Открытый урок по русскому языку Тема: «Написание о и ё после шипящих в корнях слов».


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Троицкая средняя общеобразовательная школа№2
Районный конкурс методических разработок уроков
«Мой урок с использованием современных педагогических технологий»
УМК «Перспективная начальная школа»
Русский язык. 4 класс.
Урок № 60
Тема: «Написание о и ё после шипящих в корнях слов».
-516890240665
Учитель начальных классов
высшей категории
Савкина Е.М.
с. Троицкое
2015г.
Урок № 60
Тема: «Написание о и ё после шипящих в корнях слов».
Организационная и методическая информация
Предмет, тип урока: русский язык, усвоение новых знаний. На усвоение данного материала отводится 4 часа. Это третий урок.
Цель урока: обеспечить условия для формирования умения распознавать и правильно писать слова с орфограммой в корне: О и Е после шипящих.
Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения
Учебные задачи урока, направленные на достижение предметных результатов
Создание условий для формирования умения находить слова с изученной орфограммой, определять какой частью речи является данное слово, определять место положения орфограммы в слове, знать способ проверки и уметь пользоваться правилом на письме.
Соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения.
Учебные задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов
Познавательные УУД 
Общеучебные УУД: 
знаково – символическое моделирование умение структурировать знания;
умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
выбор наиболее эффективных способов при проверке гласных в корне слова;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов при решении проблем поискового характера.
Регулятивные УУД: 
определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками при объяснении орфограмм;
прогнозирование и составление алгоритма решения учебной задачи самостоятельно или совместно с одноклассниками;
развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью.
Коммуникативные УУД.
осознанное построение учебного сотрудничества при взаимодействии с учителем и одноклассниками;
формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
Личностные УУД:
проявление устойчивого познавательного интереса к русскому языку; 
представление о единстве и многообразии русского языка при изучении написания о и ё после шипящих;
позитивное отношение к правилам устной и письменной речи;
осознанное выполнение нравственно – этических норм при взаимодействии с одноклассниками и учителем на уроках русского языка.
Логические УУД: 
 анализ, синтез, сравнение, классификация при изучении того, что в корнях слов под ударением пишется о, если ударение неподвижно и звук не меняется, без ударения – ё, если в словах гласный звук подвижен.
Технологии: РКМЧП (Развитие критического мышления через письмо и чтение), здоровьесберегающие технологии, ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Оборудование: учебник русского языка 4 класса Н.А. Чуракова, электронный учебник, компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, рабочая тетрадь, тетрадь для самостоятельной работы, инструкция, памятка.
Структура урока:
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
3. Целеполагание. Мотивация учебной деятельности учащихся.
4. Физкультминутка.
5. Первичное закрепление нового знания.
6. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания - загадки).
7. Оценка и самооценка.
8. Рефлексия.
9. Домашнее задание.
Ход урока:
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Оргмомент (30 сек.).
Цель: организовать направленное внимание на начало урока. Звенит звонок, зовет звонок.
И в классе начинается урок!
Подарим друг другу
хорошее настроение,
свою улыбку.
Проверка готовности к уроку.
- Запишите число и классная работа. (слайд №3) 
Приветствие.
Проверка готовности к уроку.
Запись числа и классной работы в тетради. Личностные: понимают значение знаний для человека, имеют желание учиться; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место.
Актуализация знаний.
 Цель: повторить понятия, правила, алгоритм или способ использования алгоритма.
Стадия вызова.
(1-10мин).
 Цель: побуждение учащихся к активной деятельности
Задачи: актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по данной теме.
- пробуждение интереса к изучаемой теме.
- постановка учеником собственных целей обучения
- обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний.
- побуждение ученика к активной деятельности.
Выяснение темы (по анализу предложенных слов) и целей урока.
-Какую тему изучаем на уроках русского языка?
-Где можно посмотреть?
-Что нужно использовать в работе с этой темой?
-Перечитайте инструкцию, кто затрудняется.
I. Постановка учебной задачи:Обратимся к таблице.
-Какие знания нам нужны для работы по этой теме?
-Какие части речи мы знаем?
(слайд № 4, 5) 
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
- Какие согласные называем шипящими?
(слайд №6) 
-Сегодня у нас интересная тема урока. А какая, вы догадаетесь сами, посмотрев слова, написанные на слайде. (слайд №7) 
- Мужич..к, овраж..к, холщ..вый, плюш..вый, меч..м, рощ..й.
- Ш..рох, крыж..вник, ш..л.
-Прочитайте слова.
Работаем устно в группах.
-Что общего в словах, записанных на доске?
-В чём различие между словами в первых двух строчках, записанными на доске?
-Запишите слова по группам в соответствии с изучаемой орфограммой, вставьте пропущенные буквы.
(слайд №8) 
-Какие слова записали в первую группу?
-Расскажите правило.
Аналогично для следующих слов. (слайд №9) 
-Какую работу мы сделали?
-Какое общее правило регулирует выбор гласных О, Е данных словах?

- Сравните данные слова со словами, написанными в третьей строчке.
-Что интересного заметили в словах в третьей строчке?
Я предлагаю, используя инструкцию выдвинуть гипотезу о теме урока.
Тема урока: Написание о и ё после шипящих в корне слова. (слайд №10) 
ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Обобщим наши знания по теме.
- Мы выяснили, что многое вам уже известно. Переходим к заполнению второй колонки. Сформулируйте цели урока.

- Можем ли мы сейчас заполнить третью колонку таблицы?
Обратимся к ней в конце урока.
-Ребята тема у нас объёмная.
-Как нам лучше построить работу на уроке?
-Ваши предложения.
Ответы учащихся.
В учебнике
Инструкцию
Понятия части речи, части слова, шипящие звуки.
Рассказывают правила.
ж, ч, ш, щ
Работают в четвёртках.
Находят общее правило и чем отличаются, записывают на группы.
Ответы учащихся в группах.
Проверка по слайду.
Повторили ранее изученные правила.
У прилагательных и существительных в суффиксах и окончаниях под ударением пишется буква О, без ударения Е.
Последние слова не соответствуют
изученным правилам.
1.Среди этих слов встречается глагол.
2. Орфограмма находится в корне после шипящих.
3.Ранее выбор стоял о букве О или Е. В данных словах надо выбрать О или Ё.
Написание о и ё после шипящих в корне слова.
Высказывают предположения о целях урока, исходя из содержания параграфа.
Цели: понять и правильно выбирать
букву О
букву Ё
в корне слова после шипящих;
применять полученные знания на практике.
Ставят индивидуальные цели урока.
Конечно, нет. Мы ещё не научились правильно писать буквы о и е после шипящих в корнях слов.
Высказыванием учащихся.
Сделать анализ слов с помощью инструкции.
Выдвинуть гипотезу о выборе букв.
Проверить по учебнику.
Выучить правило.
Закрепить на практике. Личностные: устанавливают связи между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. 
Познавательные: извлечение необходимой информации из текстов; постановка и формулирование проблемы при сравнении букв после шипящих, принадлежащих к разным частям слова.
Регулятивные: определяют тему и цель урока, выдвигают гипотезу, волевая саморегуляция в условиях затруднения.
Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью аргументация своего мнения и позиции, учет разных мнений.
Формирование новых знаний и способов действия.
Стадия осмысления
Цель: активное получение информации.
Задачи:
осмысление информации;
соотнесение полученной информации с собственными знаниями
отслеживание процесса познания и собственного понимания -Записываем слово с пробелом. Проверьте порядок на парте, осанку.
Работаем по Инструкции.
- ш..рох –
 Слово шероховатый не воспринимается как однокоренное со словом шорох.
- ш..рох – ш..рохи;
- Что нужно сделать?
На что обращаем внимание?
Что определяем на этом этапе?
В какой части слова находится орфограмма.
Что определяем дальше?
Опираясь на ранее изученные правила, какое предположение можно сделать?
- Как понять правильно ли мы предположили?
-На какой странице можно прочитать?
-Прочитайте первую часть правила.
-Запомните его.
- Вставьте нужные буквы в слова. (слайд №11)
-Расскажите в парах.
-Кто готов рассказать.
-Приведите примеры на данное правило.
-Прочитайте слова на следующей строчке. (слайд №11)
Можно ли сказать, что новое правило регулирует выбор гласных О и Ё?
-Всё ли правило, мы выучили?
- Прочитайте вторую часть правила.
- Что интересного вы узнали?
Работаем по электронному учебнику.
В этих словах в корне после шипящего гласный всегда безударный, но в них также пишется буква о. Именно поэтому эти слова записаны во второй части данного правила и считаются словарными словами.
- Запишите их в тетрадь с новой строчки, обозначьте ударение, подчеркните гласные после шипящих.
Запомните. Расскажите в парах.
- Какаю работу мы сделали?
-Что нужно сделать на следующим этапе?
-Придумайте и запишите по два слова на данное правило. Ответы учащихся.
Получили форму слова- шорох.
Обозначить ударение.
Ударение неподвижно.
Звук о слышим после шипящей в корне слова.
Ударение в словах неподвижно, значит гласные звуки в корнях слов не чередуются.
В корне под ударением пишется о, если при изменении слова ударение неподвижно.
Проверим по учебнику.
ст. 138.
Читают правило.
Вставляют буквы, подчёркивают.
Рассказывают правило в парах.
Ответы учащихся.
Да. Доказывают.
Нет. Есть вторая часть.
Наше правило не работает в этих словах.
Мы их знаем как словарные слова, следовательно, их надо запомнить.
Записывают.
Запоминают в парах.
Познакомились с новым правилом.
Закрепить на практике.
Самостоятельная работа. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные: общеучебные – извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о новом изучаемом предмете; сравнивают и группируют слова, по инструкции
Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.
Физпауза.
 Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения. (1мин) Музыкальная зарядка. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
Достигли ли мы своей первой цели?
Какую вторую цель ставили на уроке?
Работа у доски. Поправьте тетради. Проверьте осанку.
Запишите в тетрадь слово:
Ш..л –
Что нужно сделать со словом?
Работаем по инструкции комментировано.
-Почему произошло чередование звуков?
- Как можно проверить безударную гласную в корне в слове вышел?
- Что можно предположить опираясь на ранее изученное правило?
-Можно вставить буквы?
Где проверим!
- Прочитайте первую часть правила на ст. 139.
- Что поняли из правила? Изложите своими словами. Как определить выбор гласной буквы?
-Подтвердилось ли наше предположение?
- Вставьте буквы, подчеркните.
Оцените работу ученика.
-Прочитайте слова, записанные ниже в правиле. Докажите правильность выбора буквы после шипящей. Работаем «цепочкой».
Акцентирую внимание на паре слов: шёпот – шептать.
- Расскажите правило регулирующее выбор буквы.
-Устно приведите примеры.
- Всё ли мы правило изучили?
- Прочитайте вторую часть правила.
-Всем ли понятно оно?
-Что нужно сделать?
-Что интересного заметили?
Работаем по электронному учебнику.
Фронтальная работа.
Закрепим правило на письме.
Запишите слово:
Ш.пот-
Работаем комментировано у доски.
- Подчеркните эту букву.
- Сделаем вывод.
- Оцените работу у доски.
- Что интересного заметили в этих парах?
- Что общего и чем отличается эта запись от предыдущей?
- Сделайте вывод.
- Сформулируйте общее правило.
Прочитайте краткое правило по слайду №12. Повторите.
Слайд № 12.
1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА) , ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ) , д. Так пишется большинство корней. 2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения. - Какую работу выполняем на следующем этапе, в соответствии наших целей урока.
Да.
Выбор буквы Ё в корня после шипящих.
Изменить
Ш..л – выш..л Глагол, несовершённого вида, образуем глагол совершённого вида – вышел.
Обозначаем ударение. Разберём по составу. Выделяю корень- шё, -ше
Проверяю чередование гласных после шипящих. Открываем скобки ( О/Ы =
-Подвижное ударение.
Шедший.
=Ё/Е);
Нет. Надо проверить.
ст. 139
Дети рассказывают правило.
Да.
Оценивают аргументирована.
Ответы учащихся.
Ответы слабых учащихся.
Нет. Есть вторая часть.
(Да /Нет).
Попробовать применить на практике.
Второй раз предлагается слово шёпот, только с другим родственным словом.
Шёпот - шепчет.
Разбор по составу.
Обозначим ударение.
Вывод: ударение неподвижное, а гласные звуки в корнях слов чередуются.(о/э)=
Ё/Е.
Оценивание работы ученика.
Шёпот - шептать.
Шёпот - шепчет.
Вывод: если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е, то в проверяемому слове пишем Ё.
А)В корне слов после шипящих под ударением пишем о, 1.если при изменении слова или в однокоренных словах ударение остаётся на прежнем месте и после шипящего остаётся тот же.
2. Запомнить слова пришедшие из других языков.
Б)
В корне слов после шипящих под ударением пишем ё, 1.если при изменении слова или в однокоренных словах ударение переходит на другой слог, появляется чередование гласных.
2.Ударение остаётся на прежнем месте, но всё равно появляется чередование гласных звуков.
Наша 3 цель: потренироваться в применении изученного правила на письме. Физпауза.
 Цель: смена вида деятельности, снятие напряжения.(30 сек.) Для глаз. Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.
Применение и закрепление теоретических положений в условиях выполнения упражнений (13-15 мин). 
Цель: сформировать учебные действия по использованию алгоритмов, правил. - Откройте ПТ с. 68-ая, № 68
Прочитайте задание.
- Что нужно сделать в упражнении?
- Приготовьтесь прочитать выразительно стихотворение.
Какое слово нужно вставить?
Диалог- форма речи, характеризуется сменой высказываний двух говорящих. 
- Где мы можем проверить себя при выборе гласных после шипящих?
- Найдите слова, в которых выбор букв регулируют изученные сегодня правила.
Работаем комментировано.
-Прокомментируйте ход выбора буквы.
- Для чего выполняли это упражнение?
- Чему оно Вас научило?
- Какую работу выполняем на следующем этапе, в соответствии наших целей урока.
-Выполните упражнение № 109.
С последующей проверкой в парах. (слайд №13).
-Оцените работу партнёра.
(Слайд №14)
Дополнительная работа по сигнальным карточкам. Докажите правильность решения.
1) Как называется плод дуба? (Жёлудь)
2) Цвет одуванчика? (Жёлтый)
3) Предмет для чистки зубов? (Щётка)
4) Тонкая веревка? (Бечёвка)
5) Сильное потрясение, расстройство? (Шок)
6) Профессиональный наездник на скачках 9 (Жокей)
7) Мастер по изготовлению ременной упряжи (Шорник)
8) Водитель автомобиля. (Шофёр) Выбору буквы о/ё в корнях слов после шипящих.
Ученик читает.
Слово диалог- это словарное слово его надо запомнить.
Обратившись к учебнику.
Слова чёрный, жёлтый  пишется с букой Ё – его написание подчиняется правилу со с. 139. Ч.1
Чёрный- чернеть(о/и) ударение переходит на другой слог), жёлтый – желтеть (о/ы)ударение переходит на другой слог). Следовательно, пишем букву ё.
Мышонок- суф. -онок- под ударением и образовано от существительного
На плюшевом - прилагательное, суф.-ев-, безудар.
Закрепили изученное правило.
Правильному выбору гласных букв после шипящих в корне.
Самостоятельная работа.
Выполнение упражнения. Проверка Оценивание.
Ответы по сигнальным карточкам: О, Ё.
Кратко комментируют. Личностные: осознают свои возможности, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении. 
Познавательные:общеучебные – проявляют познавательную инициативу, отвечают на простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы. 
Регулятивные: определяют план выполнения работы; соотносят выполненное задание с образцом. 
Коммуникативные: участвуют в диалоге, слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; оформляют свои мысли в устной письменной речи с учетом учебной ситуации; сотрудничают в совместном решении проблемы.
Итог урока.
Рефлексия.
Выставление оценок.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты коллективной деятельности.
Цель: целостное осмысление и обобщение информации.
Задачи:
выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
выявление ошибок, совершенных в процессе усвоения;
- анализ процесса собственных мыслительных операций
- поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов») ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
Вернёмся в нашу таблицу.
Слайд №15
- Что сегодня узнали на уроке?
- Изложите правило своими словами.
Слайд № 12.
 - Справились ли с поставленной целью и задачами урока?
Слайд №16
Рефлексия настроения:
- Сегодня я доволен работой, так как…
 - Не совсем доволен, потому что…
 - Не доволен своей работой, ведь я …
- Дружно Вы работали на уроке?
- За что Вы похвалите своего соседа по парте, одноклассника, с которым работали в группе?
Выставление оценок.
-Что нужно сделать ребятам, которые испытывают затруднения в применении нового материала?
На уроке мы рассматривали написание О и Е после шипящих в корне существительных и прилагательных, глагола.
Рассказывают оба правила сокращённо.
Учащиеся соотносят свою цель с результатами работы на уроке.
Сегодня на уроке я хотел(а) узнать … и узнал(а), что…
- Сегодня на уроке у меня получилось …
- Сегодня на уроке мне трудно было …
Ответы учащихся.
Оценивания своей работы на уроке и одноклассников.
Закрепить полученные знания при выполнении домашней работы.
Ставят цель на следующий урок.
Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учеб. деятельности; самооценка на основе критерия успешности; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности. 
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения; оценивают результаты работы.
Коммуникативные: слушают и понимают других, высказывают свою точку зрения; выполняют осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
 Домашнее задание.
(1 мин) Слайд 17
Тетрадь для самостоятельной работы 1, упражнение 67 (с. 66-68).
-Прочитайте задание.
- Что нужно сделать в упражнении. Запись домашнего задания.
Обсуждение.