Урок технологии на тему Работа с бумагой. Птица счастья (2 класс)


Слонская А К , учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1 г. Суража
Урок технологии
2 класс
УМК «Школа России»
Тема: Работа с бумагой. Птица Счастья.
Цель: формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых сил.
Предметные :
- учить изготавливать птицу счастья из бумаги,
- учить принимать участие в беседе о народном искусстве как части национальной культуры;
- учить выявлять художественные достоинства и технологию изготовления щепных птиц;
- учить решать творческую задачу: сконструировать свою чудо птицу счастья из бумаги.
Метапред метные (УУД):
- Воспитывать уважительное отношение к творчеству, как своему, так и других людей.
Подбирать информацию из различных источников.
Овладевать различными приёмами и техникой сгибания бумаги
Личностные:
- принимать учебные цели,
- учить выражать положительное отношение к процессу познания (проявлять внимание, удивление, желание больше узнать);- формировать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны;- формировать умение оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач;
- выполнять правила этикета
Задачи:
- познакомить с образом сказочной птицы в русском фольклоре;
- расширить представление учащихся об особенностях русских оберегов.
- воспитывать интерес и любовь к русскому народному фольклору;
- развивать эстетическое отношение к действительности.
- совершенствование зрительно-пространственной ориентации на листе бумаги, развитие зрительного внимания, зрительной и слуховой памяти в процессе рассматривания иллюстраций с изображением различных птиц, слушания сказки.
- дальнейшее формирование умения оценивать своё готовое изделие (итоговая самооценка) и работу других детей.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Оборудование.1.Литературный ряд:1) «Технология» Н.И. Роговцева. Н.В. Богданова, 2 класс.
2. Зрительный ряд:1) презентация к уроку;
2) выставка книг «Что за прелесть, эти сказки!»3) репродукции картин «Финист-ясный сокол», А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок»4) изображения различных видов оберегов;5) образец готового изделия;
3.Музыкальный ряд:1) Народная песня 4.Для учащихся:Бумага (белая и цветная), бумага, клей, ножницы, нитки.
План урока
Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
Вступительная беседа:
- Работа с пословицами;
- образ птицы в русском фольклоре;
- обереги.
Объявление темы урока.
Физминутка.
Анализ объекта. Определение порядка выполнения действий.
Самостоятельная работа детей.
Анализ работ. Организация выставки. Защита своих работ.
Итоговое обобщение.
Подведение итога. Рефлексия.
Оргмомент. Проверка готовности к уроку.
Ну-ка проверь, дружок,
                  Готов ли ты начать урок.
                     Все ль на месте, все в порядке?
                     Все ли правильно сидят,
                      Все ль внимательно глядят?
Сейчас у нас урок технологии. У нас сегодня необычный урок. К нам пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. Садитесь.
Всё, что надо, под рукой- и ничего лишнего!
Отметим своё настроение на листочке проверь себя.
Введение в тему урока. Вступительная беседа. Работа с пословицей.
Прочитать предложения.
Счастья и труд рядом живут.
Счастья не в воздухе вьётся, а руками достаётся.
-Что прочитали?
-Что их объединяет? Что у них общего?
-А что такое счастье? Назовите синонимы этого слова.(красота, радость,
Судьба.)
-Что такое счастье для вас?
Счастья каждый понимает по –своему.
Для одних хорошая учёба, красота вокруг, радость.
Для меня счастье- ваша хорошая учёба, добрые, тёплые отношения между нами, чтобы вы были здоровы и близкие.
Сегодня к нам в гости пришла птица- сказочный персонаж, который умеет не только красиво петь, но и дарить людям счастье, радость.
- Посмотрите, из каких сказок пришли к нам гости? («Финист - ясный сокол», Пушкин «Сказка о золотом петушке», Царевна-лебедь в «Сказке о царе Салтане…», Жар-птица в сказке Ершова «Конёк-горбунок»). Слайд 2
Птица была не только сказочной, но и хранительницей семейного счастья.
И называлась она?
Работа в паре .
-Как она называлась? Слайд 3
Из какого материала делали? Почему?
От чего оберегала птица счастья?
Где её вешали?
Где она появилась?
- Послушайте, рассказ о том, как появилась птица счастья.
На далёком севере в архангельской губернии жил – был охотник. Зима на севере долгая, холодная: то вьюга, то метель, то сильная стужа. А в этот год зима задержалась надолго; выстудила человеческое жильё, и заболел у охотника младший сынишка. Болел долго, исхудал, побледнел; ни врач не помог, ни знахарь. Горе охотнику. Жалко сынишку. Спросил охотник у сына: «Что же ты хочешь?» Тихо-тихо прошептал мальчик: «Хочу увидеть солнышко…». А где его возьмёшь на севере? Задумался охотник, истопил очаг, чтоб теплее стало. Но огонь не солнышко.Обратил внимание охотник на лучину, которая светилась в отблеске огня. Озарилось улыбкой его лицо; и понял он как можно помочь сыну.Всю ночь работал охотник. Вырезал из полена птицу, настрогал из лучины щепки, украсил их ажурной резьбой. Повесил птицу над кроватью сына, и птица вдруг ожила: закружилась, задвигалась в струях горячего воздуха, что шёл от печи. Мальчик проснулся, заулыбался и воскликнул: «Ну, вот и солнышко!»С этого дня ребёнок стал быстро поправляться. Так приписали деревянной птице чудодейственную силу и стали называть её «святым духом», хранительницей детей, символом семейного счастья.
-Где появилась птица?
-Почему птица стала символом счастья?
2.Постановка темы и задач урока.
-Определим тему урока
-Сегодня мы выполним птицу счастья.
-Из чего будем делать?
Прочитаем на доске тему урока хором. Работа с бумагой. Птица счастья.
-Какие задачи поставим?
Слушать кого? Учителя, товарища
Работать ? в паре, вместе с учителем по составленному плану.
Какие материалы нам понадобиться?
Какие инструменты?
3.Части поделки.
-Из каких частей состоит птица?( голова, туловище, крылья, хвост.)
-Сколько потребуется деталей?
С чего начнём?
4Составим план работы.
Квадрат.
Сделаем птицу по схеме.
Крылья.
Хвост.
Соберём изделие.
Глаза.
Украсим .
Этапы выполнения работы будем отмечать в листке «Проверь себя.»
5. Самостоятельное выполнение работы. (Под мелодию народных песен)
Анализ работ. Организация выставки. Защита своих работ.
Оценка / самооценка/ взаимооценка работ. Защита работ
Итоги урока. Рефлексия деятельности
Все ли вам удалось в этом задании?
– Что не удалось? Почему?
Подарите гостям ваших птичек. Мы желаем счастья вам песня.
Резерв времени.
Работа в группах
- Какие обереги вы ещё знаете? Рассказы заранее подготовленных детей о оберегах .
1. Резные украшения –. (Резные украшения на домах оберегали дом от злых духов, дурного глаза и других напастей).
2. Веник- (Веник – символ, оберегающий от зла входящего в дом.
Один из самых сильных оберегов.
Метелкой вверх – к деньгам,
отпугивает от жилья злых духов.
Вниз – выметает ссор из избы.
Также веник является семейным оберегом)
Мешок- Эти обереги приносят благополучия: здоровья, богатства, счастья и т.д. Ещё в мешочек клали лекарственные травы.
Обережные вышивки – красные узоры вышивали на рубашках сарафанах, добавляли и чёрные нитки.
Венок –. Венок – оберег от всякой нечисти. Венки оставляли на деревьях и чердаках от молний, клали под первый сноп для увеличения следующего урожая. Девушки умывались водой с мокрого венка для красоты и здоровья.
Солнышко - . Главный из славянских оберегов. Славяне – дети солнца.
До сих пор в деревнях на старых воротах и наличниках можно увидеть
знаки солнца, оберегающие дом.