Выступление на научно-практической конференции по теме: «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности»

«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности» (Из опыта работы учителя начальных классов Ануфриевой Т.Н.)
(Слайд 1) Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знания, воспитания милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного, формирования в душах молодого поколения тех качеств, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, сострадание, благородство, достоинство, трудолюбие, патриотизм, благочестие и многие другие.
(Слайд 2) В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России сформулирована высшая цель воспитательного процесса – «Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
(Слайд 3)Поделюсь опытом работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников средствами внеурочной деятельности в 1 и 2 классе.
В 1 классе был изучен курс «Уроки нравственности».
Цель которого: создание условий для воспитания нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
(Слайд 4)На слайде представлено содержание курса. Система работы предусматривает использование ролевых игр, проигрывание, анализ ситуаций общения.
На занятиях предусмотрены различного типа задания по группам: составить незаконченный рассказ, придумать диалоги к картинке, нарисовать ситуацию общения из своей жизни, разыграть ситуацию общения. Предпочтение отдаётся игре, т.к. она является ведущей формой организации общения детей этого возраста.
(Слайд 5)На внеурочных занятиях ученики
Знакомятся с основными правилами поведения в школе, общественных местах (как надо? как принято?), обучаются умению различать хорошие и плохие поступки.
Усваивают первоначальный опыт нравственных взаимоотношений в коллективе.
Понимают важность бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Осваивают навык видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края.
Расширяют опыт позитивного взаимодействия в семье.
Получают первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности.
Усвоение каждой нормы требует определенного уровня обобщения жизненной ситуации. Ребенок постоянно накапливает представления о хороших и плохих поступках, учится устанавливать их взаимосвязь с окружающими ситуациями и нравственными качествами. Отношения ребенка к нормам и правилам проходит путь от информации о них до понимания их смысла и обязанности выполнения на основе внутреннего принятия.
Во 2 классе ведётся курс внеурочной деятельности «Волшебный мир книг»
(Слайд 6) Почему именно книги? Самый благодарный материал – литературные образы. Благодаря художественному образу ребенок начинает оценивать себя – свои мысли, поступки, отношения с другими людьми. Анализируя поступки литературных героев, педагог помогает ребенку разобраться в поступке, понять мотивы, дать правильную нравственную оценку. В результате такой работы формируется умение оценивать других и критически относиться к себе.
Работа по духовно-нравственному воспитанию на основе литературных произведений предполагает не только их прочтение, но и глубокий анализ: анализ поступков героев и событий, проецирование их на себя в современных условиях, прогнозирование поведения героев и сюжетной линии произведения, выполнение творческих работ.
Русский человек – патриот с поэтической душой. Поэтому наша поэзия, да и литература в целом, испокон веков является источником формирования нравственных, патриотических и духовных качеств человека.
Особое внимание в данном курсе уделяется книгам о Великой Отечественной войне. Изучение этих произведений позволяет сформировать гордость за свое Отечество, заложить фундамент личности, гражданина своей страны.
Основная задача данных внеурочных занятий – учить детей чувствовать, чувствуя – воспринимать, воспринимая – обдумывать каждый элемент произведения и каждый его образ, сформировать образ для подражания.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомиться с нормами поведения.
Второклассники, прежде всего, должны усвоить понятия о доброте, доброжелательности, отзывчивости, справедливости, научиться их различать. Качества эти взаимосвязаны. Так, добрый человек всегда будет чутким, отзывчивым, справедливым, а справедливый человек, как правило, отзывчив и чуток. Важно научить ребенка видеть проявление нравственных качеств в жизни, различать добро и зло, чуткость и равнодушие, справедливость и несправедливость, действительную и ложную помощь товарищу.
(Слайд 7) Главное во внеурочной деятельности формировать следующие уровни воспитательных результатов:
Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
(Слайд 8) Работа по духовно-нравственному воспитанию моего предыдущего выпуска показала, что ученики приобрели знания об истории своей семьи и малой родины, об этике, об основах здорового образа жизни.
Кроме того, они отличаются своей целеустремленностью, умением высказывать, отстаивать свою жизненную позицию, указывать на недостатки другого в корректной форме.
(Слайд 9) Дети легки в общении, деятельны, не боятся проблем – смело берутся за их решение. Школьники приобрели опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания; самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. Примером служит коллективный проект «Труд в нашей жизни»
Показателем результативности педагогической работы учителя является хорошее отношение ребёнка к школе, желание учиться, быть активным участником школьных дел. Например, презентация «Учение с увлечением», выполненная учениками самостоятельно.
(Слайд 10) Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что интеграция внеурочной деятельности и воспитательной работы, даёт положительные результаты в воспитании духовно-нравственных качеств, в сплочении детского коллектива. Я уверенна, что мои дети не останутся равнодушными к тому, чем живёт Родина, её люди, к их героическим подвигам, всегда откликнутся и придут на помощь.
В заключении хотелось бы сказать, что труд учителя, как цветок под дождем, не сразу может расцвести и дать результаты. Приходится ждать некоторое время.
И большая радость будет, когда в сердцах детей засветится теплый огонёк любви и искренности, который, несомненно, покажет нам, что детьми можно гордиться, и они станут настоящими патриотами России.








13 PAGE \* MERGEFORMAT 14415