Презентация Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности


ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) Федеральный университет»
Институт психологии и образования
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Выступление
для слушателей курса «Современный урок в начальной школе
в условиях реализации ФГОС НОО»
«Развитие познавательной активности младших школьников
через проектную деятельность
на уроках и во внеурочной деятельности».
Куратор: Хаирова И.В.
Подготовила:
Закирова Лейсан Харисовна,
учитель начальных классов
МБОУ «Школа №42»,
Приволжского района
города Казани
Казань, 2017
«Развитие познавательной активности младших школьников
через проектную деятельность
на уроках и во внеурочной деятельности».
Я являюсь учителем начальных классов и классным руководителем. Моя методическая тема: «Развитие познавательной активности младших школьников через проектную деятельность на уроках и во внеурочной деятельности». Тема очень широкая, но тем не менее очень актуальная, интересная. На каждом этапе своей работы, эта тема ведет меня вперед. Ученики младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо следовать методологии. Поставленная проблема и обозначенная тема должны быть актуальными для ребенка, исследовательская работа должна выполняться им добровольно и быть обеспечена необходимым оборудованием, средствами и материалами.
В начальной школе действенным средством сохранения интереса к исследованиям становится творческое проектирование. Что же такое проект и исследование? В чем их сходство и различие?
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта, прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Принципиальное отличие исследования от проекта состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование, по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности. Таким образом, как отмечает А.И. Савенков, «проектирование и исследование - изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование - бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи». Вместе с тем в основе обоих методов лежат одни и те же задачи, способы, формы деятельности. Оба метода ориентированы на самостоятельную деятельность (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, месяцев).
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.
Задачи проекта:
Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы);
Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать);
Умение анализировать (креативность и критическое мышление);
Умение составлять письменный отчет (учащийся должен уметь составлять план работы, презентовать четко информацию, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии);
Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы). К важным положительным факторам проектной деятельности относятся:
повышение мотивации учащихся при решении задач;
развитие творческих способностей;
смещение акцента от инструментального подхода в решении задач к технологическому;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
В основе метода лежит развитие познавательных интересов, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление. Этот метод всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся, индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. В соответствии с доминирующим методом, лежащим в основе выполнения проекта, различают: исследовательские проекты, творческие, приключенческо-игровые, информационные проекты.
Работать над проектом или исследованием способны дети разного уровня подготовленности или развития интеллекта. Кому-то по силам реализация индивидуального проекта, а кто-то прекрасно сумеет раскрыть свои таланты в групповом проекте. Главное - помочь ребенку поверить в свои силы. И эта задача падает на плечи взрослых.
Использование методов исследования и проектирования предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
Работа над проектами и детскими исследованиями достаточно сложная, поэтому необходимо готовить учеников младших классов постепенно.
Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. В практике работы с младшими школьниками чаще всего используются групповые и коллективные формы работы.
Организация проектно-исследовательской деятельности школьников обеспечивает формирование универсальных учебных действий школьника, воспитание ответственности учащегося за свой учебный опыт, принятие решений, дальнейшее образование, духовно-нравственного воспитание. В условиях правильной организации исследовательской деятельности дети незаметно для себя овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые “нравственные привычки”. Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость – такими качествами личности овладевают учащиеся в результате приобщения их к исследовательской работе. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться. Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с учителем. Что может быть интереснее для учителя, чем следить за работой мысли ребят, иногда направлять их по пути познания, а иногда и просто не мешать суметь вовремя отойти в сторону дать детям насладиться радостью своего открытия.
Через проектную исследовательскую деятельность у детей формируются следующие умения.
1. Рефлексивные умения:
умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2. Поисковые (исследовательские) умения:
умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
умение находить несколько вариантов решения проблемы;
умение выдвигать гипотезы;
умение устанавливать причинно-следственные связи.
3. Навыки оценочной самостоятельности.
4. Умения и навыки работы в сотрудничестве:
умение коллективного планирования;
умение взаимодействовать с любым партнером;
умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
навыки делового партнерского общения;
умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5. Коммуникативные умения:
умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
умение вести дискуссию;
умение отстаивать свою точку зрения;
умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6. Презентационные умения и навыки:
навыки монологической речи;
умение уверенно держать себя во время выступления;
артистические умения;
умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
умение отвечать на незапланированные вопросы.
Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов-это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.
1. Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.
2. Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Виды проектов:
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются по крайней мере три различные классификации. (Сергеев И.С.)
Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор.
По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.
1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:
– внутриклассными;
– внутришкольными;
– региональными;
– межрегиональными;
– международными.
Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.
Классификация проектов по продолжительности.
Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.
Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.
Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.
Взаимодействие учителя и ученика при работе над проектом
I. Роль учителя.
Роль учителя при выполнении проектов изменяется в зависимости от этапов работы над проектом. Однако на всех этапах педагог выступает как помощник. Педагог не передает знания, а обеспечивает деятельность школьника, то есть:
–    консультирует. Учитель провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации, трансформируя образовательную среду и т. п. При реализации проектов учитель – это консультант, который должен удержаться от подсказок даже в том случае, когда видит, что учащиеся «делают что-то не то»;
–    мотивирует. Высокий уровень мотивации в деятельности -залог успешной работы над проектом. Во время работы учитель должен придерживаться принципов, раскрывающих перед учащимися ситуацию проектной деятельности как ситуацию выбора и свободы самоопределения;
–    Помощь учащимся при работе над проектом выражается не в передаче знаний и умений, которые могут быть практически реализованы в проектной деятельности, минимальный их набор учащийся должен был усвоить на уроках, предшествующих работе над проектом; другие необходимые сведения получит, работая над сбором информации па различных этапах проекта. Учитель также не указывает в оценочной форме на недостатки или ошибки в действиях учащегося, несостоятельность промежуточных результатов. Он провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
–    Наблюдение, которое проводит руководитель проекта, нацелено на получение им информации, которая позволит учителю продуктивно работать во время консультации, с одной стороны, и ляжет в основу его действий по оценке уровня сформированное компетентностей учащихся, с другой.
II. Роль ученика.
Роль учащихся в учебном процессе принципиально меняется в работе над проектом: они выступают активными его участниками, а не пассивными статистами. Другими словами, ученик  становится субъектом деятельности. При этом школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели. Им никто не навязывает, как и что делать.
Роль ученика при выполнении проекта изменяется в зависимости от этапов работы. Но на всех этапах он:
–     выбирает (принимает решения). Следует помнить, что право выбора, предоставляемое ученику, является не только фактором мотивации, формируя чувство причастности. Выбор должен закрепиться в сознании ученика как процесс принятия на себя ответственности;
–     выстраивает систему взаимоотношений с людьми. Речь идет не только о ролевом участии в командной работе. Взаимодействие с учителем-консультантом позволяет освоить еще одну ролевую позицию. Выход за пределы школы в поисках информации или для проверки (реализации) своей идеи заставляет вступать во взаимоотношения со взрослыми людьми (библиотекарь, дворник и т. п.) и сверстниками с новых позиций. В отношении взрослых происходит переход с позиций социальной инфантильности (он – ответственный опекун, я – безответственный потребитель) на позиции сотрудничества (он – профессионал, выполняющий свою работу, принимающий решения; я – человек, делающий конкретное дело и несущий за него ответственность);
–     оценивает. На каждом этапе возникают различные объекты оценки. Учащийся оценивает «чужой» продукт – информацию с позиций ее полезности для проекта, предложенные идеи с позиций их реалистичности и т. п. В то же время он оценивает продукт своей деятельности и себя в процессе этой деятельности. Для того чтобы научить учащихся адекватно оценивать себя и других, необходимо дать им возможность поразмышлять над тем, что дало каждому из них участие в проекте, каковы слагаемые успеха, что не удалось (непонимание, недостаток информации, неадекватное восприятие своих возможностей и т. д.). Даже не самый удавшийся проект имеет большое положительное педагогическое значение.
 Особенности организации проектной деятельности в начальной школе.
Именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый, «проходной» для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников и не удается впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности. Однако при организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Понятно, что круг социально значимых проблем, с которыми могли встретиться ученики начальной школы, узок, а их представления о таких проблемах, скорее всего, малодифференцированы, одноплановы. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.
Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной – двумя неделями в режиме урочно- внеурочных занятий.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как общеучебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы: Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта? Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере? Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения? Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам надо получить? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Целесообразно в процессе работы над проектом проводить с младшими школьниками экскурсии, прогулки-наблюдения, социальные акции.
Проекты в начальных классах – это трудно? Это проблематично, так как дети ещё слишком малы для проектирования. Но всё – таки это возможно. Я не буду говорить о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании. Но для малыша это будет его проект. Существует заблуждение о неэффективности использования метода проектов в начальной школе. Конечно, проекты представленные учениками младших классов не такие грандиозные, информационно насыщенные и т. п. как у учеников старших классов. Но даже они могут считаться проектами. С первого класса необходимо приучать ребёнка  к самостоятельной поисково – творческой деятельности. Научить его мыслить, организовать свою работу и принимать решения в конкретных ситуациях. При этом на первых шагах важна наглядность, образец, опора, шаблоны. Вопрос в том, чтобы для каждого возрастного периода начальной школы подобрать такие виды проектной деятельности, содержание и форма которой были бы адекватны возрасту.  При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого – физические особенности младших школьников.
Начиная работу с первоклассниками в 2015 – 2016 учебном году, я выделила для себя ряд проблем:
-  низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение готовить рабочее место к учебным занятиям;
- неумение следовать инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно слушать и выделить последовательность действий, а так же выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- невысокий уровень развития основных мыслительных операций;
-  отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Чтобы устранить все эти проблемы, начиная с первого класса, вовлекала учащихся в проектную деятельность.
В моём классе проводились такие проектные работы, как:
-«На моем подоконнике зимний сад. Горох».
-«Сказка своими руками. Пластилиновый мультик».
-«Кто нас защищает».
-« Древо семьи».
-«Арбузник».
-«День трех конфет».
-« Новый год в моем доме»
-«Моя мама- великая женщина», итд
Работа над проектом позволила решить следующие педагогические цели:
     1.  Развивать творческие и коммуникативные способности ребёнка;
     2.  Привить навыки сотрудничества с другими людьми;
     3.  Активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи;
4.  Привить первоначальные умения собрать информацию из разных источников, осмыслить её и использовать для проекта.
Вся наша жизнь – череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
 
Формирование УУД на различных этапах работы над проектом

Содержание деятельности учащихся Личностные УУД Коммуникативные УУД Познавательные УУД Регулятивные УУД
I cтадия Подготовка
Определение темы и целей проекта, его исходного положения.
Подбор рабочей группы. Формирование микрогрупп
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию Самоопределение
- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилемм, следование в поведении соц. нормам Инициативное сотрудничество
- ставить вопросы, формулировать свои затруднения
- предлагать помощь
- проявлять активность во взаимодействии Общеучебные
-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель
Целеполагание
- формулировать уч. задачу
- ставить уч. задачи в сотрудничестве с учителем
II стадия Планирование
Определение источников необходимой информации. Определение способов сбора и анализа информации, предоставления результатов. Установление процедур и критериев оценки результатов проекта. Распределение задач (обязанностей) между членами группы.
Формулируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают свои критерии успеха проекта Самоопределение (зависит от темы исследования)
- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру
- осознание своей этнической принадлежности
Планирование учебного сотрудничества
- задавать вопросы, необходимые для организации деятельности и сотрудничества
- определять цели, функции участников взаимодействия
- договариваться о распределении функций и ролей Общеучебные
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач
- самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении различных задач Планирование
- выбирать действия в соответствии с задачей
- составлять план действий
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности
Нравственно-этическая ориентация
- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций Управление коммуникацией
- прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения
- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих
Прогнозирование
- предвосхищать результат
- предвидеть уровень усвоения знаний
- предвидеть возможность получения конкретного результата
III этап Исследование
Сбор и уточнение информации (интервью, опрос, наблюдения, эксперименты и т.д). Выявление и обсуждение альтернатив, возникших в ходе выполнения проекта. Выбор оптимального варианта хода проекта.
Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.
Поэтапно выполняют задачи проекта Смыслообразов-ание
- мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная)
- целостный, социально ориентирванный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Взаимодействие
- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы
- строить понятные для партнера высказывания
- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника
- строить монологическое высказывание Информационные
- поиск, выделение, сбор, обработка, анализ информации из разных источников в разных формах
- передача информации (устно, письменно)
- интерпретация информации
- применение, представление и оценка информации Осуществление учебных действий
- выполнять учебные действия в мариализованной, громкоречевой и умственной формах
- использовать речь для регуляции своего действия
Управление коммуникацией
- аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве
- оказывать сотрудничество и взаимопомощь
- координировать и принимать различные позиции вовзаимодействии Логические
- подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков
- анализ, синтез, сравнение, сериация
- классификация по заданным критериям, установление аналогий
- установление причинно следственных связей
- построение рассуждений, обобщение Общеучебные
-ставить, формулировать и решать проблемы
- выбирать наиболее эффективные способы решения задач
- осуществлять смысловое чтение
- выбирать вид чтения в зависимость от цели IV этап Выводы
Анализ информации. Формулирование выводов
Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект. Самоопределение
- осознание ответственности человека за общее благополучие
- начальные навыки адаптации в динамично меняющемся мире Взаимодействие
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы
- строить монологическое высказывание Общеучебные
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности
- осуществлять рефлексию способов и условий действий Контроль и самоконтроль
- различать способ и результат действия
-осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату
- использовать установленные правила в контроле способа решения
Смыслообразование
- целостный, социально ориентирванный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Управление коммуникацией
- разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников Коррекция
- вносить коррективы в действия
- адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей по исправлению ошибок
- вносить необходимые дополнения и изменении в план и способ действия в случае расхождения реального действия с эталоном
Нравственно-этическая ориентация
- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов Саморегуляция
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений
- стабилизация эмоционального состояния
- активизация сил и энергии, к волевому уси-лию в ситуации мотивационного конфликта
V этап Представление (защита) проекта и оценка его результатов
Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов (устный отчет, устный отчет с демонстрацией материалов, письменный отчет).
Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов, неудач) и причин этого.
Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке. Самоопределение
- самостоятельная и личная ответственность за свои поступки
- готовность и способность учащихся к саморазвитию
- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе
- принятие образа «хорошего ученика» Инициативное сотрудничество
- ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения
- предлагать помощь и сотрудничество
- проявлять активность во взаимодействии Знаково-символические
- использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач
- моделировать, т.е. выделять и обобщенно фиксировать существенные признаки объектов с целью решения задач Оценка
- выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, опре-делять качество усвоения
- устанавливать соответствие полученного результата постав-ленной цели
- соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи
Смыслообразо-вание
- самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им Взаимодействие
- формулировать свое мнения и позицию, задавать вопросы
- строить понятные для партнера высказывания
- вести устный и письменный диалог, слушать собеседника
- строить монологическое высказывание Общеучебные
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера
- ориентироваться в разнообразии способов решения задач Саморегуляция
- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений
- стабилизация эмоционального состояния
- активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта
Нравственно этическая ориентация
- эстетические потребности, ценности, чувства
- доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость
- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества Управление коммуникацией
- адекватно оценивать свое поведение и поведение окружающих
- оказывать в сотрудничестве взаимопомощь