё необходимо закрепить его.
6. Логопед - Ой! Конверт- то не пустой, в нём письмо.
«Здравствуй, дорогой друг! Как и ты, я тоже научился произносить звук Р. Но у меня нет картинок со звуком Р. Ты не поделишься со мной такими картинками, чтобы я тоже мог потренироваться в произношении звука Р? Заранее спасибо».
Подпись совсем неразборчива. Кто же это может быть? Поможем нашему неизвестному герою? Ответ ребёнка.
7. Логопед. - Ты любишь путешествовать? Ответ ребёнка.
Мимические упражнения
Какая сегодня хорошая погода!
Солнышку мы улыбнёмся,
И прищурим глазки.
Хмурых тучек не боимся (нахмурить бровки).
Смотрим без опаски.
Видим радугу за речкой всем на удивленье, (показать удивление)
В путешествие отправимся с хорошим настроением!
Логопед. - А путешествовать мы будем на этом волшебном поезде. Поезд повезет картинки, а тронется он тогда, когда все картинки правильно займут свои места в вагончиках. В первом вагоне ты поместишь картинки, в названии которых один слог. Догадайся и скажи, какие картинки поедут во 2,3 вагоне? Ответ ребёнка. Помоги картинкам занять свои места. А вот и твои помощницы-прищепки. Они помогут тебе разделить слова на слоги. Ребёнок делит слова на слоги, прищепляя прищепки к картинкам и проговаривая слово по слогам.
8. Логопед. – Молодец, справилась с заданием. Поезд отправляется путь.
Колёса застучали, паровоз загудел, машинист засвистел. Постучи, как стучат колеса (повторить молоточком на слух). Погуди, как гудит паровоз (дудочка, по схеме). Посвисти, как машинист (свисток, по схеме).
9. Остановка гласных звуков.
Перед ребёнком схема гласных звуков.
Логопед. - Какие гласные звуки ты знаешь? Что ты знаешь про гласные звуки? А как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? Ответ ребёнка.
Выставляется картинка с изображением контролёра поезда.
Логопед. Это контролёр поезда. Кто это?
– А ты знаешь, что это за профессия - контролёр поезда? (Если ребёнок затрудняется ответить, то помогаю ему).
Логопед. - Помоги контролёру. Объясни, почему картинки правильно заняли места в вагонах. Ребёнок называет гласный звук в каждом слоге.
Логопед.- Что проверил контролёр? Ответ ребёнка.
10. Логопед. - Отправляемся дальше. Чтобы было веселее путешествовать, поиграем в игру «Назови слова – признаки» к нашим картинкам. Если у сороки длинный хвост – это длиннохвостая сорока и т.д.
- Пока поезд мчится, мы произнесём чистоговорки со вновь образованными словами. – я-я-я – сорока длин-но-хвос-та-я. Прохлопать в ладоши, протопать ногами по листикам. (3 картинки).
11. Логопед. - Ой, пока мы произносили чистоговорки, поезд набрал скорость, картинки удалились от нас. Их уже почти не видно. Давай возьмём бинокли! (изображает бинокль с помощью согнутых в трубочки пальцев). Игра «Кого ты видишь?» (Я вижу белобокую сороку, и т.д 3 оставшиеся картинки).
12. Остановка перепутанных слогов.
Логопед. – Машинист решил подождать нас и остановил поезд, но произошла резкая остановка. Здесь ещё картинки (на магнитной доске), они так перепугались, что рассыпались на части. Игра «Собери картинку из частей». Слоговой синтез и анализ слов. А теперь угадай, какое я слово назову из перепутанных слогов (3 картинки).
13. Поезд трогается, а к нам присоединяются персонажи из сказки «З медведя». Ты можешь подражать их голосам? Тогда мы с ними поиграем в игру «Угадай слово по звукам». Я буду последовательно называть звуки, а ты назовёшь целое слово, которое получится из этих звуков голосом соответствующего героя. (3 картинки).
14. Вот и конечная станция. Здесь нас должен ждать наш неизвестный герой. Нет никого. Перед нами ребус «Угадай героя по первым звукам слов» (телёнок, индюк, гусь, рыба).
Ребёнок угадывает (тигр). Появляется мягкая игрушка ТИГР.
Логопед. - Он молчит, не рычит. Давай составим звуковую схему слова ТИГР (изображение тигра на интерактивной доске).
Ребёнок составляет звуковую схему на интерактивной доске. Делает звуковой анализ, даёт характеристику каждому звуки. Затем каждый звук обозначается буквой.
Итог. Тигр зарычал, он очень рад. Тигр благодарит за картинки со звуком Р.
Логопед. - Молодец! Ты помогла тигру. Что ты хочешь пожелать тигру? Ребёнок высказывает своё пожелание тигру и отправляется с ним в группу.