Урок по русской литературе Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». Художественное новаторство Э.Хемингуэя.


Тема: Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи «Старик и море». Художественное новаторство Э.Хемингуэя.
Цель: В процессе аналитической беседы по тексту повести помочь учащимся понять глубокий философский смысл повести «Старик и море», определить художественное своеобразие и систему символов произведения, ознакомить учащихся с понятием «повесть-притча».
Вырабатывать у учащихся аналитическое мышление, умение обобщать, высказывать свою точку зрения, делать выводы с использованием цитатного материала, т.е обучение интерпретации текста.
Формировать высокие моральные ценности, воспитывать силу воли, стойкость к окружающим невзгодам, понимание того, что человек – часть Природы.
Оборудование: портрет писателя, текст художественного произведения, иллюстрации к повести Э.Хемингуэя «Старик и море», мультимедийная презентация.
Прогнозируемые результаты: учащиеся дают определение понятия «повесть-притча»; объясняют, почему произведение «Старик и море» называют повестью-притчей о человеке; выражают личное отношение к проблемам, которые поднимаются в книге, аргументируя свою точку зрения примерами и цитатами из текста.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Эпиграф
Человек не для того создан, чтобы терпеть поражение.
Человека можно уничтожить, но его нельзя победить.
Э. Хемингуэй.
Жить и верить в свои силы, в человека,
любить человека - вот что делает человека непобедимым.
Э. Хемингуэй
ХОД УРОКА
I. Организационный этап
II. Актуализация опорных знаний и умений
III. Мотивация учебной деятельности учащихся. Сообщение цели и задач урока.
Вступительное слово учителя
Всегда ли вы задумываетесь над тем, что мировая художественная литература — создание всего человечества, а не одной нации? А значит, русская литература лишь ветвь на огромном дереве мировой литературы. Незнание творчества зарубежных писателей и поэтов существенно обедняет культуру молодых людей. Знание отечественной и мировой литературы даёт вам возможность, сопоставляя исторические эпохи, творчество писателей, делать выводы, помогающие глубоко и полно раскрыть идейно-художественный смысл произведений. Когда-то его чёрно-белый портрет висел в каждой интеллигентной «хрущёвке». Свитер, седая борода, прищуренный взгляд. Охотник на львов, рыб и красивых женщин, в конце концов — на самого себя. Эрнест Хемингуэй. У этого имени есть запах. Оно пахнет солью и снегом. Оно пахнет кровью, печалью и счастьем. Потому что теперь мы точно знаем — человека победить нельзя. Этот писатель повлиял на несколько поколений людей больше, чем их родители, даже больше, чем война. Он родился более ста лет назад. Но он — наш современник.
Книги Э. Хемингуэя на протяжении многих десятилетий привлекают внимание. Многочисленные читатели и критики открывают все новые черты его творчества, теряются перед тайной «авторского стиля», выступают с противоречивыми суждениями о произведениях писателя. Большую часть этих противоречивых откликов вызывает философская повесть-притча «Старик и море», в которой Э. Хемингуэй обращается к вечным темам: человек и природа, человек и общество, преемственность поколений. Его стиль, краткий и насыщенный, значительно повлиял на литературу XX в. три произведения — «И восходит солнце» («Фиеста»), «Прощай, оружие!» и «Старик и море» — отражают разные этапы творческого роста писателя, эволюции его художественных принципов. Повесть «Старик и море» оказалась крупным событием литературной жизни и по уровню художественного мастерства, и по проблематике.
Эта небольшая по объёму, но чрезвычайно ёмкая повесть стоит особняком в творчестве Хемингуэя. Её можно определить как философскую притчу, но при этом образы её, поднимающиеся до символических обобщений, имеют подчёркнуто конкретный, почти осязаемый характер.
Сегодня на уроке мы определим основные мотивы повести «Старик и море», проследим, как в повести отражается авторская позиция Э. Хемингуэя; подумаем над тем, в чем заключен гуманистический пафос произведения.
IV. Работа над темой урока
Учитель: Для успешной работы на уроке нам необходимо повторить ряд теоретических положений:
притча - произведение с четко выраженной моралью, поучительной идеей;
подтекст – скрытый смысл произведения, вытекающий из словесных значений;
пафос произведения – эмоциональное содержание художественного произведения, чувства и эмоции, которые автор вкладывает в текст, ожидая сопереживания читателя;
лейтмотив – ведущий мотив, который повторяется на протяжении всего произведения.
Философское начало повести:
Вера писателя в человека и силу его духа («Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения»);
Утверждение необходимости братства людей;
Трагический взгляд на удел человека, чьи усилия перебороть судьбу в конечном счёте ни к чему не приводят.
Постановка проблемных вопросов урока
Учитель. На первый взгляд сюжет повести не отличается сложностью. Старик Сантьяго, герой произведения, в поисках удачного улова отправляется далеко в открытое море. Ему повезло: попалась огромная рыба. Эта рыба настолько велика и сильна, что старику стоило немалых трудов победить ее. Но на обратном пути акулы обгладывают большую рыбу, и старик доставляет на берег только ее скелет. Поединок окончен. Но есть ли в нем победитель? А если да, то кто? И вообще, о чем эта повесть? О единоборстве человека и рыбы? О силе или бессилии человека? О трагедии одиночества в мире? И в чем, наконец, пафос произведения? Чтобы ответить на эти вопросы мы обратимся к анализу текста.
Определение стилевых особенностей повести «Старик и море»
Учитель. Отличительными чертами стиля повести «Старик и море» являются локальность и диалогичность. В основе локальности лежит избирательность, которая предполагает отбрасывание всего лишнего, загромождающего повествование, мешающего динамичности и развертыванию сюжета. Стремясь к локальности повествования, Хемингуэй широко использует подтекст, умолчания. Он сосредотачивает внимание читателей на каком-то одном ключевом слове. Это приводит к фрагментарности повествования, к быстрой замене монолога диалогом. Организовать же произведение в художественно целое помогают лейтмотивы. Прочитайте подготовленные отрывки из повести «Старик и море» (предварительные индивидуальные задания). Определите основные лейтмотивы. Какую идейную нагрузку они несут? Как выражается в них авторская позиция?
Чтение и комментирование отрывков из повести «Старик и море»
Учащиеся с помощью учителя определяют основные лейтмотивы повести:
- мотив необыкновенной рыбы (человек - неотъемлемая часть природы, однако старик Сантьяго вынужден считаться с законами общества; перед ними часто отступает красота природы, и человек обречен на конфликт с ее гармонией);
- мотив одиночества (Сантьяго одинок, оставаясь наедине с природой, одинок он и среди людей; но именно одиночество заставляет старика находить в себе силы, которые помогают ему выйти победителем в борьбе с окружающим миром);
- мотив бейсбола (в мире, где особенно ценится богатство и везение, неудачникам жить холодно и неуютно);
- мотив мальчика и львов (очень важна преемственность поколений, ведь жизнь старика продолжается в судьбе мальчика; мотив львов выражает извечное стремление человека к подвигу, обретению новых горизонтов).
Учитель. Обратите внимание, что лейтмотивы в повести взаимопроникают и переплетаются. Как вы считаете, для чего писателю необходимо это переплетение лейтмотивов? ( Хемингуэй стремится показать жизнь со всеми ее сложностями и противоречиями.)
Особенно отчетливо единство и борьба противоположных начал проявляется в образе Сантьяго. Давайте поговорим об этом «необыкновенном старике».
Посмотреть видеоролик и кинофильма «Старик и море».
Беседа с учащимися по вопросам. Анализ текста.
– Кратко передайте содержание произведения. Какие страницы повести привлекли ваше особое внимание?
– Какова, по-вашему, тема произведения?
Следует подчеркнуть, что тема повести «Старик и море» – характерная для всех произведений зрелого Хемингуэя тема человеческого мужества. Мужество, огромная духовная сила – единственное достояние старого рыбака Сантьяго; у него даже глаза, «цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается».
– В чем проявилось мужество главного героя?
В тяжелом поединке с гигантской рыбой Сантьяго не теряет самообладания, спокойной воли выстоять вопреки старчески слабеющим мускулам и боли многочисленных ран. Изнемогая от непрестанного нападения акул, он говорит себе: «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Вопрос личного мужества для Хемингуэя – важнейший вопрос всей его жизни. Только в борьбе обретает он самосознание и видит в ней единственную форму осмысленного, достойного существования: «Драться, драться, пока не умру».
– В чем проявляется глубокий психологизм повествования?
Несложный сюжет повести лишен внешней занимательности. Как обычно в произведениях этого писателя, напряженность повествования создается изображением душевного состояния человека, глубоких, интенсивных переживаний, сменяющих друг друга размышлений.
В своем одиноком плавании старик как будто с особой силой почувствовал всю богатую, многокрасочную жизнь, в чем-то щедрую, а в чем-то враждебную к нему, как и ко всем другим.
В изображении Хемингуэя самым значительным и всеобъемлющим представлено человеческое ощущение своего единства со вселенной, со всей живой и неживой природой. Единоборство с необыкновенной рыбой, которым увенчалось мастерство рыбака Сантьяго, связало его с ней как с другом, чье упорство дает ему возможность измерить собственную стойкость.
Но еще более волнует его сознание того, что оба они принадлежат к одному миру, в котором каждое явление приобретает смысл лишь через другое. Это вызывает у старика долгие раздумья о противоестественности того разрушения, которое сопутствует борьбе за существование: «Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!» «Я многого не понимаю, – подумал он. – Но как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звезды. Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих собратьев».
– Докажите, что повесть «Старик и море» проникнута гуманизмом.
Мысли простого человека, главного героя произведения, о мироздании, об устройстве бытия отражают и знание жизни, и теплое сочувствие к людям.
Показывая своего героя одиноким в его тяжелых буднях, писатель тем не менее не делает его индивидуалистом. В море Сантьяго постоянно вспоминает мальчика Манолина – своего верного и надежного помощника. Суровый закон борьбы за существование разлучает их: день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно… «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю.
Но это не мешает трогательной, настоящей дружбе старика и мальчика. Да и со всеми «хорошими людьми» – тружениками рыбацкого поселка – Сантьяго связывает взаимная симпатия и чувство товарищества.
– Почему рассказ о мужественном человеке наполнен грустью?
Пройдя почти до конца свой жизненный путь, старый рыбак не видит возможности реального человеческого счастья. «Хотел бы я купить себе немножко счастья, если его где-нибудь продают… А на что его купишь? – спросил он себя. – Разве его купишь на потерянный гарпун, сломанный нож и покалеченные руки?»
Герою Хемингуэя жизнь дана как будто для того, чтобы ощутить её очарование, всю подспудную красоту мира, вызывающую в человеке мечты, которые никогда не осуществляются и с годами постепенно умирают. «Ему теперь уже больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена», – говорится о Сантьяго. Отходит все, что могло бы стать действительной радостью, остаются лишь грезы, прекрасные, но пустые, далекие от реальности: «Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег».
Мужество не приносит человеку удачи и счастья. Оно имеет смысл лишь как признак человеческого достоинства, само по себе, без конкретного назначения. Рыба, победа над которой сулила хороший доход, далеко не лишний для старого беспомощного рыбака, растерзана акулами. И самый подвиг Сантьяго – подвиг как самоцель – вызывает у него лишь чувство опустошенности, утомления: «Ты устал, старик… Душа у тебя устала».
По словам известного критика И. Кашкина, «гуманизм Хемингуэя – это безрадостный стоический гуманизм, гуманизм внутренней победы ценой неизменного поражения». Так решаются в данном произведении общечеловеческие проблемы: вопросы человеческого счастья, молодости и старости, отношений человека и природы.
– Как вы можете объяснить название повести? Почему не «Старик и рыба»? Можно ли считать название своеобразным символом?
– Найдите описание рыбы в тексе. Какое чувство она вызывает у героя? У читателя?
– В центре повествования – поединок. Подберите синонимы к этому слову. Какое из слов больше подходит к изображённой ситуации? (Единоборство, битва, сражение, дуэль, поединок, война, бой…)
В повести Хемингуэя перед нами дуэль или поединок (причем старик называет своего соперника другом). «Её судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом», – говорит старик.
– Каким вы представляете себе старика, какова его предыстория? Как описывает его автор?
«Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается». «На руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было».
– Опишите лодку: «парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка»
– Как относится герой к миру и как мир относится к нему?
Сантьяго привык везде и всюду обходиться своими силами, он «мастер» и «хозяин», знающий свое дело. Старик сам называет себя «необыкновенным». На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер – мои друзья», «Рыба – она тоже мне друг». На берегу его ждет и верит в него мальчик. Рыбаки на Террасе подсмеиваются над ним, грустят, глядя на него, те, кто постарше, – тревожатся о нем.
О море старик «постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них».
– Уничтожит человек природу – погибнет сам. Что заставляет человека вступать в поединок?
Если отвечать словами авторов, то получится следующее. «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, – думал он (старик). – Но ведь для этого я родился». Необходимость, судьба, работа, рыбацкая гордость… «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» – это мнение старика или позиция автора, идея его произведения?
– Нарисуйте портрет старика Сантьяго. Можно ли по нему определить отношение автора к герою рассказа?
Герой повести Хемингуэя – сильный, дружелюбный, смелый, упорный человек, которого «нельзя победить». «Кто тебя победил, старик? Никто. Просто я слишком далеко ушел в море». Каким был в начале повести, таким и остался.
– Как относились к старику в поселке?
– 84 дня старика Сантьяго преследует неудача. Скажите, как может вести себя человек, который попал в полосу невезения?
Человек может разувериться в своих силах, озлобиться против всего мира или стремиться искать новые возможности.
– Как поступает старик Сантьяго?
Он бросает вызов судьбе, ищет новые возможности.
– Верит ли Сантьяго в свою удачу?
Да, верит в удачу и надеется на успех.
– Когда старик получил прозвище Чемпион? С какой целью автор, несмотря на локальность повествования, так подробно рассказывает о поединке Сантьяго с негром, самым сильным человеком в порту?
Хемингуэй подчеркивает, что старик Сантьяго обладает огромной силой духа, умением выстоять.
– Когда Сантьяго пригодится это умение бороться?
Три дня в открытом море старик будет бороться со своими сомнениями, слабостью, голодом, болью; он сможет укротить необыкновенную рыбу; вступит в единоборство с акулами.
– Акулы нападают беспрерывно, и у старика остается все меньше сил. О чем же думает Сантьяго в такой тяжелой ситуации?
«Но человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно».
«Вот теперь они меня одолели. Я слишком стар, чтобы убивать акул дубинкой. Но я буду сражаться, покуда у меня есть весла, дубинка и румпель».
– Прокомментируйте высказывания Сантьяго.
Старик Сантьяго не падает духом, он верит в себя, в свои силы, верит в свою звезду.
– Старик доставил к берегу только обглоданный акулами скелет огромной рыбы. Можно ли сказать, что он вернулся домой ни с чем?
Нет, ведь все случившееся для старика Сантьяго это приобретение жизненного опыта и мудрости, открытие в себе очень важных качеств.
– Изменилось ли отношение к старику Сантьяго в поселке?
Рыбаки с большим уважением смотрели на старика, на длинный белый позвоночник бывшей рыбы с огромным хвостом на конце, а Манолино восхищается мужеством и стойкостью Сантьяго.
– Каковы его рассуждения о счастье?
♦ Какой художественный принцип использует Эрнест Хемингуэй при написании своих произведений, объясняя его так: «Если писатель хорошо знает то, о чём пишет, он может опустить много из того, что знает, и если он пишет правдиво, читатель ощутит всё опущенное так же остро, как если бы писатель сказал об этом?» (Принцип айсберга)
Словарная работа
«Принцип айсберга», провозглашённый Хемингуэем. Согласно этому принципу в тексте должна быть выражена одна десятая смысла, девять десятых — в подтексте. «Принцип айсберга» по собственному определению писателя: художественный текст произведения подобен той часть айсберга, которую видно над поверхностью воды. Писатель широко использует намёки, подтекст, рассчитывая на читательский домысел.
Учитель. В личности каждого человека есть нечто, определяющее все остальное. Невозможно представить себе Э.Хемингуэя, который простил бы своему герою скрадерность, вероломство или трусость. Какими нравственными принципами наделил писатель старика Сантьяго?
Задание: продолжите предложение, в котором отразится итог нашей беседы.
Сантьяго – настоящий человек, ему присущи…
(прогнозируемые ответы учащихся)
простота и чувство собственного достоинства;
мудрость и рассудительность;
вера в себя и вера в людей;
сила духа и мужество;
доброта и безграничная любовь к жизни;
умение видеть и ценить красоту.
Учитель. Эти высокие нравственные принципы, судя по прожитой им жизни, Э.Хемингуэй считал обязательными и для самого себя.
Совсем не случайно повесть кончается не лейтмотивом необыкновенной рыбы или же одиночества. В финале повести переплетаются и взаимодействуют два лейтмотива: мальчика и львов. Диалогичность стиля отсутствует, уступая место диалогу как символу единения людей, возрождения старика к жизни:
« - Теперь мы опять будем рыбачить вместе.
- Нет. Я - несчастливый. Мне больше не везет.
- Да наплевать мне на это везенье! - сказал мальчик. – Я тебе принесу счастье.
- А что скажут твои родные?
- Неважно. Я ведь поймал вчера две рыбы. Но теперь мы будем рыбачить с тобою вместе, потому что мне многому еще надо научиться».
Связь поколений не прерывается, вечно стремление человека к мечте. И как доказательство этого заключительные слова повести: «Наверху, в своей хижине, старик опять спал. Он снова спал лицом вниз, и его сторожил мальчик. Старику снились львы».
Коллективная работа по составлению схемы «”Старик и море” — философская повесть» (с комментариями учителя)
«Старик и море» — философская повесть
Пафос Гуманность
«Как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звёзды.
Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря
И убиваем своих братьев»
«Человек не для того создан,
Чтобы терпеть поражения.
Человека можно уничтожить,
Но его нельзя победить»
Обобщение учителя
— В новелле «Старик и море» мастер сумел в лаконичной форме пересказать и осмыслить извечную трагедию человеческого существования. Героем этого гениального в его простоте творения Хемингуэй избирает рыбака Сантьяго — старика, иссушённого солнцем и изглоданного морем. Сантьяго всю жизнь мечтал о сказочной удаче — и она неожиданно приходит к нему в обличье неслыханной, огромного размера рыбы, клюнувшей на приманку. Основная часть новеллы — описание многочасового поединка старика и рыбы в открытом океане, поединка, который ведётся по-честному, на равных. В символическом плане этот поединок прочитывается как извечная борьба человека с природными стихиями, с самим бытиём. В момент, когда старик победил рыбу, его лодку окружают акулы и объедают её остова.
Название произведения вызывает определённые ассоциации, намекает на главные проблемы: человек и природа, смертное и вечное, безобразное и прекрасное и т. п. Союз «и» объединяет и вместе с тем противопоставляет эти понятия. Герои и события повести конкретизируют эти ассоциации, углубляют и заостряют заявленные в названии проблемы. Старик символизирует человеческий опыт и вместе с тем его ограниченность. рядом со старым рыбаком автор изображает маленького мальчика, который учится, перенимает опыт у Сантьяго.
Безрадостная мораль повести-притчи — в самом её тексте: человек в поединке с бытиём осуждён на поражение. Но он обязан вести борьбу до конца. только один человек смог понять Сантьяго — мальчик, его ученик. Когда-нибудь мальчику тоже улыбнётся удача. В этом — надежда и утешение старого рыбака. «человека можно уничтожить,— думает он,— но его нельзя победить». Когда старик засыпает, ему снятся львы,— символ силы духа и молодость.
Такие суждения о жизни, о жестоком мире и месте человека в нём снискали Э. Хемингуэю репутацию философа, проповедующего новый стоицизм.
♦ Э. Хемингуэй говорил о повести-притче «Старик и море»: «Я попытался дать настоящего старика и настоящего мальчика, настоящее море и настоящую рыбу, настоящих акул. И если мне удалось сделать это достаточно хорошо и правдиво, они, конечно, могут быть истолкованы по-разному».
Как вы «истолковываете» образы этой повести?
Авторская мысль:
В рассуждениях старика совершенно отсутствует высокомерие человека по отношению к миру природы. Птицы, рыбы, животные – это его родня, между ними и стариком нет грани: они так же борются за жизнь, так же страдают, так же любят друг друга. И человек, если он воспринимает себя как часть окружающего мира (у старика и глаза цвета моря! ), никогда не будет в нём одинок.
Хемингуэй приводит читателя к мысли о неразрывном единстве всего живого на земле.
V. Подведение итогов урока
Что поражает в личности Эрнеста Хемингуэя? Можно ли назвать писателя «человеком борющимся»?
Назовите книги, принадлежащие перу Хемингуэя.
Что такое «метод айсберга» в творчестве писателя?
Каковы философские проблемы повести «Старик и море».
Обобщение учителя
— Повесть Хемингуэя «Старик и море» — одна из вершин американской и мировой словесности XX в. Книга двуплановая. С одной стороны, это вполне реалистически-достоверный рассказ о том, как старый рыбак Сантьяго поймал огромную рыбу, как стая акул набросилась на эту рыбу, и старику не удалось отбить свою добычу, и на берег он привёз только рыбий остов. Но за реалистической тканью повествования явственно проступает иное, обобщённое, эпически-сказочное начало. Оно ощутимо в намеренной гиперболизации ситуации и деталей: рыба слишком огромна, акул слишком много, от рыбы ничего не осталось — скелет обглодан начисто, старик сражается один со стаей акул.
Эта книга с её универсальной проблематикой, казалось бы, никак не связана с тогдашней злобой дня. Описанное здесь могло произойти в любой стране и в любое время. Тем не менее её появление именно в эту эпоху вполне закономерно. Она удивительно вписывается в американскую литературу 1950-х гг. только молодые бунтари оперируют броскими фактами, а Хемингуэй — философскими категориями. Его небольшая повесть — это не протест против существующего миропорядка, а его философское отрицание.
Сегодня на уроке мы говорили о произведении, наполненном глубоким философским смыслом. О чем же повесть Э. Хемингуэя «Старик и море»? В чем идея произведения? (прогнозируемые ответы)
Повесть «Старик и море» о подлинном мужестве человека, его воле и силе духа.
Повесть об умении достойно идти по своему часто тернистому и не всегда радостному жизненному пути.
Произведение о вечном стремлении человека к подвигу, преодолении самого себя.
Идея произведения заключена в высказывании старика Сантьяго: «Человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но победить его невозможно».
Гуманистический пафос произведения выражен в словах Э. Хемингуэя, которые мы взяли эпиграфом к нашему уроку: «Жить и верить в свои силы, в человека, любить человека – вот что делает человека непобедимым».
Домашнее задание
Написать сочинение-размышление на тему «Человека можно уничтожить, но победить невозможно»