Психолого-педагогические основы деятельного подхода к обучению детей с ОВЗ


Методическая работа на тему:
«Психолого-педагогические основы деятельного подхода к обучению детей с ОВЗ»
Выполнила педагог дополнительного образования Шатурная Светлана Ивановна
«Если слепой или глухой ребёнок достигает в развитии того же, что и нормальный, то дети с дефектом достигают этого иным способом, на ином пути, иными средствами, и для педагога особенно важно знать своеобразие пути, по которому он должен повести ребёнка»
Л. С. Выготский
Совокупность знаний специальной педагогики формировалась и накапливалась в длительном процессе развития обучения и воспитания детей, имеющих различные физические или психические недостатки. Множество понятий специальной педагогики как системы научных знаний, представляет собой подвижную, развивающуюся систему. Педагогическая действительность каждого исторического периода, каждой эпохи прибавляла свои понятия под влиянием развития других наук (медицины, философии, культурологии, психологии, социологии др.), формируя основу теории специальной педагогики. Последнее десятилетие развитие специальной педагогики проходит под знаком пересмотра титульного названия этой педагогической отрасли.
На протяжении семидесяти лет в нашей стране для этого использовался термин «дефектология» в качестве титульного названия теоретической и практической области специального образования лиц с отклонениями в развитии. Параллельно термину «дефектология» и в большей мере применительно к науке использовались также два тесно связанных между собой термина «специальная педагогика» и «специальная психология». Человек имеет право на индивидуальность, самобытность, признание и учёт обществом тех или иных его особенностей, в том числе и ограниченных возможностей жизнедеятельности. Общество обязано предложить такому человеку помощь (медицинскую, социальную, педагогическую, психологическую), но никак не коррекцию.
В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) уделяется значительное внимание, как в сфере науки, так и практики. Эта проблема – одно из направлений специальной психологии, занимающееся изучением своеобразия психического развития детей с легкими нарушениями развития, имеющими характер дисфункций и легких повреждений. К задачам первостепенной важности психологии детей со слабовыраженными отклонениями можно отнести следующие: разработка принципов и методов раннего выявления слабовыраженных отклонений; вопросы дифференциальной диагностики, разработка принципов и методов психологической коррекции; разработка психологических основ концепции предупреждения и устранения дисбаланса между процессами обучения и развития и индивидуальными возможностями детей данной категории. Изучению психолого-педагогических особенностей детей с задержкой психического развития посвящены труды многих российских педагогов, психологов, дефектологов: Л.С. Выготский, Т.А. Власова, Б.В. Зейгарник, А.Р. Лурия, В.В. Лебединский, К.С. Лебединская, В.И. Лубовский, М.С. Певзнер, Г.Е. Сухарева
ЗПР – это особый тип психического развития ребенка, характеризующийся незрелостью отдельных психических и психомоторных функций или психики в целом, формирующийся под влиянием наследственных, социально-средовых и психологических факторов.
ЗПР является пограничным состоянием между нормой и умственной отсталостью. Это понятие, которое говорит не о стойком, необратимом психическом недоразвитии, а о замедлении его темпа, которое чаще обнаруживается у ребенка при поступлении в школу. Выделить задержки психического развития в дошкольном возрасте - задача достаточно сложная из-за сходных с наблюдаемыми при умственной отсталости проявлениями отставания в развитии разных функций и неравномерности темпа психического развития разных функций.
Дети дошкольного возраста с задержкой психического развития характеризуются недостаточным развитием восприятия, неспособностью концентрировать внимание на существенных (главных) признаках объектов. Логическое мышление у таких детей может быть более сохранным по сравнению с памятью.
Дети с задержкой психического развития отличаются, как правило, эмоциональной неустойчивостью, они с трудом приспосабливаются к детскому коллективу, им свойственны резкие колебания настроения. На первый план в развитии таких детей выступает замедленность становления эмоционально-личностных характеристик. Вместе с тем дети этой категории имеют ряд общих особенностей развития познавательной деятельности.
В дошкольном возрасте у детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. Главным образом страдает техника движений и двигательные качества (быстрота, ловкость, сила, точность, координация), выявляются недостатки психомоторики. Слабо сформированы навыки самообслуживания, технические навыки в изодеятельности, лепке, аппликации, конструировании. Многие дети не умеют правильно держать карандаш, кисточку, не регулируют силу нажима, затрудняются при пользовании ножницами. Грубых двигательных расстройств у детей с ЗПР нет, однако уровень физического и моторного развития ниже, чем у нормально развивающихся сверстников.
Такие дети почти не владеют речью - пользуются или несколькими лепетными словами, или отдельными звукокомплексами. Для таких детей характерна рассеянность внимания, они не способны удерживать внимание достаточно длительное время, быстро переключать его при смене деятельности. Для них характерна повышенная отвлекаемость, особенно на словесный раздражитель. Деятельность носит недостаточно целенаправленный характер, дети часто действуют импульсивно, легко отвлекаются, быстро утомляются, истощаются. Могут наблюдаться и проявления инертности - в этом случае ребенок с трудом переключается с одного задания на другое.
Память детей с ЗПР отличается качественным своеобразием. В первую очередь у детей ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. В плане организации коррекционной работы с детьми, важно учитывать и своеобразие формирования функций речи. Важно учить детей сопровождать речью свои действия, подводить итог - давать словесный отчёт. На уровне игровой деятельности у детей с ЗПР снижен интерес к игре и к игрушке, с трудом возникает замысел игры, сюжеты игр тяготеют к стереотипам, преимущественно затрагивают бытовую тематику.
Педагоги, работающие с детьми с ЗПР проводят процесс обучения дифференцированно, на занятиях используют многократное повторение основного материала, репродуктивные методы, т. к. они позволяют детям увидеть главное в изучаемом материале, систематизировать, повторять по шаблону, нужно таких детей учить слушать, пересказывать. Необходимо помнить, что таких детей нельзя торопить, им необходимо «вживание» в усваиваемый материал.
Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребёнка к активной мыслительной деятельности в конце занятия; необходимо применять красивую, яркую наглядность, так как у таких детей отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация. Ни в коем случае не концентрировать внимание на недостатках ребёнка; давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям. Воспитатель в работе с детьми с ЗПР должен создавать благоприятную обстановку, щадящий режим; использовать приемы и методы обучения, адекватных возможностям детей, обеспечивающих успешность учебной деятельности.
Психологи, учителя, воспитатели должны включиться в эту работу в рамках образовательного учреждения, поддерживая обратную связь с родителями. Для оказания действенной помощи этим детям прежде всего необходима организация серьезной систематической работы с семьями. Именно родители в первую очередь должны пересмотреть свои взаимоотношения с ребенком, увидеть, отчего те или иные негативные черты характера формируются в условиях семейного микроклимата. В их задачи входит формирование у ребёнка навыков регуляции деятельности, самостоятельности, ответственности, стремления к продуктивному усвоению знаний.
Воспитатель должен установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребёнка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребёнка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
При условии своевременности и правильности подобной помощи недостатки познавательной деятельности и неуспеваемость могут постепенно преодолеваться и в последующем такой ребёнок сможет удовлетворительно учиться по программе массовой школы.
Особенностью детей с задержкой психического развития является неравномерность (мозаичность) нарушений различных психических функций.  Многим родителям трудно принять тот факт, что их ребёнок в силу особенностей своего развития будет обучаться медленнее остальных детей. Но это нужно сделать, чтобы помочь маленькому ребенку. Родительские забота, внимание, терпение вкупе с квалифицированной помощью специалистов - педагога-дефектолога, врача-психотерапевта помогут обеспечить ему целенаправленное воспитание, создать благоприятные условия для обучения. Своевременная коррекция предотвратит будущие психологические травмы, связанные с осознанием своей несостоятельности и беспомощности в потоке обучения.
Задача педагога привить такому ребёнку умение к социальной адаптации.
Список литературы.
1.Лубовский В. И. Общие и специальные закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. – 1971. – №6.
2.Основы специальной психологии// Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2007.
3.Психология детей с задержкой психического развития. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов факультетов психологии. — СПб.: Речь, 2003. — 432с.
4.Трофимова Н. М., Дуванова С. П., Трофимова Н. Б., Пушкина Т. Ф. Основы специальной педагогики и психологии. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
5.Локалова Н.П. «Школьная неуспеваемость. Причины, психокоррекция, психопрофилактика»
6.Бабановский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. – «Советская педагогика», 1972, № 1
7.Вахрушев С.В. Психодиагностика трудностей в обучении учителями начальных классов. – М., 1995.
8.Выготский Л.С. Проблемы изучения и умственного развития. – Избр. Исслед. – М., 1974.
9.Интернет-источники http://www.psyh.ru/rubric/3/articles/8/