Дидактические игры 1 класс в рамках ФГОС с умственно отсталыми детьми


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
КОУ «Калачинская адаптивная школа-интернат»
1 класс
Разработала:
Михайлова Наталья Павловна
I четверть
Дидактическая игра№1
Цель: стимулировать внутригрупповое общение.
Задачи:
-развивать внимание, умение ориентировать на листке бумаги;
-упражнять в сравнении указанного количества предметов - полоски разного цвета», называть цвет полосок ,круг (большой и маленький - смайлик, колобок); - воспитывать усидчивость.
Ход игры.
Ритуал приветствия «Мяч».
С помощью мяча будем знакомиться. Дети стоят в кругу, начинает тот, у кого мяч. Водящий кидает мяч любому стоящему в круге и тот громко называет своё имя.
Рефлексия (презентация).
Обратить внимание на лица смайликов - определить настроение их, затем своё на начало занятия.
Поднять свой смайлик - настроения.
Работа над постановкой дыхания — перышко
Глубокий вдох носом, выдох через рот.
Фонетическая зарядка
Что просит сказать врач, когда осматривает врач горло?(А-а-а-а). Как девочка укачивают куклу?(Аа -аа-аа)
III.Основная часть дидактической игры.5.Сюрпризный момент
В гостях «колобок» - вспомнить сказку, что он катился по дорожке. Начертить дорожку (по пунктирам) как катился «колобок»
Физминутка.
Идёт медведь, шумит в кустах
Спускается в овраг.. На двух ногах, на двух руках,
Мы тоже можем так
На столе полоски - определить, где длинная, где коротка и какой цвет полоски.
Рефлексия.
Определить своё настроение - сигнальные карточки.
Итог
Колобок благодарит детей.
Дидактическая игра №2
Цель:формировать продуктивное взаимодействие во время игр.
Задачи;
развивать моторно-слуховую память, внимание;
-формировать представление о геометрических фигурах;
-расширять, уточнять, актуализация словаря по теме « Школьные принадлежности, одежда» (презентация);
воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
Ход дидактического занятия.
1.Ритуал приветствия.Аплодисменты.
Вспомнить каких сказочных героев знают. Предложить на некоторое время стать сказочными героями, изобразить его. Ребята аплодируют сказочным героям.
2.Рефлексия (презентация).
Обратить внимание на лица смайликов - определить настроение их, затем своё на начало занятия.
Поднять свой смайлик - настроения.
3. Работа над постановкой дыхания - надуем шар
Глубокий вдох носом, выдох через рот.
4.Фонетическая зарядка
Плачет Маша: (А-А-А)
А волчище: (У-У-У)
Страшно Машеньки в лесу,
Позовём её (А-У)!
Основная часть дидактической игры.
5.Сюрпризный момент «Колобок»
В гостях «колобок» - вспомнить сказку, какой он формы, дорожка - тропинка, макушка ели.
Физминутка.
Идёт медведь, шумит в кустах
Спускается в овраг.
На двух ногах, на двух руках,
Мы тоже можем так
На столе шаблоны геометрических фигур - предложить обвести геометрические фигуры и заштриховать цветными карандашами.
Рефлексия.
Определить своё настроение - сигнальные карточки.
Итог
Колобок благодарит детей.
Дидактическая игра №3
Цель:корригировать познавательные процессы, с опорой на ведущие и сохранны анализаторы.
Задачи:
развивать слуховое внимание;
-формировать представление о геометрических фигурах;
воспитывать аккуратность при выполнении заданий.
Ход дидактического занятия.
1.Ритуал приветствия.
2.Рефлексия (презентация).
Обратить внимание на лица смайликов - определить настроение их, затем своё на начало занятия.
Поднять свой смайлик - настроения.
3. Работа над постановкой дыхания - Цветочный магазин. Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы.
Глубокий вдох носом, выдох через рот.
4.Фонетическая зарядка.
Как перекрикиваются дети в лесу?
Поднимите руку, если услышите звук У (лиса, жук, медведь, лужа)
Основная часть дидактической игры.
Сюрпризный момент «Колобок»
В гостях «колобок» - вспомнить сказку, назвать героев сказки(звуки А и У). Звукоподражание животных - видео
Физминутка.
Идёт медведь, шумит в кустах
Спускается в овраг.
На двух ногах, на двух руках,
Мы тоже можем так
На столе шаблоны карандашей - предложить закрасить самый длинный цветными карандашами.
Рефлексия.
Определить своё настроение - сигнальные карточки.
Итог
Колобок благодарит детей.
Дидактическое занятие №4
Цель: развивать мыслительные ассоциативные связи.
Задачи:
развивать восприятие, память;
-упражнять в раскладывании указанного количества предметов, разного цвета и место их расположения(вверху - внизу, выше - ниже на, над, под).
пользоваться предложениями с союзами и или а;
воспитывать усидчивость.
Ход дидактического занятия.
1.Ритуал приветствия.
Упражнение «Улыбка». Передовая мяч по кругу: - улыбнуться Добрый день - имя
Добрый день, - имя, отчество педагога,
Добрый день, солнце - все поднимают, а затем опускают руки.
Добрый день, небо - аналогичное упражнение
Добрый день всем нам - разводят руки в стороны, а затем опускают.
2.Рефлексия (презентация).Обратить внимание на лица смайликов - определить настроение их, затем своё на начало занятия.
Поднять свой смайлик - настроения.
3. Работа над постановкой дыхания - футбол.
Легкий шарик. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота.
4.Фонетическая зарядкаКак мычит корова
Ма-ма-ма- всё сделаю сама.
Мо-мо-мо-напишу письмо.
Му-му-му- маму обниму.
Основная часть дидактической игры.
5.Сюрпризный момент «Колобок»
Колобок приготовил нам задание. Доскажи словечко.
1 .Какая ягода называется со звука М
Конь ржёт , а корова -
Собака лает, кошка -
Медведь любит - (мёд, малину)
Физминутка.
Идёт медведь, шумит в кустах
Спускается в овраг.
На двух ногах, на двух руках,
Мы тоже можем так
На парте предметы разложить их, взяв правой рукой вверху - внизу, выше - ниже на, над, под (альбомный лист).
Рефлексия.Определить своё настроение - сигнальные карточки.
ИтогКолобок благодарит детей.
Дидактическая игра №5
Цель;создать благоприятную атмосферу в классе через совместную игровую деятельность.
Задачи:
совершенствовать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении;
развитие слухового внимания, мышления, памяти и творческого воображения.
-формировать умение ориентировать на листке.
Ход дидактического занятия.
1.Ритуал приветствия.
Встаньте те , у кого в имени есть звук «А», кто сегодня чистил зубы, у кого светлые волосы и т.д2.Рефлексия (презентация).
Солнышко и тучка - определить настроение их, затем своё на начало занятия. Поднять сигнальные карточки - настроения.
3. Работа над постановкой дыхания - свеча.
Разноцветные свечи. Ребенок подует на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
4.Фонетическая зарядка Мед в лесу медведь нашел, Мало меду много пчел".
Основная часть дидактической игры.
5.Сюрпризный момент «Медведь»- приготовил задание прочить слоги.
Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Ма - му-ум -ам - меда дам
Физминутка.
Мишка.
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка, (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками)
Улыбайся и садись.
На парте треугольник, взяв правой рукой - далеко - близко, дальше - ближе, к , от ( ориентир альбомный лист).
Рефлексия.
Определить своё настроение - сигнальные карточки.
Итог
Медведь благодарит детей.
Дидактическое занятие №6
Цель:создать благоприятную атмосферу в классе через совместную игровую деятельность.
Задачи:
-совершенствовать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении;
-развитие слухового внимания, мышления, памяти и творческого воображения.
-формировать умение ориентировать на листке.
Ход дидактического занятия.
1.Ритуал приветствия.
Встаньте те, у кого в имени есть звук «А», кто сегодня чистил зубы, у кого светлые волосы и т.д2.Рефлексия (презентация).
Солнышко и тучка - определить настроение их, затем своё на начало занятия. Поднять сигнальные карточки - настроения.
3. Работа над постановкой дыхания - свеча.
Разноцветные свечи. Ребенок подует на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
4.Фонетическая зарядка
Мед в лесу медведь нашел, Мало меду много пчел".
Основная часть дидактической игры.
5.Сюрпризный момент «Медведь»- приготовил задание прочить слоги.
Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му — му - молоко кому? Ма - му-ум -ам - меда дам
Физминутка.
Мишка.
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка, (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, (движения руками)
Улыбайся и садись.
На парте треугольник, взяв правой рукой - далеко - близко, дальше - ближе, к , от (ориентир альбомный лист).
Рефлексия.
Определить своё настроение - сигнальные карточки.
Итог
Медведь благодарит детей.
Дидактическое занятие №7
Цель: формировать элементарные учебные умения; развивать коммуникативные умения впроцессе межличностного взаимодействия.
Задачи;
правильно произносить звук м, соотносить с буквой «Мм» и печатать её, находить среди других букв;
развивать мелкую мускулатуру кистей рук;
воспитывать интерес к учению, формировать коммуникативные умения.
Ход дидактического занятия.Мы продолжаем путешествовать по стране знаний, где играть со звуками и буквами.
Ритуал приветствия.Упражнение «Волшебная палочка». Волшебная палочка (ручка, карандаш и т.д.) передаётся по классу в произвольном порядке. Передающий называет один школьный предмет, а принимающий продолжает называть школьные предметы.
2. Рефлексия (презентация).
Солнышко и тучка - определить настроение их, затем своё на начало занятия. Поднять сигнальные карточки - настроения.
3. Работа над постановкой дыхания - перышко Глубокий вдох носом, выдох через рот.
4.Фонетическая зарядка
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку... (мячик)
Руки мыть пошла Людмила,
Ей понадобилось... (мыло).
На полу скребется... (мышка)
Спит в берлоге бурый ... (мишка) Основная часть дидактической игры.
5. Сюрпризный момент «Мальчик»- приготовил задание прочить слоги.
м а У
а у м У а м
Физминутка. Мишка.
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка, (хлопаем в ладоши) Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками) Улыбайся и садись.
-
На парте треугольник, взяв правой рукой — далеко альбомный листблизко, дальше - ближе, к , от ( ориентир).
Ритуал прощания и рефлексия.• Игра «Солнышко» Дети, стоя в кругу, кладут ладошки друг на друга - получается
солнышко. Затем каждый, убирая свои ладошки, произносит пожелание.
- Что вам понравилось больше всего?
Определить своё настроение - сигнальные карточки.
Итог.Вот и заканчивается наше сегодняшнее путешествие. Мальчик благодарит детей.
Дидактическое занятие №5
Цель;создать благоприятную атмосферу в классе через совместную игровую деятельность.
Задачи:
совершенствовать зрительное восприятие на основе упражнений в узнавании и различении;
развитие слухового внимания, мышления, памяти и творческого воображения.
-формировать умение ориентировать на листке.
Ход дидактического занятия.
1.Ритуал приветствия.
Встаньте те , у кого в имени есть звук «А», кто сегодня чистил зубы, у кого светлые волосы и т.д2.Рефлексия (презентация).
Солнышко и тучка - определить настроение их, затем своё на начало занятия. Поднять сигнальные карточки - настроения.
3. Работа над постановкой дыхания - свеча.
Разноцветные свечи. Ребенок подует на синюю свечу, затем на желтую свечу и т.д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
4.Фонетическая зарядка
Мед в лесу медведь нашел, Мало меду много пчел".
Основная часть дидактической игры.
5.Сюрпризный момент «Медведь»- приготовил задание прочить слоги.
Ма - ма - ма - дома я сама. Му - му - му - молоко кому? Ма - му-ум -ам - меда дам
Физминутка.
Мишка.
Топай, мишка, (топаем ногами)
Хлопай, мишка, (хлопаем в ладоши)
Приседай со мной, братишка, (приседаем)
Лапы вверх, вперед и вниз, ( движения руками)
Улыбайся и садись.
На парте треугольник, взяв правой рукой - далеко - близко, дальше - ближе, к , от ( ориентир альбомный лист).
Рефлексия.
Определить своё настроение - сигнальные карточки.
Итог
Медведь благодарит детей.
Дидактическая игра №9
Цель: развивать умение продуктивного взаимоотношения во время дидактических игр.
Задачи:
развитие графического навыка, мышления, речи, фонематического слуха;
совместно с педагогом и одноклассниками формировать умение и давать оценку своей деятельности на уроке.
-воспитание, трудолюбие, самостоятельность, аккуратность при выполнении задания.
.Хол дидактической игры.Сюрпризный момент «Мальчик - хвастун» 1 .Ритуал приветствия. Игра «Имена».
Каждый по очереди называет своё имя, а другие его запоминают.
2.Ркфлексия-Презентация дерево успеха с листочками
3. Работа над постановкой дыхания -«Листопад».
Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели.
4.Фонетическая зарядка. Чтобы хорошо читать. Букву X нам надо знать, Хлеб, хлопушка, хоровод, Буква X к себе зовёт
III.Основная часть
Какая буква X гласная или согласная? Попробуйте её пропеть. Не получилось? Значит буква X согласная. Предложить её нарисовать. У нас в гостях звери, они забыли кто они , давайте им напомним (картинки -черепаха, хомяк, петух, зайчиха, Вини - пух)
ФизминуткаЦель: развитие координации движения, снятие мышечного напряжения.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп - хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ - высоко поднимаем колени
Качаем головой - головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем - руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем- присесть и подпрыгнут
На носочки поднимайся и на место ты садись
Игра «Положение прямоугольник в пространстве: далеко - близко, дальше - ближе, к , от». Прямоугольник, лист бумаги.
Рефлексия Презентация дерево успеха с листочками
IV.Итог
Дидактическая игра№ 10
Цель:установить контакт с детьми, создать благоприятную атмосферу в группе через совместную игровую деятельность. Задачи:
развивать пространственные представления, в определения направлений предметов;
формировать умение договаривать фразу, договаривать за педагогом в упражнениях;
формировать эмоциональный контакт.
1.Ход дидактической игры. Сюрпризный момент. Заяц - хвастун
Перед кем заяц хвастался, что не боится волка(перед зверями). У нас звери в гостяхчерепаха.хомяк, петух, зайчиха. Вини - пух.
Ритуал приветствия.
Здороваются со зверями-черепахой, хомяком, петухом, зайчихой. Вини - пухом.
Рефлексия-Презентация дерево успеха с листочками
3. Работа над постановкой дыхания — «Листопад»Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.
Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так.чтобы они полетели.
4.Фонетическая зарядка.
Чтобы хорошо читать. Букву X нам надо знать. Хлеб, хлопушка, хоровод. Буква X к себе зовёт
III.Основная часть
1.Игра «Учим зайца - хвастуна»
УХ!УХ - удивлялись звери. Сколько звуков вы услышали в восклицании?Обозначьте их кружками. Почему 1 красный - звук У гласный. Он живёт в красном замке. Как смеялись звери ХА- ХА- ХА. Обозначьте слог ХА кружочками. А сейчас ловите звук М. звук О. звук X. Обозначьте звуки кружочками. Какое слово получилось? Гости приготовили нам новые слова-муха. ухо.уха. мох.
ФизминуткаЦель: развитие координации движения, снятие мышечного напряжения.
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп - хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ.топ - высоко поднимаем колени
Качаем головой - головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем - руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем- присесть и подпрыгнут
На носочки поднимайся и на место ты садись
Игра Посадим елочки Высокие и низкие (составление из треугольников елочки разной высоты)
Рефлексия. Презентация дерево успеха с листочками .Итог