Разработка урока 8 класс Тема: Этнокультуроведческий анализ новеллы И. П. Шухова «Рассказ о девичьих косах»


Северо- Казахстанская область
Тайыншинский район
КГУ « Ильичевская СШ»
Учитель русского языка и литературы
Фрейлих Г. К.
Тема: Этнокультуроведческий анализ новеллы И. П. Шухова «Рассказ о девичьих косах»
Цель:
а) заинтересовать учащихся личностью писателя, углубить и расширить представление о нем, познакомить с жанром новеллы в творчестве И.П.Шухова;
б) научить выделять главное, анализировать происходящее, сравнивать, обобщать, развивать мышление, воображение;
в) воспитывать любовь к родному краю; через правдивое и глубокое осмысление этнокультуроведческого материала глубже постигать мир новеллы «Рассказ о девичьих косах»
Эпиграф к уроку
Сколько жив на свете человек?
Ровно столько, сколько помнят люди:
Кто-то год, а кто-то целый век,
Кто-то вечно в этом мире будет…
Л.Преображенская
Оборудование:
стенд «Хочу представить писателя» с материалами об И.П.Шухове;
выставка книг писателя; альбом о писателе; доклады учащихся.
1. Вступительное слово учителя.
По велению судьбы мне и вам, ребята, довелось родиться на священной земле Северного Казахстана. Земля эта поистине уникальна по своей красоте. Пусть нет в нашей местности гор и озер, но красота степи в разное время года, суток удивительна. Весной – это кипенно- белые сады, серебристый ковыль вокруг, а самое главное – простор, простирающийся до самого горизонта, а простор – это много значит, это и простор мысли, дела, мечты, стремлений.
На Северо - Казахстанской земле выросло немало писателей, поэтов, чье творчество неразрывно связано с природой родного края.
Одной из знаменитых и интересных фигур в мире казахстанской литературы является Иван Петрович Шухов. Он был и остается одним из 4 крупнейших художников слова. Его творчество многолико: это романы и повести, очерки и пьесы, публицистика и поэмы.
Академик Д.С.Лихачев говорил: «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей страной». Эти слова близки любому человеку, который любит свою родину, свой родной край, то место, где он родился и вырос. Писатель, о котором мы сегодня говорим, родился и вырос на нашей земле, дышал там же воздухом, ходил по тем же тропинкам, что и мы. А самое главное – все, что видел, знал, чувствовал – переносил на бумагу, создавая великие произведения.
2 .Выступление учащегося. «Жизненный и творческий путь И.П.Шухова».
Две даты определяют жизнь Ивана Петровича; в 1906 году родился ребенок, новый житель земли, в 1931 году, с выходом романа «Горькая линия» , родился большой писатель.
И.П. Шухов появился на свет в казачьей станице Пресновская Северо- Казахстанской области. Он там вырос, духовно формировался, впитывал все впечатления бытия, да и во всей дальнейшей жизни никогда не порывал с Пресновкой.
Отсюда, из родной Пресновки открылся Шухову весь просторный многоязычный, многонациональный, многошумный мир во всех его разрезах и ракурсах.
До 1927 года И.Шухов работал с отцом. А зимой учился; сначала в школе, в Петропавловском педагогическом техникуме, а затем на Омском рабфаке. В конце 20-х, начале 30-х годов И. Шухов – журналист. Он работает в редакциях газет Урала, Поволжья, Москвы. Здесь начинается его литературная школа, путь в большую литературу. Вслед за газетными очерками в 1932 году выходит из печати роман «Горькая линия», через год роман «Ненависть». Позднее были изданы «Родина» - роман о первых совхозах на целине, «Действующая армия» - роман об участниках сибирского казачества в первой мировой войне. И.П. Шухов продолжает работать с очерками в кино, переводит произведения казахских писателей: М.Ауэзова, С.Муканова, Г.Мустафина, Г.Мусрепова и др.
Значительны произведения писателя из мемуарных циклов « Пресновские страницы» , куда включены повести: « Колокол», «Трава в чистом поле», «Отмерцавшие марева». В повестях И.П.Шухова живет, страдает, размышляет трудовой народ, поэтому они проникнуты высокой духовностью. Иван Петрович тонко чувствует природу. В своих произведениях нарисовал поэтически неповторимые картины родных ему мест Северного Казахстана.
3. Слово учителя. Сегодня мы поговорим о жанре литературы, который встречается не очень часто. Это новеллы.
4.Словарная работа:
а). Стратегия « Интерпретация цитат, перефразирование»
У каждого учащегося на парте карточка с литературоведческими терминами. Учащиеся читают термины, мысленно перефразируют, затем записывают свою мысль в колонке перефразированная фраза.
Б) Работа в парах. Учащиеся обмениваются своими записями, обсуждают.
5.Психологическая пятиминутка.
Звучит кюй, на фоне звучания учащийся рассказывает о новелле «Рассказ о девичьих косах»
«Рассказ о девичьих косах» построен по принципу антитезы и описывает один из эпизодов гражданской войны. Несмотря на простоту сюжетной линии , рассказ наполнен поэтическими зарисовками и романтическими отступлениями: « На моей родине удушливые косы девушек тяжелы. Как дым кизячных костров, и притворно недоступны как счастье. Они струятся из накипи черных волос, ослепительно кроткие, вкрадчивые и живые. Я не раз слушал их неуловимое дыхание и не раз, зачарованный звериной прелестью их, путал степные дороги, ронял из рук повода, улыбался во сне и слагал расточительные песни…»
В степи было не спокойно. Шла борьба. Однажды в один из аулов, когда не было мужчин, обрушилась «стая казачьих пик». И есаул сказал: «Мне надоело их тлить и вешать», приказав отрезать косы у девушек. «И косы звенели тускнеющей чешуей монет, воровато сползали с войлока, падали к ногам есаула, впиваясь в его малиновые, как собачья кровь, краги…» Повествование завершается тем, что мужчины аула возвращаются и вешают инициатора расправы на аркане из девичьих кос.
Учитель.
Сегодня нам предстоит провести анализ новеллы И.П. Шухова. В новеллах нашего земляка очень узнаваемо звучат степные мотивы, оживают родные пейзажные зарисовки, что, помимо собственной художественной значимости литературных произведений, мы ощущаем необъяснимую духовную близость, общность судеб и характеров.
Этнокультуроведческий анализ совмещает два подхода к художественному тексту
Новеллы Шухова насыщены этнокультуроведческим материалом на уровне слова, словосочетания, словесно- образного комплекса.
6.Работа над созданием «картины степного мира» в новелле «Рассказ о девичьих косах».
Учитель: новелла написана в форме ритмической прозы. Как вы понимаете это понятие?
Стратегия « Интерпретация цитат, перефразирование»
Учащиеся выбирают определение нужного понятия с карточки литературных терминов. В рабочей тетради записывают перефразированное понятие, делают вывод, затем зачитывают.
Учитель: любой текст информативен. Информация может быть трех типов.
Учащиеся обращаются к карточке.
1.Содержательно- фактуальная (СФИ)- содержит сообщение о фактах, событиях.
2.Содержательно- концептуальная (СКИ)- раскрывает авторское понимание отношений между этими явлениями, фактами, событиями. Это замысел автора и его содержательная интерпритация.
3.Содержательно- подтекстовая (СПИ)- обнаруживает скрытый смысл, извлекаемый из описания фактов, явлений, событий.
Стратегия « Я-ты-мы»
Указание по выполнению данного задания:
Разделитесь на группы ( учащиеся составляют фразу из частей)
Самостоятельно обдумайте задание и выполните его ( 5 минут)
Обменяйтесь идеями с партнерами (2 минуты)
Поделитесь вашими идеями с другой парой в группе ( 3 минуты)
Обсудите идеи в группе и подготовьтесь к презентации позиции группы, выберите выступающего ( 3 минуты)
Защита своей работы
Задание :1.Определить тему (СФИ) и основную мысль текста (СКИ).
2.Выпишите ключевые слова, слово- сочетания и выражения, определите их функцию.
3.Какой тип речи (повествование, рассуждение, описание) доминирует в исходном тексте?
7.Составление синквейна к слову новелла
8. Заключительное слово учителя.
Новелла И Шухова, как и все его последующие произведения , проникнуты любовью к Казахстану, сопереживанием судьбам отдельных людей и всего народа, глубоким знанием психологии, реалий быта, традиций и обычаев степняков: «И в эту ночь на аул мятежников, на аул моей неясной возлюбленной стремительно падала беда; она падала, как аркан на непокорную голову ревнивой кобылицы, и темнела скорбь, предугаданная по звездам».