Статья Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность


СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ИННОВАЦИОННОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Формирование социальной компетентности учащихся посредством социально – педагогической деятельности в дополнительном образовании и внеурочной деятельности
ГБОУ СОШ №291 Красносельского района
Педагог-психолог Нагапетян Ш.Г.
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
2016
В настоящее время все более актуальными становятся вопросы воспитания подрастающего поколения в принципиально новых условиях жизни нашей страны.
В условиях становления информационного общества дополнительное образование детей в России рассматривается как уникальный инновационный феномен системы современного образования, как единый, целенаправленный процесс, объединяющий воспитание, обучение и развитие личности за пределами образовательных стандартов. Основное предназначение данного процесса – удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей.
Главной задачей модернизации российского образования является обеспечение современного качества содержания образования. В решении этой задачи дополнительное образование играет роль наиболее эффективной формы развития склонностей, способностей, интересов, социального самоопределения детей. Ни у кого не возникает сомнения, что именно от педагогов дополнительного образования зависит раскрытие потенциальных возможностей обучающихся, которые принимают участие в дополнительном образовании, чтобы удовлетворить свою любознательность, на практике познакомиться с разными видами творческой деятельности, найти ответы на многие вопросы. Поэтому педагогам необходимо учитывать в своей работе потребности современного поколения детей и их родителей. Ведь время требует освоения нового содержания, новых форм и методов работы.
Термины «дополнительное» и «внешкольное» образование зачастую толкуются искажённо – как вторичная, несамостоятельная, дополнительная к школе помощь в освоении предметов школьной программы. Отсюда ориентация не на развитие ребёнка, а на количественные показатели охвата детей внеучебной деятельностью, проведение мероприятий и т.п. Возможно, это происходит из-за отсутствия механизмов взаимодействия школы и УДО, несмотря на то, что они являются элементами одной системы, - системы образования детей.
В связи с этим актуальным становится вопрос инновационного взаимодействия социального педагога и педагога дополнительного образования в процессе социализации детей. 
В настоящее время в функции социального педагога, помимо прочего, входит и выявление интересов и потребностей обучающихся и своевременное оказание им помощи и поддержки в их удовлетворении. Педагог дополнительного образования организует разнообразную творческую деятельность детей и подростков исходя из их интересов и потребностей. Таким образом, взаимосвязь и взаимодополнение этих двух педагогических работников налицо.
Сформировать социальную компетентность обучающегося – значит научить ребенка максимально эффективно взаимодействовать с другими людьми в разнообразных ситуациях общения, с учетом своих личностных особенностей и особенностей партнера по общению, сформировать и укрепить желание и умение общаться, обеспечив для этого необходимый набор знаний. Дополнительное образование способствует социализации обучающихся, путем разработки и внедрения вариативных образовательных программ, апробации новых подходов к воспитанию в социально-педагогической практике. Однако в последние годы наблюдается усиление образовательных акцентов и ослабление воспитательных функций в деятельности учреждений дополнительного образования детей. Педагоги дополнительного образования на первое место ставят поддержку ребенка в его личностном росте, развитие творческой и познавательной компетентности в профессионально ориентированной основной образовательной деятельности учреждения. В настоящее время система дополнительного образования находится на этапе становления основы формирования современного воспитательного пространства-среды позитивного индивидуального и активного развития личности.
Актуальной задачей становится выявление сущности формирования социальной компетентности обучающихся в системе дополнительного образования. Кроме того, в настоящее время в педагогической науке пока еще недостаточно разработан вопрос комплексного подхода к формированию социальной компетентности обучающихся различными средствами дополнительного образования, несмотря на его теоретическую и практическую значимость. Таким образом, поиск возможных путей разрешения данных противоречий, недостаточная теоретическая и практическая разработанность проблемы и определили выбор темы исследования: «Формирование социальной компетентности обучающихся в учреждении дополнительного образования детей».
Проблема формирования социальной компетентности обучающихся приобрела особую актуальность на современном этапе развития общества, что подтверждается содержанием нормативных документов. Необходимо использовать возможности системы дополнительного образования для формирования социальной компетентности, социальной ответственности, социальной комфортности личности, что отвечает новым парадигмам образования.
Необходимые условия формирования социальной компетентности:
психологическое сопровождение инновационной деятельности;
субъект – субъектная основа диалогического взаимодействия, которая обеспечивается системой занятий;
включение обучающихся в личностно ориентированные педагогические ситуации;
организация социально значимой деятельности на основе свободного выбора обучающегося;
развитие социальной активности;
социальное проектирование;
обеспечение систематического контроля динамики формирования социальной компетентности;
обеспечение преемственности и планомерной, целенаправленной работы по формированию социальной компетентности на всех этапах обучения.
Таким образом, социальное воспитание и социально-педагогическая деятельность в условиях дополнительного образования имеют свою специфику и отличия от той же деятельности, осуществляемой в рамках общеобразовательной деятельности. Данные отличия базируются на перечисленных выше особенностях психолого-педагогического взаимодействия в процессе организации познавательного досуга детей. В тоже время, дополнительное образование, являясь полноценной единицей социального воспитания, должны и могут способствовать решению собственно социально-педагогических задач. Субъектами такой деятельности становятся педагоги дополнительного образования и социальные педагоги.
Анализ особенностей педагогического взаимодействия в условиях дополнительного образования показывает, что они не только не мешают деятельности, но и способствуют росту воспитательного потенциала обучающихся. Новые подходы к системе дополнительного образования, заключающиеся в изменении отношения к ребенку, его воспитанию и образованию способствуют качественному изменению структуры и содержания их деятельности, способствующему большей привлекательности в глазах детей. Особенности педагогического взаимодействия позволяют более эффективно развивать и реализовывать способности детей, их потребности в творческой деятельности и разнообразии сфер общения.
Система дополнительного образования уже по своей сути является инновационной, т.к. творческая деятельность уже предполагает постоянный поиск все новых и более совершенных педагогических технологий, приемов и методов воспитания и формирования ребенка.
Данные составляющие задают использование современных педагогических технологий по развитию социальной компетентности детей.
Педагоги школы осваивают такие педагогические технологии как:
проектные технологии (создание условий, при которых дети самостоятельно приобретают знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление);
игровые технологии (моделирование ситуаций, овладение опытом деятельности, сходным с тем, который дети получили бы в действительности);
дискуссия (развитие критического мышления, формирование коммуникативной и дискуссионной культуры детей, стимулирование инициативы, развитие рефлексивного мышления);
коллективно-творческая деятельность (развитие организаторских, лидерских качеств детей, умение взаимодействовать в группе);
информационно-коммуникационные технологии (формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей обучающихся);
социальное проектирование (включение в активную деятельность, развитие коммуникативных, организаторских, творческих способностей, принятие общечеловеческих ценностей, умение работать в команде, овладение алгоритмом проектной деятельности).
Суть работы педагогов ГБОУ СОШ №291 состоит в формировании и развитии социальной компетенции младших школьников путем включения их в активную проектную и исследовательскую деятельность на уровне личного опыта ребенка, его интересов, умственных и физических возможностей.
Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы.
Вовлечение обучающихся в исследовательскую работу предполагает освоение ими компетенций, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. В условиях реализации ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так как учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа оценки результата.
Компетентность — результат образования учащихся, который предполагает знания, умения, опыт, способности к реализации определенного круга действий. Социальная компетенция определяет круг полномочий, относя его к социальной сфере, а именно к обществу, поведению и взаимодействию в нем. Понятно, что она может формироваться только при условии личностной заинтересованности учащихся в определённом виде деятельности. Поэтому, если в результате мы хотим видеть компетентного в социальных вопросах и адаптированного к жизни в современном обществе, ученика, то мы не должны принуждать, а мотивировать к выполнению той или иной деятельности. Одним из основных средств мотивации и является внеклассная работа или внеурочная деятельность.
Руководствуясь теорией о ключевых компетенциях доктора педагогических наук А.В. Хуторского, мы обозначили главные, на наш взгляд, компетенции, которые педагог формирует в начальной школе: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социальные.
Для формирования ключевых компетенций необходимы современные технологии организации учебно-воспитательного процесса. Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, проектах, концертах – все это способствует формированию ключевых компетенций.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. В своей работе с обучающимися мы активно используем проектную деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению психического и соматического здоровья школьников.
Конечно, младший школьный возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать обучающихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.
В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале, это доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже в 3-х и 4-х классах обучающиеся с большим интересом выполняют более сложные проекты, под руководством педагога проводят индивидуальные и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого обучающегося.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно/внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной - двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу можно выстраивать от однопредметных проектов к метапредметным.
Существует определённый алгоритм исследовательской деятельности.
Выбор темы исследования.
Темы детских проектов и исследований мы предлагаем ребятам исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.
2. Постановка проблемы.
На этом этапе дети формулируют (с помощью педагога) цели и задачи. При обсуждении проблемы дети предлагают свои пути решения.
3. Планирование работы.
Определяются пути поиска необходимой информации.
4. Выполнение проекта (исследования).
На этом этапе педагог должен грамотно и ненавязчиво осуществлять руководство работой, чтобы не навязать обучающимся информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочниками и пр.), используют сеть интернет, обращаются за помощью к родителям. Необходимо отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями.
5. Защита проекта (исследования).
Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.
Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь обучающимся произвести самооценку проекта. На защиту проекта, можно пригласить обучающихся других классов начальной школы. Овладевая навыками, умениями, знаниями в проектно-исследовательской деятельности дети могут принимать участие в районных научно-практических конференциях, быть юными участниками всероссийского конкурса (исследования) на региональном уровне.
Активное применение проектно-исследовательских технологий и на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у обучающихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.
Высокий уровень познавательного интереса обучающихся выражается в:
способности к самостоятельному поиску информации (на уровне младших школьников):
выбор информационного источника;
отбор и классификация полученного материала;
способности к сотрудничеству в группах, в коллективе (адекватной самооценки обучающихся, взаимооценивании, стремлении к поиску, творчеству, самореализации).
Проектно-исследовательская деятельность среди обучающихся начальной школы – новый подход для отечественной педагогики и очень актуальный в современных условиях развития российского общества. Реализация такого подхода в практике педагога начальных классов – необходимое условие достижения современного качества образования. Особенно актуально это в условиях реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта второго поколения.