Конспект урока Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями


муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Михейковская средняя школаЯрцевского района Смоленской области
Конспект урока
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями»
5 класс
Подготовила и провела
учитель математики
Азарова Лидия Васильевна
2017 год
Уровень обучения: базовый
Тип урока: урок изучения нового материала
Класс: 5
Учебник: Н.Я.Виленкин, В.И.Жохов, А.С.Чесноков, С.И. Щварцбурд. 5 класс – М.: Мнемозина, 2015 г.
Цель: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями, развивать умения к их практическому применению.
Планируемый результат обучения, формирование УУД:
Познавательные УУД: формировать навыки сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; научить правильно читать и записывать выражения, содержащие обыкновенные дроби; формировать умение решать задачи на сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.
Коммуникативные УУД: воспитывать любовь к математике, коллективизм, уважение друг к другу, умение слушать, дисциплинированность, самостоятельность мышления.
Регулятивные УУД: понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.Личностные УУД: формировать учебную мотивацию, адекватную самооценку, необходимость приобретения новых знаний.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация.
Ход урока:
Организационный момент.
Мотивация к учебной деятельности.
Доброе утро ребята. Я рада всех вас видеть на уроке.
(Слайд2)
Хорошо проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке-
Ручка, книга и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
И удача пусть ждет вас.
За работу, в добрый час!
Актуализация знаний учащихся.
Устные упражнения
113728584455
Слайд 3.
Повторение теории (слайд 4)
Как называются дроби, которые мы сейчас изучаем?
Число, стоящее над чертой дроби.
Число, стоящее под чертой дроби.
Дробь, в которой числитель меньше знаменателя.
Дробь, в которой числитель больше или равен знаменателю.
1/60 часа?
Какую часть метра составляет 2 см?
Какую часть от килограмма составляет 200граммов?
Как сравнить две дроби с одинаковыми знаменателями?
908685-72390Слайд 5.
И сравните их с единицей.
383286020955Слайд 6.
Какая часть прямоугольника заштрихована
- в клетку;
- в линейку
Постановка проблемы и ее решение.
(Слайд 7). Отвечают на вопросы.
Назовите:
-Какая часть фигуры закрашена красным?
- Зеленым?
Вопрос: Какая часть фигуры закрашена красным и зеленым?
На сколько зеленым цветом закрашено больше, чем красным на рисунке а), б) ?Как можно ответить на эти вопросы?
-110490344805Как называется тема нашего урока? Помогут нам ребусы (слайд 8)
264795090805
40005083820И
Формулируют тему урока:
«Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» (Слайд 9)
Определяют цель и задачи урока. (Выучить правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями и научиться выполнять действия).
Побуждение учащихся к выдвижению гипотезы.
Выполняя предыдущие задания, вы находили сумму или разность дробей с одинаковыми знаменателями.
Сформулируйте самостоятельно правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями.
Формулируют правило.
Проверка гипотезы.
Проверяем сформулированное правило сложения по презентации. Обращаем внимание на буквенную запись правила (Слайд 10).
Обратимся к учебнику стр.155. Находим правило и проговариваем еще раз.
Рассматриваем пример на сложение по презентации.
Вопрос:
Как правильно на математическом языке читать примеры на сложение и вычитание дробей? Обратимся к учебнику стр. 157.
Грамотно зачитываем образец решения примера на сложение.
Проверяем сформулированное правило вычитания по презентации. Обращаем внимание на буквенную запись правила (Слайд 11).
Обратимся к учебнику стр.156. Находим правило, проговариваем.
Записываем образец решения примера на вычитание в тетрадь.
Физкультминутка (Слайд 12).
Вышел мишка из берлоги.
Раз и два поднял он ноги.
Сел, встал. Сел, встал.
Лапки за спину убрал.
Покачнулся, повернулся
И немножко потянулся.
Отдохнули, прямо сели и к решенью приступили.
5. Первичное закрепление.
- Фронтальная работа с учебником: № 1011(верхняя строчка) устно (правильно зачитывать примеры).
- Работа в парах: № 1006, 1008 (Взаимоконтроль).
6. Самостоятельная работа с последующей проверкой (слайд 13)
Проверим, как вы научились складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями.
Выполним самостоятельную работу.
Каждому правильному ответу соответствует буква. Решите пример, найдите в таблице ответ, замените буквой, получите зашифрованное слово - животное.




М О Б К РЛ
1
Ответ: Бобр.
Слайд 14.
-53340323850Вы все слышали о таком животном, но может не все знают, как оно выглядит.
Бобра называют «королем грызунов». Длина тела достигает 1 м, а вес — 30 кг. Обитают бобры по берегам медленно текущих лесных рек. На выбранном водоеме бобры устраивают норы или хатки. С помощью мощных резцов легко перегрызают ветви и валят крупные деревья. Осину диаметром 5—7 см бобр валит за 2 минуты, у поваленного дерева отгрызаются ветви, часть которых сразу съедается, а ствол разрезается на части и сплавляется по воде к жилищу. Численность год от года сокращается. Занесены в Красную книгу Смоленской области и находятся под охраной. 2017 год объявлен годом Экологии, поэтому все растения и животные, занесенные в Красную книгу должны охраняться, а не уничтожаться.
Дополнительно: решение уравнений № 1018 у доски.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
- Что изучали сегодня на уроке?
- Какую цель ставили? Достигли?
- Каждый для себя ответит на вопрос: (слайд 15)
Всё понял и могу легко складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями.

Есть небольшие недочеты, и есть над чем поработать.

Надо хорошо поупражняться в сложении и вычитании дробей с одинаковыми знаменателями.
22860109220
Выставление и комментирование оценок. (Слайд 16)
Домашнее задание: № 1041, 1040.
По желанию – сочинить сказку про сложение и вычитание обыкновенных дробей.
(Слайд 17)