Формирование ключевых компетенций младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность

Логунина Ольга Викторовна,
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ № 27» г. Чебоксары

Формирование ключевых компетенций
младших школьников через
проектно-исследовательскую деятельность

Введение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) требует обновления содержания образования и освоения новых форм организации образовательного процесса. При этом главным образом меняется роль учителя – он становится соучастником учебного процесса, консультантом, помощником, организатором познавательной деятельности детей. В связи с этим актуальны слова В.А. Сухомлинского. Он говорил, что лучший учитель тот, кто забывает, что он учитель. Меняется и роль ученика – он включается в активную познавательную деятельность. Совместно с учителем ставит цели своей деятельности, планирует ее, активно работает с разными источниками информации, самостоятельно делает выводы, анализирует процесс и результаты своей деятельности.
Но сегодня в школу приходят дети с разной познавательной активностью и учебной мотивацией. Целью работы учителя становится воспитание творчески мыслящей личности с активной гражданской позицией, способной к социальному, культурному, профессиональному самоопределению. Проектная и исследовательская деятельность как раз и предполагает такие этапы деятельности, как поиск, переработка, систематизация информации, постановка и решение проблемы. Вовлечение учащихся в исследовательскую работу предполагает освоение ими компетенций, позволяющих действовать в новых, неопределённых, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. В условиях реализации ФГОС, данная система имеет огромную образовательную ценность, так как учит ребенка занимать и отслеживать позицию деятеля на всех этапах своей практической деятельности: от момента постановки проблемы и цели до этапа оценки результата.
Исследовательская деятельность, проектная деятельность на уроке и внеурочное время, участие во внеклассных мероприятиях, олимпиадах интеллектуальных конкурсах, проектах, концертах, фестивалях - все это способствует формированию ключевых компетенций. В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность – метод научного исследования, при который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях.
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности, свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным. Существует определённый алгоритм исследовательской деятельности.
1. Выбор темы исследования.
Темы детских проектов и исследований предлагает учитель или ученик сам делает свой выбор.
2. Постановка проблемы
На этом этапе дети формулируют цели и задачи. Здесь, конечно, нужна будет помощь учителя или родителя. При обсуждении проблемы дети предлагают свои пути решения: например, выяснить, полезно или вредно мороженое, когда лучше есть мороженое, провести опрос среди учащихся, составить диаграммы.
3. Планирование работы
Определяются пути поиска необходимой информации.
4.. Выполнение проекта (исследования).
На этом этапе педагог должен грамотно и ненавязчиво осуществлять руководство работой, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочниками и пр.), используют Интернет, за помощью к родителям.
5. Защита проекта (исследования)
Этот этап требует особого внимания. Происходит презентация результатов исследовательской деятельности. Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Учащиеся защищают проекты перед учащимися других классов начальной школы или на научно-практической конференции.
В проектную деятельность я вовлекаю школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале – это различного вида доступные творческие задания, выполняемые на уроках литературного чтения (например, создание Книжки – малышки с иллюстрациями «Моя сказка»), окружающего мира (рисунки и рассказы «Моя семья», «Моё увлечение», «Мой домашний питомец», книжки-малышки: «Времена года», «Загадки», «Пословицы и поговорки о труде» и т д.), трудового обучения и изобразительного искусства и в форме коллективных творческих работ, проводимых во внеурочное время (групповые и коллективные работы из различных материалов – пластилина, природного материала, ткани, салфеток, цветной бумаги и т.д.).
А уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят и индивидуальные и коллективные научные исследования, в которые могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. В результате проектной деятельности на уроках и во внеурочное время стимулируется творчество детей, их самостоятельность, реализуется принцип сотрудничества детей и взрослых.
В 1 классе проект выполняется за 1,2 урок, во 2 классе – за одну - две недели, и постепенно, начиная со второго полугодия 2 класса, в 3 и 4 классах мы с ребятами переходим к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие. Учащиеся могут сами выбирать темы своих проектов, а тем кто затрудняется в выборе или формулировке темы на помощь приходит учитель, а также родители, которые зная интересы детей могут направить ребёнка к выполнению того или иного проекта.
В этом году у меня 3 класс, поэтому и проекты получись более объёмные и трудоёмкие.
Ученица моего класса Алексеева Киры, активная участница конкурсов различного уровня, выполнила проект «Мороженое – моё любимое лакомство». В своём проекте ученица рассказывает о мороженом, как одном из самых любимых молочных продуктов и детей и взрослых, историю появления мороженого; о видах мороженного; о составе мороженного; пользе и вреде, а конечный результат её работы над проектом – это изготовление мороженого в домашних условиях по собственному рецепту.
Автор проекта «Удивительные явления в питании растений» - Мартынкина Дана, она очень любит делать различные опыты. Цель её работы – изучить корневое питание растений. Задачи: изучить строение растений и его корня, понять функции органов растения, разобраться в сути физических явлений, помогающих жидкости подниматься вверх. Результат проекта – опыт, доказывающий гипотезу, выдвинутую в начале проекта – жидкость может течь вверх.
Следующий проект «Фигурное катание – спорт моей мечты». Это проект подготовила Галкина Мария, которая занимается фигурным катанием и имеет высокие результаты в соревнованиях различного уровня. В проекте она показывает, что фигурное катание  это, прежде всего спорт, и занятия им, как и всяким другим видом спорта, определенным образом воздействуют на организм человека, способствуют выработке у него определенных качеств, необходимых в повседневной жизни, в труде. И эти качества помогают её и в учёбе, и в постановке танцев для классного танцевального ансамбля, разучивании комплекса утренней зарядки, упражнений для разминки на уроках физической культуры. В своей работе она также знакомит нас с историей фигурного катания, видами и элементами фигурного катания. Результат проекта – танцы и танцевальные композиции к песням, с которыми ребята нашего класса участвовали в школьных конкурсах, фестивалях праздниках.
Автор проекта «Глаза – зеркало души» Кочеткова Евгения изучила строение глаза, нашла информацию о самых больших глазах у животных, выяснила основный тип глаз у детей нашего класса, от чего зависит цвет глаз, в результате сравнений сделала вывод о цвете глаз в своей семье. А самое главное, Женя дала рекомендации одноклассникам, подобрала упражнения для того, чтобы сохранить хорошее зрение.
Соловьёва Ксения увлекается рукоделием, поэтому её заинтересовала тема «Жемчуг – ценность и использование». Она нашла информацию о свойствах жемчуга, его составе и происхождении, где и как его можно использовать. Результатом её проекта стало изделие из искусственного жемчуга – ажурный вороник, который она одевает на праздничные платья.
Все проекты разнообразны. Так как дети тоже все разные со своими увлечениями и интересами. Ребята выступали с презентациями своих проектов перед учащимися своего и других классов, а также на школьной научно-практической конференции. А самое главное, они были увлечены работой над проектом, узнали много интересного и смогли рассказать об этом другим детям и после выступлений уже строят планы на подготовку других проектов. Понравилось ребятам и выступать перед другими школьниками, некоторые из них по своему желанию выступали в разных параллелях классов . Тем самым у обучающихся формируется не только навык выступления, но навык общения со сверстниками и со взрослыми – учителями других классов. Проектная деятельность помогает моим учащимся в подготовке к дополнительным предметам «Удивительный мир слова», «Занимательная математика», которые проводятся в нашем классе еженедельно. На эти уроки ребята с удовольствием тоже готовят свои маленькие проекты, с каждым уроком растёт их познавательная и творческая активность.
В работе над проектами большая роль отводится не только коллективному сотрудничеству педагога, родителя и ученика, а также активное вовлечение всех учащихся в момент презентации проекта.
Активное применение проектно-исследовательских технологий и на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет мне сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у обучащихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности. Как показывает практика, организация проектной деятельности младших школьников способствует формированию универсальных учебных действий младших школьников.
В сфере личностных УУД:
развитие познавательных интересов, учебных мотивов; формирование самооценки; развитие доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству.
В сфере регулятивных УУД:
умение в сотрудничестве с учителем определять цели деятельности, ставить новые учебные задачи; составление плана работы и следование ему по достижению цели; сопоставление получающегося результата с исходным замыслом; понимание причин возникающих затруднений и поиск способов выхода из ситуации; оценивание полученной информации для проверки гипотезы, ответа на поставленный проблемный вопрос.
В сфере познавательных УУД:
умение самостоятельно выделять и формулировать проблему, ставить цель; умение выдвигать гипотезы и их обосновывать; предполагать, какая информация нужна; отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет), сравнивать, обобщать, делать выводы.
В сфере коммуникативных УУД:
умение работать в группе; умение слушать собеседника и вступать с ним в диалог; умение участвовать в коллективном обсуждении; умение задавать вопросы; умение выражать мысли.
Проектная деятельность, организуемая на уроках и во внеурочное время, способствует преобразованию процесса обучения в процесс самообучения, позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного. Проектный метод обучения в сочетании с традиционным является действенным элементом в организации самостоятельной работы учеников, позволяет каждому ребенку стать активным участником процесса познания и преобразования окружающей действительности.
Организуя проектную деятельность младших школьников, мы убеждаемся: “Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много знать, и кто умеет добывать эти знания” (В.П. Вахтеров).
Активное применение проектно-исследовательских технологий и на уроках и во внеурочной деятельности, позволяет мне сделать вывод об устойчивом формировании и поэтапном совершенствовании у обучающихся всех видов ключевых компетенций, что, в свою очередь, говорит о положительном системном эффекте в образовательно-воспитательной деятельности.
Результатом проектной деятельности учащихся является продукт, произведенный усилиями детей. Дети радуются собственному успеху, видят значимость своей деятельности. Это способствует повышению мотивации учащихся к образовательному процессу. Кроме того, в процессе проектной деятельности развивается творчество и фантазия ребенка, формируется активная жизненная позиция, осуществляется интеграция образовательного процесса.





Заголовок 415