Открытый урок по русскому языку на тему: Написание слов с парными звонкими и глухими согласными звуками.

Открытый урок по русскому языку на тему: «Написание слов с парными звонкими и глухими согласными звуками».
2 класс.
Учитель: Радченко Т. А.

Цели: - закрепить работу по теме «Парные звонкие и глухие согласные»;
- закрепить умение различать парные звонкие и глухие согласные звуки;
- повторить знания о том, что парный согласный на конце слова может заменяться другим согласным, поэтому подобные окончания слов требуют проверки;
- развивать умение производить анализ звукового состава слова, сопоставлять согласные буквы в проверочном и проверяемом словах;
- развивать орфографическую зоркость, речь, внимание, логическое мышление, память, воображение;
- развивать кругозор учащихся, наблюдательность и любознательность детей;
- формировать навык грамотного написания слов с парными звонкими и глухими согласными;
- формировать бережные взаимоотношения человека с природой;
- учить детей умениям сравнивать, анализировать и делать выводы;
- доказать неразрывную связь людей с окружающей средой;
- воспитывать аккуратность, любовь к природе, животным и бережное отношение к ним;
- прививать любовь и уважение к русскому языку.

Оборудование: буквы на магнитах; картинка Красной Шапочки;
магнитофонная запись «Звуки леса»; картинка волка,
выглядывающего из – под одеяла, в кружевном чепце;
картинка пчелы; таблица звуков.

Ход урока:
I. Оргмомент.
- Здравствуйте, ребята! Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Подумайте, как хорошо, что мы сегодня вместе! Мы спокойны, добры, приветливы. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашние обиды. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу.
1.
- Сегодня на уроке мы ещё раз повторим написание слов с парными звонкими и глухими согласными звуками и способы их проверки. Но урок у нас будет необычный. Мы отправимся в чудесное путешествие. Побываем в сказке. А в какой сказке, вы узнаете, отгадав главного героя. Имя этого героя зашифровано в книжке, на доске. Соединив в строчки согласные с гласными, вы назовёте имя нашего героя. (Красная Шапочка.)
- Значит, мы отправляемся в сказку.. («Красная Шапочка».)
- А кто написал эту сказку? (Шарль Перро.)
- Почему наша гостя не появилась, ведь мы отгадали её имя? (Потому что Красная Шапочка пишется с большой буквы. Это имя собственное. А имена собственные пишутся с большой буквы.)
- Молодцы!
(На доске появляется картинка Красной Шапочки.)

II. Минутка чистописания.
- Чтобы всем нам оказаться в сказочной стране – нужно очень красиво прописать буквы, которые обозначают один звук – звонкий, а другой – глухой.
(Дети прописывают на листочках половину строчки букву – С, половину – З.)
- Все справились! Молодцы! Я взмахнула волшебной палочкой и вот мы в сказке.

III. Физкультминутка.
Жила – была девочка. Умная, способная и любознательная. Все звали её Красной Шапочкой. Решила она навестить свою бабушку, что жила в домике на опушке леса. И приглашает нас совершить прогулку по лесу к домику бабушки.
(Звучит магнитофонная запись. Дети выполняют движения по музыку.)

IV. Словарная работа.
Игра «Плюс и минус».
- Сейчас мы поиграем с вами в игру «Плюс и минус», которую нам придумала Красная Шапочка. Поработаем со словарными словами. Необходимо правильно вставить букву в слово и рядом поставить плюс, если это растёт или живёт в лесу. Если нет, то – минус. Сделать это надо по очереди, наперегонки.

V. Повторение изученного.
- Поиграв в игру, мы идём по лесу, и тропинка выводит нас на опушку к домику бабушки. Зашла Красная Шапочка в дом, а на постели «бабушка» лежит (подозрительная какая – то)!

2.
(На доске появляется картинка волка, выглядывающего из – под одеяла, в кружевном чепце.)
- Что ты меня не спрашиваешь, Красная Шапочка, почему у меня такие большие глаза, уши, зубы? – говорит басом.
А девочка ей в ответ: «Ш – ш – ш»
(Рядом с Красной Шапочкой и волком появляется картинка пчелы.)
А пчела мимо летит: «Ж – ж –
·»
- Чем – то похожи эти звуки! (Да, это же парные согласные.)
- Сколько их в русском языке? (6 пар.)
- Вспомните, что вы знаете о согласных звуках? (Бывают твёрдыми и мягкими; звонкими и глухими.)
- Чем звонкие согласные звуки отличаются от глухих согласных звуков? (При произношении звонких согласных звуков слышится голос и шум, а при произношении глухих согласных звуков слышится только шум.)
- Давайте, вспомним эти звуки.
Игра «Фигуры и буквы».
(Индивидуальная работа.)
(Дети повторяют парные звонкие и глухие согласные звуки.)
От удивления у волка – бабушки рот раскрылся, очки сползли с глаз, и Красная Шапочка увидела открытый волчий лоб и огромный волчий зуб.
Но она нисколько не испугалась и мы тоже.
- У вас на листочках записаны слова с пропущенными буквами. Вставьте буквы. Обозначьте орфограмму.
- Какие буквы вы вставили? Почему? (Нужно изменить слово, чтобы после согласного стояла гласная.)
- Правильно! В этой позиции парный согласный слышится чётко.

Образец записи слов:
глаз – глаза нос – носы
зуб – зубы лоб – лбы

VI. Физкультминутка.
Мы в сказку к Красной Шапочке
Собрались в дальний путь.
Летели, плыли, ехали –
Пора и отдохнуть!
А в сказке той увидим мы
И прутик и цветы.
Про парные согласные
Узнаем я и ты.
Нам в этой сказке встретятся
Сорока, заяц, ёж
Дорогу к милой бабушке
3.
Для внучки ты найдёшь.
Все любят сказки добрые –
Довольна детвора!
Скорее всем за дело,
Вновь в сказку нам пора!

- Сели за парты, ровно, спинки прямые.

VII. Закрепление изученного.
- Красная Шапочка задала волку – бабушке загадку:
На зелёной ножке
Выросли серёжки.
- Что это? (Ландыш.)
- Правильно! А какие согласные здесь спрятаны? (Парные.
Ножка, серёжка слышим [ш], а пишем [ж].)
(Индивидуальная работа по вариантам.)
Выполнить звукобуквенный анализ слова:

I вариант: II вариант:
ножка серёжки

- А какая особенность этой пары звонких и глухих звуков? (Они всегда твёрдые.)
- Вот какие опасные согласные! Сколько с ними хлопот!
- Им нельзя доверять – надо их проверять! Как?
(Ножки – ноженьки, серёжки – серёжечки.)
- «До чего же опасные эти согласные!» - волк почесал в раздумии в затылке и чепчик свалился. Красная Шапочка совсем не испугалась, а задумчивый волк даже этого не заметил. Он думал о парных согласных: «Красная Шапочка, дай мне ручку и тетрадь, я запишу:
В чаще под берёзкой рос гриб».
(На доске открывается предложение: В чаще под берёзкой рос гриб.)
- Помогите волку, ребята. Прокомментируйте предложение, найдите все орфограммы.

Образец записи предложения:
В чаще под берёзкой рос гриб.

- А волк сомневается: «Гриб, гриб А может грипп, кашель, насморк».
(Нет. Гриб.)
- Докажите.
(Гриб – грибы, грибок.)

4.
- «Я понял, понял», - закричал волк. Надо слово изменить так, чтобы с парным согласным стоял гласный. И согласный неопасный!
- А вы, ребята? Сейчас проверим.
- Давайте, поможем Красной Шапочке спасти бабушку. А для этого нам надо распределиться на группы.
- Волк запомнил все правила про парные звонкие и глухие согласные и сочинил рассказ. Но специально в рассказе пропустил парные звонкие и глухие согласные. Если вы правильно вставите буквы, то волк отпустит бабушку.
(Ученики получают раздаточный материал: текст, с пропущенными парными звонкими и глухими согласными.)

Текст рассказа:

Солнечная пого ка. Мы идём по доро ке. Под деревьями прячутся гри ки.
Сла кие яго ки манят нас. Скорее в лес!

VIII. Подведение итогов.
- Молодцы, ребята! Выполнили задание правильно! Волк отпустил бабушку. Красная Шапочка благодарит вас за помощь.
- А ещё волк стихотворение сочинил:

Парные звуки согласные
Бывают такие опасные.
Звук нечётко слышится –
Буква, какая пишется?
Но поставим рядом гласный –
И согласный неопасный.

- Это стихотворение волк дарит вам на память, чтобы правило о парных звонких и глухих согласных вы помнили всегда: и в сказке, и в жизни.













5.