Открытый урок по русскому языку на тему Написание слов с гласными в слабой позиции (2 класс)







Урок с элементами игры по русскому языку
на тему « Написание слов с гласными в слабой позиции»
( для учащихся 2 класса, представленный на конкурсе «Учитель года Москвы – 2009»).


Цели:
- формировать умения находить и проверять гласные в слабой позиции;
- развивать орфографическую зоркость; умения наблюдать, сравнивать, делать выводы;
внимание, память, воображение, интерес к предмету;
- способствовать развитию устной и письменной речи учащихся;
- воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение товарищей;
- прививать навыки самостоятельной работы;
- формировать любовь к искусству.
Оборудование:мультимедийная система, телевизор, видеомагнитофон, аудиомагнитофон;
плакат с кроссвордом, карточки для индивидуальной работы.

Ход урока.
I. Организация начала занятия.
Учитель, обращаясь к классу, говорит, что сегодня урок будет необычным, так как пришло много гостей. Для того чтобы у учащихся на уроке все получилось, они должны хором произнести «волшебные» слова:
- На уроке наши глаза внимательно смотрят и все (видят).
- Уши внимательно слушают и все(слышат).
- Голова хорошо(думает).
II. Целевая установка.
Учитель предлагает учащимся совершить путешествие по морю Знаний с помощью воображения и фантазии. Закрыв глаза, под шум моря (запись на аудиокассете) учащиеся представляют, что плывут на корабле. На экране появляется остров Орфографии. Выясняется значение слова «орфография». («Орфография» в переводе с греческого языка означает «пишу правильно».) На этом острове « живут» известные учащимся орфограммы.
Вопрос учителя:
- А что такое орфограмма? (Орфограмма – это слабое место в слове, где возможны варианты написания, слабая позиция для звука.)
Ш. Проверка выполнения домашнего задания.
Задание: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.
Друзя.
Ребята горда (М,м)осквы любят ходит в парк. У (П,п)ети Соловева есть там рыжий друг (Я,я)шка. Это пушстая белока с длинным хвостом.
Малчик принес корм .Постучл по сосне. (С,с)пустился (Я,я)шка, взял еду и скрылся за деревями.
Учащиеся называют орфограммы, и они появляются на экране:
- Сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу (пушистая, постучал).
- Cочетания чк-чн (белочка).
- Заглавная буква в начале предложения (Спустился Яшка).
- Заглавная буква в именах людей, кличках животных, названиях городов (Москвы,
Яшка, Пети).
- Разделительный ь (Соловьева, деревьями, друзья).
- Мягкий знак – показатель мягкости (ходить, мальчик).
- Гласные в слабой позиции (города).
IV. Подготовка к основному этапу занятия.
Учитель предлагает учащимся узнать, с какой орфограммой они будут работать на уроке сегодня.
Задание на карточках: Найдите лишнее слово в каждой строчке и обведите его.
Ш (и,ы)шка, стр(а,о)на, ж(и,ы)л, ш(и,ы)на.
(М,м)урка, в(о,а)лна, (С,с)аша,(В,в)олга.
Лю, пю, л(е,и)са,, вю.
Палма, лвы, з(е,и)мля, пен
( Отвечающий объясняет свой выбор.)
На экране появляются обведенные слова. Делается вывод, что на уроке учащиеся будут работать с гласными в слабой позиции.
V. Основной этап занятия. Закрепление знаний.
а) Словарная работа.
Вопрос учителя:
- Что такое словарные слова? ( Это слова, где гласный в слабой позиции можно проверить только по словарю.)
Учащиеся вспоминают словарные слова на зимнюю тему и разгадывают кроссворд.
( У каждого ученика на парте.)
Сшили их из черной кожи,
В них теперь ходить мы можем.
И по слякотной дороге
Не промокнут наши ноги.
(Сапоги, в единственном числе – сапог.)
2. Льется речка – мы лежим,
Лед на речке – мы бежим.
(Коньки.)
3. Игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.
(Хоккей.)
4 .Пальто, свитер, платье, джинсы – это
(Одежда.)
5. Невидимкой осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне.
(Мороз.)
6. Это место, где люди катаются на коньках.
(Каток.)






1
С
А
П
О
Г



2
К
О
Н
Ь
К
И


3
Х
О
К
К

Й





4
О
Д
Е
Ж
Д
А






5
М
О
Р
О
З


6
К
А
Т
О
К












На доску вывешивается плакат с отгадками, и учащиеся проверяют свою работу. Под музыку А. Вивальди ( концерт «Зима») учащиеся составляют предложение о зиме с одним из слов. ( Выслушиваются ответы.)
Учитель предлагает записать в тетрадь строчку из стихотворения « Зимнее утро» А.С. Пушкина: Мороз и солнце, день чудесный! (Один ученик записывает на доске.)
Учащиеся подчеркивают орфограммы, которые встретились в этом предложении:
Мороз и солнце, день чудесный!
б) Работа с правилом.
Ответы на вопросы:
- Какое слово получилось в красных клетках кроссворда? (Снежок.)
- В нем есть орфограмма? (Да.)
- Какая? ( Гласный в слабой позиции.)
- Это слово нужно запомнить или можно проверить? (Можно проверить.)
- Запишите слово «снежок» и проверочное слово. (Снежок-снег.)
(Один ученик на доске.)
Учащиеся делают вывод:
- Чтобы проверить гласный в слабой позиции, нужно изменить форму слова так, чтобы безударный звук оказался в сильной позиции.
Для лучшего запоминания правила учащимся предлагается прочитать сказку.
(У каждого ученика на парте.)

Заколдованные буквы.
Однажды на волшебный остров, где жили гласные звуки и буквы, прилетел злой волшебник и заколдовал их. Да так, что стали они друг на друга похожими: О стала походить на А; Е на И, А на О, И на Е. Колдун исчез, а на острове началась величайшая путаница. Только доброе Ударение могло помочь звукам и буквам. Достаточно было ему ударить гласным в ладоши, как тут же слетала с него обманчивая волшебная маска, и он становился самим собой.
Гласный под Ударением ясен и понятен. Называется он Ударный Гласный. А вот те гласные, которых Ударение еще не коснулось, называют Гласными в слабой позиции. (Безударными гласными.)
Они еще заколдованы и ждут своего часа. Вы, ребята, могли бы помочь им. Запомните волшебные слова! Гласный ставь под Ударение, чтоб развеять все сомнения!
Физминутка.
Если учитель называет слово с гласным в сильной ударной позиции, учащиеся поднимают руки вверх и встают на носочки; если в слабой позиции – приседают.
Слова: цветы, сад, гриб, гора, трава, рог, шары, враг, мост, стена, слова, цвет.
VI. Обобщение и систематизация знаний.
Работа с учебником (комментированное выполнение упражнения №156).
Учащиеся комментируют на местах, а потом выходят к доске и вписывают пропущенную букву (звезда – звезды и т.д.).
VII. Контроль и самопроверка знаний.
Учитель спрашивает учащихся:
- Какие вы знаете рассказы Л.Н. Толстого? (Учащиеся отвечают.)
- Хотите узнать больше о его творчестве?
Учащимся предлагается видеофрагмент (Л.Н. Толстой. Ясная Поляна.)
Самостоятельная работа с текстом (рассказ Л.Н. Толстого «Галка»).
Задание: Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы, поставьте ударение.
Галка.
Хтела галка пить. На двре стял кувшин с вдой, а в кувшине была вда только на дне. Галке нельзя было достать. Стала на кдать в кувшин камушки и столько набрсала, что вда стала выше и можно было пить.
Вопросы учителя после выполнения задания:
- Назовите слова, в которые вы вставили гласную О. (Хотела, на дворе, стоял, с водой, она, вода, набросала.)
- Назовите слова, в которые вы вставили гласную И. (Кидать.)
- Есть ли слова, в которые вы вставили гласную А, Е?
Проверьте себя (на экране):
О И
хотела кидать
на дворе
стоял
с водой
вода
она
набросала
вода
- Как вы проверяли эти слова?
VШ. Подведение итогов занятия.
Ответы на вопросы:
- С какой орфограммой работали на уроке?
- Как проверить гласный в слабой позиции?
Учитель предлагает посмотреть на экран, где появляется оценка работы учащихся – отлично.
IХ. Информация о домашнем задании.
Выполнить упр.158.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415




15