Урок по технологии на тему Птица — счастья для 2 класса УМК Гармония


Конспект урока
Класс:2а кл.
Предмет: технология
Тема: Птица - счастья.
Тип урока: открытие новых знаний.
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная.
Цель: развитие личности уч-ся на основе усвоения предметных знаний и универсальных учебных действий.
Задачи:
Предметная:
Познакомить со значением символа птицы в культуре русского народа, способами обработки бумаги – сгибанием, складыванием; учить приемам складывания изделий оригами; воспитывать терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности по созданию оригами.
Познавательная:
Создать содержательные и организационные условия для развития умения анализировать, сравнивать, выделять главное, содействовать развитию умения наблюдать, формировать умение структурировать информацию.
Регулятивная:
Обеспечить формирование умения ставить цель и планировать свою деятельность, содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самооценку и самокоррекцию учебной деятельности.
Коммуникативная:
Содействовать развитию у детей умения общаться, обеспечить развитие диалогической и монологической речи.
Личностная:
Способствовать осознанию рефлексивного алгоритма « Я – мы – дело», помочь осознать социальную, практическую и личностную значимость учебного материала.
Оборудование: учебник; рабочая тетрадь № 2, ножницы, клей.
Этапы урока Обучающие
и развивающие компоненты, заданияи упражнения Деятельность учителя
Деятельность учащихся Формы организации совзаимодействия на уроке Универсальные учебные действия
I. Орг. момент. Актуализация знаний Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся
к усвоению изучаемого материала
Проверяет готовность обучающихся к уроку.
(Слайд 1)
– Какой раздел учебника мы с вами изучаем?
- Изделия по мотивам народных образцов.
- Какие изделия были сделаны вами по этому разделу?
- Весеннее печенье «Тетёрки» из пластилина, игрушки из пластилина по мотивам народных глиняных игрушек и куколки из ниток.
- Сегодня мы приступаем к выполнению последнего изделия из этого раздела.
- Послушайте песню и угадайте, какое изделие мы будем делать и соответственно, какая сегодня у нас тема урока? ( Звучит песня «Птица - счастья» в исполнении Н.Гнатюка)
(Слайд 2 - Птица – счастья)
- Птица – счастья. (Показать птицу)
- Глядя на эту птицу, скажите, чему будем учиться?
- Складывать, сгибать.
-Что в себе будем воспитывать, ведь эта работа кропотливая?
- Терпеливость. Фронтальная Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу
II. Освоение нового материала Рассказ о легенде.
Беседа о народных традициях, о традиционном образе птицы в народном фольклоре.
Работа с учебником (с. 98) (Слайд 3 – Архангельская губерния)
А теперь послушайте меня, я вам расскажу одну легенду.
На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: “Что же ты хочешь?” Тихо-тихо прошептал мальчик: “Хочу, чтобы пришла весна - увидеть солнышко…”.
А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко. Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он, как можно помочь сыну.
Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи.
Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: “Ну, вот и весна!”
С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её “святым духом”, хранительницей детей, символом семейного счастья.
(Слайд 4 – Легенда о птице - счастье)
- Какую силу приписали деревянной птице?
- Ей приписали чудодейственную силу?
- Как стали называть её?
- Её стали называть «святым духом».
- Символом чего стала эта птица?
- Она стала символом семейного счастья.
(Слайд 5 – Птица - символ)

- Птица-символ. Что она значила? Прочитайте текст о птицах в учебнике (с. 98-99).
Беседа по тексту в учебнике.
- В современном жилище для чего подвешивают птиц? (Слайд 6- Память о предках, их вере и обычаях.)
- В современном жилище эта птица – память о предках, их вере и обычаях.
- Скажите, какое значение люди придавали символу птицы. Почему верили в эту птицу?
(Слайд 7 – Оберегает и приносит счастье)
- Из чего делали на Руси таких птиц?
(Слайд 8 – Изготовление птицы – счастья из дерева и щепы)
Фронтальная Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельности.Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, умеют ориентироваться в учебнике.
Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные высказывания.
Физкультминутка Гуси – лебеди летели, на лужайку тихо сели.
Походили, поклевали, потом быстро полетели. Фронтальная Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностиIII. Твор-
ческая практическая
деятельность Беседа «Что
и как мы будем делать».
– Сегодня нам предстоит выполнить «птицу - счастья».
Но свою «птицу - счастья» мы сделаем не из дерева, а из бумаги, чтобы она была совсем легкой, воздушной и красочной.
(Слайд 9- Изготовление птицы – счастья из бумаги)
-Как называется техника, в которой выполнено это изделие?
-Что такое оригами? (Слайд 10)
- Оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги.
- Кто знает, где зародилось это искусство?
- Искусство оригами зародилось в Японии.
(Слайд 11 –Япония, 12 - карта)
- Само слово «оригами» в японском языке состоит из двух иероглифов: «ори» – бумага и «ками» – складывание.
(Слайд 13 -Что нам понадобится)
- Что нам понадобится?
(Слайд 14 – Правила работы с ножницами)
- Вспомните правила работы с ножницами.
– Выполним изделие «Птица - счастья», используя алгоритм. (Слайд 15-22 – порядок работы) Фронтальная Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям.
Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные высказывания.
Познавательные: организовывают творческое пространство.
Личностные: имеют знания о гигиене труда
Практическое задание - Сначала приготовим заготовки. Вырежьте из рабочей тетради № 2 в приложении 1, 1а все детали.
Прядок работы. (Учитель комментирует пункты плана, демонстрирует приемы работы)
Сгибаем одну сторону квадрата к диагонали.
Аналогично сгибаем другую сторону квадрата.
Сгибаем третью сторону квадрата к диагонали.
Аналогично четвёртую сторону квадрата к диагонали – получили ромб.
Сгибаем получившуюся фигуру по диагонали пополам.
Один из углов поднимаем вверх вертикально – это шея, в сторону отгибам клювик. Другой конец фигуры загибаем горизонтально к центру.
Выполняем операцию по сгибанию шеи, клювика и хвостика вовнутрь. Туловище птицы готово.
Начинаем работу по созданию ажурного оперения. Для этого бумагу складываем гармошкой.
Складываем большой лист бумаги по линиям – хорошо проглаживаем.
Аналогично складываем хвост.
Аккуратно делаем вырезы в виде треугольников у самой маленькой и средней деталей, один из концов срезаем на конус. Большую «гармошку» - крылья - складываем пополам. Вырезы делаем аналогично с двух сторон.
В туловище птицы делаем сквозной вырез ближе к шее.
Просовываем в полученный вырез крылья. Распределяем их равномерно.
Маленькую «гармошку» - намазываем клеем и вставляем вертикально или горизонтально в хвостовую часть и приклеиваем.
Крылья расправляем – края намазываем клеем и приклеиваем к туловищу. Расправляем хвост. Индивидуальная Личностные: соблюдают правила поведения на уроке.
Регулятивные: планируют свою деятельность с опорой на послайдовый план; контролируют действия. Познавательные: находят способы решения проблем творческого и поискового характера, решают творческие задачи самостоятельно; формулируют проблему и самостоятельно ее решают; выявляют с помощью сравнения особенности формы и пропорции «птицы счастья» Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки
IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности Выставка работ Рассматривают выполненные поделки, оценивают их. Фронтальная Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, понимают значение произведений декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету; имеют мотивацию к творческой деятельности. Регулятивные: оценивают свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения
Обобщение получен- ных на уро ке сведе -ний– Какую новую технику работы с бумагой мы сегодня изучили?
- Что запомнили об этой технике?
– Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему?
Фронтальная Домашнее задание (Слайд 23)
– Попробуйте дома вместе с родителями сделать птицу - счастья в технике оригами из цветной бумаги или из салфеток с ажурными краями. Индивидуальная