Программа коррекционной работы с умственно отсталыми детьми в общеобразовательном классе



Программа коррекционной работы с умственно отсталыми детьми в общеобразовательном классе

Цель программы
Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении адаптированной основной образовательной программы начального общего образования (АООП НОО) для детей с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Задачи  программы:
- своевременно выявлять детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;
- определять особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;
- способствовать созданию условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- обеспечивать возможность обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;
- оказывать консультативную и методическую помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным и другим вопросам.
Срок реализации – 4 года (первый – четвёртый класс)
Ожидаемые результаты
Формирование у учащихся УУД, предусмотренных СФГОС первой ступени, готовности к обучению на второй ступени.
Развитие способности к самообучению, самосовершенствованию, самореализации.
Воспитание толерантного поведения у учащихся и родителей.

Результаты реализации программы могут быть выявлены  в:
процессе итоговой аттестации (освоение стандарта первой ступени),
заключении школьного психолого-медико-педагогического консилиума (ПМПк) и областной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) об уровне развития и определение формы продолжения образования;
анкетировании детей и родителей.

Этапы программы
Коррекционная работа реализуется поэтапно. Последовательность этапов и их адресность создают необходимые предпосылки для устранения дезорганизующих факторов.
I этап (апрель – сентябрь). Этап сбора и анализа информации (информационно- аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей; оценка образовательной среды с целью соответствия требованиям программно-методического обеспечения, материально- технической и кадровой базы учреждения.
II этап (октябрь- май) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является особым образом организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно- развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
III этап (май- июнь) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
IV этап (август – сентябрь) Этап регуляции и корректировки (регулятивно- корректировочная деятельность). Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы








№п\п
Основные направления и содержание, формы деятельности
Участники
Используемые методы /
Сроки



Кто проводит
С кем проводят


I ЭТАП. Информационно-аналитическая деятельность (сбор и анализ информации)

1
Педагогическая диагностика Наблюдение, анкетирование детей и родителей,  входные,  срезовые работы, анализ уровня знаний, умений и навыков, воспитанности, выявление индивидуальных способностей. Заполнение Swot-карты
Учитель -классный руководитель
Весь первый  класс и вновь прибывающие учащиеся
Сентябрь – октябрь

2
Диагностика психологических особенностей детей, уровня развития психических процессов, сформированности эмоционально-волевой сферы, уровня взаимоотношений в коллективе
Педагог-психолог, классный руководитель
Дети с нарушением,   все учащиеся класса
Сентябрь – октябрь

3
Диагностика развития устной и письменной речи.
Учитель-логопед
Дети с нарушением
Сентябрь

4
Изучение и анализ физического развития и состояния здоровья.
Мед. работник, классный руководитель, учитель физической культуры
Дети с нарушением
В начале обучения и в конце каждого учебного года

5
Анкетирование родителей (анкеты прилагаются)
Классный руководитель, социальный педагог
Родители
ў°Начало обучения, в течении года

II ЭТАП. Организационно-исполнительская деятельность

1
Анализ диагностики, составление первичной характеристики. Заседание школьного ПМПк, разработка рекомендаций и индивидуального маршрута сопровождения.
Классный руководитель, члены ПМПК
Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии
По  итогам диагностики.

2
Планирование,  организация, координация, обеспечение помощи детям с ОВЗ, индивидуальное сопровождение, комплектование коррекционных групп, составление расписания групповых, индивидуальных занятий.
Учитель- классный руководитель, члены ПМПК,
Учитель-классный руководитель, Учитель-логопед, педагог-психолог
В течении года

3
Обеспечение успешной адаптации детей  в классе. Включение учащихся с умственной отсталостью в общеобразовательный процесс со всем классом через урок:
а) Обеспечение индивидуализации обучения через подбор индивидуальных заданий по подготовке к восприятию нового материала, дифференцированных карточек, памяток, опор. б) Включение в работу в группах, парах.
в) Оказание индивидуальной помощи при затруднениях, организация взаимопомощи.
г) Индивидуальный анализ ошибок, успехов.
Заполнение Swot-карты д) Индивидуальные задания для самостоятельной работы и домашнего задания. е) Создание ситуации успеха для каждого.
Учитель – классный руководитель
Дети с нарушением







Ежедневно






Ежедневно


Ежедневно

Ежедневно



Ежедневно


Ежедневно


4
Организация индивидуально-групповых  коррекционно-развивающих занятий по предмету.
а) Индивидуальные  и групповые коррекционном-развивающие  и занятия   по учебным  предметам

б) Коррекционно-развивающие занятия со специалистами




Учитель – классный руководитель


Педагог-психолог, учитель- логопед






Дети с нарушением

В течение года, по расписанию







по расписанию специалистов и по ситуации



III  ЭТАП. Диагностика коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность)

1
Создание коррекционно развивающей среды в школе, в классе и дома
Классный руководитель, социальный педагог
Педагоги, родители учащихся.
Постоянно

2
Консультации для родителей
Классный руководитель,
Родители учащихся
В течение года, в соответствии с планом воспитательной работы и по ситуации

3
Контроль  за соблюдением  индивидуальных медицинских рекомендаций по укреплению здоровья  учащихся
Медицинский работник, классный руководитель
Дети с нарушением

В течение года

4
Вовлечение детей с  ограниченными возможностями здоровья  во внеурочную деятельность для развития индивидуальных способностей
Классный руководитель,
Дети с нарушением

В течение года в соответствии с планом воспитательной работы

5
Совместные внеклассные мероприятия детей и родителей (в соответствии с планом воспитательной работы)
Классный руководитель
Родители, дети
В течение года

IV ЭТАП. Регулятивно-корректировочная деятельность

1
Анализ  диагностирования, отслеживание динамики развития детей с ОВЗ.
Учитель - классный руководитель, специалисты.
Дети с нарушением

В течение года

2
Ведение дневника наблюдений, журнала учёта ошибок и достижений учащихся
Учитель - классный руководитель
Дети с нарушением

В течение года

3
Срезовые контрольные работы и их анализ
Учитель - классный руководитель,
Дети с нарушением

В течение года

4
Повторное диагностирование специалистами, анкетирование родителей
Специалисты, учитель – классный руководитель
Дети с нарушением , родители

В конце каждого года обучения

5
Составление подробных характеристик
Учитель- классный руководитель,
Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии
В конце каждого года обучения

6
Обсуждение результатов работы за год в школьной психолого- медико-педагогическом консилиуме (ПМПк).
Учитель – классный руководитель
Специалисты школьной психолого-медико- педагогической комиссии
В конце каждого года обучения

7
Повторное направление на территориальную психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) детей, не имеющих положительной динамики.
Специалисты ПМПК
Дети с нарушением

В конце каждого года обучения

8
Итоговое диагностирование  в территориальной ПМПК,  определение дальнейшей формы обучения. Заполнение Swot-карты
Специалисты ПМПК, классный руководитель
Дети с нарушением

4 класс

9.
Обеспечение преемственности при переходе на вторую ступень обучения
1. Участие в работе школьного психолого- медико-педагогического консилиума при решении вопросов по переходу на вторую ступень обучения.
Специалисты ПМПК,
 Учитель – классный руководитель
 В конце года


2. Помощь в составлении индивидуальной программы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
 Специалисты
 Учитель – классный руководитель
 В конце года


3. Консультирование учителей будущего пятого класса и  родителей учащихся.
 Специалисты
Педагоги второй ступени, родители.
В конце 4 класса и в начале 5 класса.


4. Участие в работе родительского собрания в 5 классе
Классные руководители 4 и 5 класса
Родители
Первая учебная четверть в 5 классе и по ситуации




























15