ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ (начинающим работу педагогам)

Формирование учебно-познавательной активности учащихся через организацию исследовательской деятельности на уроках математики

Забелина Галина Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа, с. Первомайское

В последние годы много и часто говорят о недостаточной эффективности процесса обучения в школе.
Главная причина в том, что традиционная организация процесса обучения не отвечает требованиям времени, не создаёт условий для улучшения качества обучения и развития учащихся.
Педагогические задачи многофункциональны, но основное содержание педагогической деятельности – ученик. В этой связи главным критерием деятельности учителя является представление о конечном результате: если мы хотим ли мы дать ученику определённый набор знаний по предмету, то обучение в значительной степени строится по формуле: «Усвоение = Понимание + Запоминание».
А если мы хотим сформировать личность, готовую к творческой деятельности, то должны руководствоваться следующей формулой:
«Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике».
Совершенствование процесса обучения направлено на увеличение активных методов обучения, обеспечивающих глубокое проникновение в сущность изучаемой проблемы, повышающих личное участие каждого обучающегося и его интерес к учению. Развитие личности учащегося, его интеллекта, чувств, воли осуществляется лишь в активной деятельности.
Исследовательская деятельность является одной из форм развития творческих способностей учащихся Способность учащихся к творческой, а значит, и к исследовательской деятельности эффективно развивается в процессе их целесообразно организованной деятельности под руководством учителя.
Цель педагогической деятельности учителя: создать условия, способствующие возникновению у учащихся познавательной потребности в приобретении знаний, в овладении способами их использования.
Главная задача учителя – не просто передать знания ученику, а научить его обучаться. И этому во многом учит организация исследовательской деятельности школьников.
Применительно к школьникам, исследовательскую деятельность следует разделить на исследовательскую деятельность как учебно-исследовательскую и научно-исследовательскую. Учебно-исследовательская деятельность подразумевает ознакомление учащихся с различными методами выполнения исследовательских работ, способами сбора, обработки и анализа полученного материала, а так же направлена на выработку умения обобщать данные и формулировать результат. Учебное исследование предполагает такую познавательную деятельность, в которой школьники используют приемы, соответствующие методам изучаемой науки, не ограничиваются усвоением новых знаний, а вносят в творческий процесс свое оригинальное решение, находят новые вопросы в уже известном, используют широкий круг источников, применяют более совершенные, по сравнению с программными, методы познавательной деятельности. При таких условиях исследовательская деятельность школьников приближается к научной, однако сохраняет отличительные признаки: тематика определена требованиями школьной программы и предполагает получение субъективной научной новизны – достоверного результата, обладающего новизной только для данного исследователя.
Основными признаками учебного исследования являются:
постановка познавательной проблемы и цели исследования;
самостоятельное выполнение обучающимися поисковой работы;
направленность учебного исследования обучающихся на получение новых для себя знаний;
направленность учебного исследования на реализацию дидактических, развивающих и воспитательных целей обучения.
В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают навыками наблюдения, экспериментирования, сопоставления и обобщения фактов, делают определенные выводы.
Развивающая функция исследовательской деятельности по математике заключается в том, что в процессе ее выполнения происходит усвоение методов и стиля мышления, свойственных математике, воспитание осознанного отношения к своему опыту, формирование черт творческой деятельности и познавательного интереса к различным аспектам математики.
Учебное исследование как метод обучения математике не только формирует, развивает мышление учащихся, но и способствует формированию высшего типа мышления – творческого мышления, без которого немыслима творческая деятельность.
Инструментом к формированию указанных компонентов мышления учащихся V – VI классов служат в моей практике исследовательские задачи - задачи «на соображение», «на догадку», головоломки, нестандартные задачи, логические задачи, творческие задачи. Очевидно, что для решения исследовательских задач характерен процесс поисковых проб. Появление догадки свидетельствует о развитии у детей таких качеств умственной деятельности, как смекалка и сообразительность. Смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в виде анализа, сравнений, обобщений, установления связей, аналогии, выводов, умозаключений. Сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.
Исследовательские задачи обязательно подбираю так, чтобы они соответствовали теме урока или серии уроков. Включаю их и при объяснении нового материала, и при закреплении пройденного. При этом я преследую следующие цели:
формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа и синтеза, сравнения, аналогий, обобщения, классификации и т.д.;
развитие и тренинг мышления вообще и творческого в частности;
поддержание интереса к предмету, к деятельности учащихся вообще, считая, что уникальность занимательной задачи служит мотивом к учебной деятельности;
развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, усидчивость, упорство в достижении цели, самостоятельность;
подготовка учащихся к творческой деятельности.
Познавательную деятельность учащихся можно упорядочить, сделать интересной и результативной, если использовать специально сконструированные учебно–исследовательские карты. Каждая такая карта содержит семь фрагментов, соответствующих семи основным этапам учебного исследования:
Задача
Проблема
Пробы
Таблица результатов
Гипотезы
Проверка гипотез
Доказательство (опровержение) гипотез.
Пример учебно-исследовательской карты по теме «Отрезки».
Задача №1. На прямой отметили точки А, В, С и D. Сколько отрезков изображено на этой прямой?


2. Проблема: Как зависит количество отрезков на прямой от числа точек, отмеченных на ней?
3. Пробы

4. Таблица результатов
Пробы
I
II
III
IV
V

Число точек (n)
1
2
3
4
5

Число отрезков (m)
0
1
3
6
10

5. Гипотезы
1. Каждое следующее число отрезков равно предыдущему числу отрезков, сложенному с числом точек, соответствующих ему: 1=0+1; 3=1+2; 6=3+3; 10=6+4.
2. Каждое следующее число отрезков равно половине произведения соответствующего ему числа точек и предыдущего числа точек:
13 EMBED Equation.3 1415
3. Каждое следующее число отрезков равно сумме всех натуральных чисел, предшествующих числу точек: 1=1; 3=1+2; 6=1+2+3; 10=1+2+3+4.
4. Каждое следующее число отрезков, начиная с четвёртого, получается путём последовательного удвоения нечётных чисел натурального ряда 3; 5; : 13 EMBED Equation.3 141513 QUOTE 1415
6. Проверка гипотез
Пусть количество точек равно 6, т. е. n=6:


фактическое число отрезков равно 15;
число отрезков, согласно гипотезы равно:
10+5=15;
13 EMBED Equation.3 1415; 13 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
13 QUOTE 1415
7. Заключение по проверке:
гипотеза I получила подтверждение;
гипотеза II получила подтверждение;
гипотеза III получила подтверждение;
гипотеза IV не получила подтверждение.
Учебно-исследовательская карта обеспечивает:
усвоение учащимися процедуры исследования;
дифференцированный подход к учащимся;
формирование у школьников особого подхода к решению нестандартных задач: они начинают искать решение, применяя процедуру исследования.
Подводя итог, можно сделать вывод, что познавательные процессы эффективно развиваются лишь при такой организации обучения, при которой школьники включаются в активную поисковую деятельность.
Исследовательская работа с учащимися способствует:
развитию творческих способностей учащихся;
формированию исследовательской компетенции;
воспитанию культуры и индивидуальности личности учащегося;
развитию предпрофессиональных навыков.

Список литературы:
Голдстейн М., Голдстейн И. как мы познаем. М., 1985.
Далингер В.А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике: Учебное пособие. – Омск: Изд-во ОмГПУ, 2005.
Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: Книга для учащихся. М., 1990.
Воскобойников В. М. Как определить и развить способности ребенка. М., 1996.
Малахова И.А. Развитие личности: Способность к творчеству, одаренность, талант. Минск, 2002.
Root Entry