Статья на тему: Коррекционно-развивающее и воспитательное значение театрализованной деятельности в работе с умственно отсталыми детьми


Автономное стационарное учреждениесоциального обслуживания Удмуртской Республики«Глазовский детский дом-интернат для умственно отсталых детей»
Коррекционно-развивающее и воспитательное значение театрализованной деятельности
в работе с умственно отсталыми детьми

Мальцева Елена Евгеньевна,
педагог дополнительного образования по театрализованной деятельности
Глазов – 2016
Вся деятельность Глазовского детского дома-интерната для умственно-отсталых детей направлена на создание оптимальных условий, способствующих умственному, эмоциональному, физическому развитию и социальной адаптации детей, на заботу об их здоровье.
Дети с отклонениями в интеллекте достаточно разнообразны по личностным проявлениям, поведенческим реакциям, по восприимчивости к оценке своей личности другими людьми, по привычкам и склонностям, которые мотивированы теми или иными дефектами в здоровье, негативным социальным опытом.
Большинство из детей с нарушениями интеллекта (даже если это «домашние» дети) в силу своих особенностей лишены многого, доступного обычным ребятам: возможности полноценного участия в общественной жизни, выбора деятельности в соответствии со своими склонностями, а иногда даже и нормального общения со сверстниками. Такие дети нуждаются в особом подходе и в особой организации обучения, воспитания, коррекции.
В процессе практической работы, в ходе наблюдений за такими детьми и, руководствуясь специальной литературой, мы пришли к выводу, что театрализованная деятельность является эффективнейшим средством для социальной адаптации умственно отсталых детей, а также реализации их индивидуальных возможностей. В силу своих особенностей эта деятельность позволяет оптимально освоить мир социальных связей и отношений.
Театральное искусство, в основе которого лежит игра, близко и понятно таким детям. Игра у умственно отсталого ребенка является, пожалуй, основным видом деятельности, с помощью которого он овладевает знаниями о внешнем мире. Воспитанники интерната не посещают самостоятельно магазины, кафе-мороженое, кинотеатр, поликлинику, не ездят самостоятельно на общественном транспорте и еще многого не делают из того, что их здоровые «домашние» сверстники давно, легко, неосознанно умеют делать и ежедневно делают. Коммуникативный (да и социальный опыт в целом) наших детей крайне скуден. Им сложно решить ту или иную, даже самую простую, проблемную ситуацию. И, пожалуй, только в театрализованной игре, используемой как ненавязчивое педагогическое средство, ребенок может получить представление об окружающем мире - через образы, проигрывание жизненных ситуаций, через эмоциональные переживания, краски, звуки. Пусть даже это представление носит отраженный характер.
На своих занятиях по театрализованной деятельности мы используем театрализованные игры-драматизации, пальчиковые игры, различные дидактические, подвижные игры, сюжетно-ролевые игры, всевозможные упражнения (и тоже с элементами игры) - на проговаривание, на развитие пантомимики, упражнения по ритмопластике, на развитие чувств, эмоций.
В игре, в процессе исполнения той или иной роли умственно отсталый ребенок, работая над образом персонажа, старается перенять черты его характера, поведения в различных ситуациях. Систематически возникающие в процессе подражания положительные и отрицательные эмоции становятся регулятором дальнейшего поведения самого умственно отсталого ребенка. Возникают посылы для творческого решения, попытки импровизации. Поначалу эти попытки довольно слабые, носят искаженный характер, но в дальнейшем ситуация постепенно меняется. Мы стараемся не навязывать свои решения, всегда выдавать готовые образцы – «сделай так». Сложнее, интереснее и в конечном итоге эффективнее побуждать детей к творчеству. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок стал равноправным участником творческого процесса. А это удается только при условии проявления искренней заинтересованности в его успехе. Иногда это такой вариант: «Сейчас ты говорила, как знакомая мне девочка Надя, а мне хотелось бы услышать, как просится отогреться замерзшая и промокшая Стрекоза. И у тебя уже начало получаться…» и т.п.
Еще одна типичная ситуация: на занятие по театрализованной деятельности один из «артистов» (диагноз – легкая умственная отсталость) пришел в состоянии стресса, крайне возбужденный, и не мог репетировать роль своего персонажа, потому что перед этим у него случился конфликт в школе. «Вообще ничего не хочу», «отстаньте от меня», «у меня все равно не получится». Часть занятия пришлось спокойно, доброжелательно, очень искренне и убедительно беседовать с ребенком о том, что мы все понимаем, что у него сейчас плохое настроение, но только он сможет сыграть эту роль, потому что только он может так необычно двигаться и так смешно в одном из эпизодов подпрыгнуть (причем, этот прыжок ребенок придумал сам!). Остальные ребята, которым уже не терпелось приступить к репетиции, были вовлечены в беседу и поддерживали педагога. Мальчика удалось успокоить, и репетиция прошла в особенно теплой и творческой атмосфере. Но главное, конечно, в этой ситуации – ребенок вышел из стресса, справился со своими переживаниями, почувствовал свою нужность, заинтересованность в себе со стороны педагога и товарищей.
В ходе работы становится совершенно очевидным, что наших детей с ОВЗ надо воспринимать такими, какие они есть, ведь все их проблемы: замкнутость, агрессивность, необщительность, неуправляемость – не их вина, а следствие заболевания.
На занятиях многие дети бывают внимательны к тому, как их партнер старается услышать, понять и выполнить пожелания педагога, ту задачу, которую он ставит. Иногда они настолько эмоционально вовлекаются в творческий процесс, что начинают давать советы или показывают сами товарищу, у которого не все получается, как нужно выполнить (как им кажется, нужно выполнить) то или иное действие, движение, передать ту или иную интонацию. Обид обычно не бывает, потому что в следующий раз все может быть наоборот: что-то может не получаться у того, кто подсказывал. Ребята это понимают. Такого коллективного настроя на творчество, на достижение поставленной задачи удается достичь не сразу и не всегда. Но если это происходит, то, конечно, дорогого стоит.
В процессе театрализованной деятельности у наших «особенных» детей улучшается образное мышление, появляется инициатива, создается атмосфера взаимопонимания и сотрудничества. В работе над тем или иным спектаклем, сценкой, этюдом, у них развивается умение быть более терпимыми друг к другу, повышается внимание, необходимое для своевременного включения в действие.
Типичным для всех умственно отсталых детей является нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания и памяти, словесно-логического мышления, обобщающей и регулирующей функций речи. Также для них весьма характерны нарушения пространственного восприятия и разнообразные дефекты моторной сферы.
В своей работе мы стремимся использовать любые способности и возможности детей. Если ребенок не может запомнить даже самый небольшой текст, если это ребенок с недоразвитием речи, затрудняющими понимание дефектами речи, то его роль может сводиться к выполнению каких-то доступных движений, поз, к работе над мимикой, жестами. А бывает, что речь ребенка сохранна, но есть дефекты моторики. Тогда роль его персонажа строится главным образом на том, как он работает с текстом. Для нас главное, чтобы ребенок в процессе работы поверил в себя, почувствовал свои силы и возможности и смог реализовать даже самые скромные способности.
Наши дети очень искренние и открытые, талантливые и работоспособные. Они часто бывают смешными и неуклюжими, а их поведение – неожиданным, нестандартным. Но и это может быть использовано как идеальная база для построения тех или иных сюжетов – все зависит от того, какое найти применение этим «нестандартностям», как слабые места сделать сильными, например, превратить неуклюжесть ребенка, какое-то его неумение в ролевую характерность. Конечно, занимаясь театрализованной деятельностью с нашими детьми, мы не занимаемся актерским мастерством в его традиционном понимании. Для нас главное, насколько предлагаемая обстановка положительно воздействует на ребенка, его внутренний мир, эмоциональное и психологическое состояние, а не то, как при помощи работы над артистическими возможностями ребенка добиться идеального исполнения роли в этюде, сценке или спектакле.
Очень важно, чтобы театральные импровизации способствовали эмоциональному перевоплощению детей, умению выплеснуть свою энергию, передать свое видение мира. Театральная деятельность развивает личность умственно отсталого ребенка, прививает устойчивый интерес к театру и другим видам искусства, к которым мы обращаемся на наших занятиях - литературе, живописи, музыке. Совершенствуя навык воплощать в игре определенные переживания, побуждая к созданию новых образов, театральная игра позволяет ему решать многие проблемные ситуации опосредованно - от лица какого-нибудь персонажа. Это, в свою очередь, помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе, волнение и страх перед выступлением, доставляющие умственно отсталому ребенку серьезный психологический дискомфорт.
Таким образом, занимаясь театрализованной деятельностью, мы решаем следующие конкретные задачи, которые тесно связаны между собой и дополняют друг друга:
- помогаем детям с ОВЗ лучше понять себя и свои чувства и выразить их;
- лучше понимать эмоциональное состояния других людей и  адекватно реагировать на это состояние;
- соотносить движения, жесты, мимику, интонации с настроением и эмоциональным состоянием;
- устанавливаем комфортный эмоционально-психологический климат в детском коллективе на групповых занятиях;
- развиваем творческие способности детей;
- работаем над коррекцией различных сторон психики;
- формируем личностные качества ребенка;
- помогаем ребенку реализовать то лучшее, что в нем есть; повысить уровень его самооценки.
Список литературы:
1. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения. Опыт включенного наблюдения. // Социологическое исследование. 2003. - №6. С. 54-63.
2. Ершова А. Искусство в жизни детей./ А. Ершова, Е. Захарова. - М., Просвещение, - 1991.
3. Кривов Ю.И. О месте понятия «социализация» в современной педагогике. // Педагогика. - 2003. - №2. - с. 11 - 21.
4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М., АРКТИ, 2000.
5. Медведева Е.А. Коррекционная технология формирования предпосылок и элементов творческого воображения у старших дошкольников с задержкой психического развития в театрализованных играх. // Воспитание школьников. 1999. - № 5. с. 21 - 29.
6. Обучение и воспитание во вспомогательной школе/ Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 1984.
7. Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме: Пособие для воспитателей и учителей. - М.: АРКТИ, 2005. - 312 с.
8. Планы поддержки для умственно отсталых детей. - Минск: Открытые двери, 1997.
9. Родина М.И., Буренина А.И. Кукляндия: учебно-методическое пособие по театрализованной деятельности. – СПб: Музыкальная палитра, 2008 г.