Формирование математической компетентности обучающихся на основе проектирования индивидуального подхода в учебной и внеучебной деятельности.

Татьяна Васильевна Ширяева,
учитель математики высшей кв. кат.
МКОУ «СОШ №2» городского округа Ревда
Формирование математической компетентности обучающихся на основе проектирования индивидуального подхода в учебной и внеучебной деятельности.
Одной из целей изучения математики в старших классах общеобразовательной школы является формирование у учащихся представления о «роли» математики в современном мире, о способах применения математики, как в технических, так и в гуманитарных сферах.
Однако, опыт работы в школе, результаты выпускных экзаменов свидетельствуют о том, что учащиеся в результате изучения математики в школе выносят, в основном, разрозненные знания о различных разделах школьного курса, чаще не связанные друг с другом. Представление о «роли» математики в современном мире, единстве математики и ее методов практически отсутствует. Можно сказать, что математическая культура выпускников недостаточно развита.
Внедрение моделей индивидуализации в систему образования ведёт к переходу образования на гуманистическую парадигму; к потребности в индивидуализации образования и порождается педагогическими противоречиями, свойственными любым массовым, фронтальным формам обучения. К таким противоречиям относятся: специфические особенности процесса индивидуального познания; различный уровень исходной подготовки обучающихся; потребности в образовательных результатах разного уровня; образовательные интересы, для которых не всегда существуют образовательные программы или другие образовательные ресурсы; выбор способа обучения в условиях внешней заданности педагогических средств и др.
Главным источником знаний является учитель, обладающий определенной суммой научных знаний и способов деятельности, учебник, учебное пособие, таблица, стенд и т.д., которые позволяют создать условия для индивидуального подхода в обучении предмету. Формы работы, которые используются мною в учебной и внеучебной деятельности: дистанционное обучение, тестирование, информационно-коммуникативные технологии.
Значительная роль в индивидуализации учебного процесса принадлежит дистанционному обучению на базе информационно-коммуникационных технологий. Но, реализация индивидуального подхода к обучаемому в условиях дистанционного обучения требует соответствующей организации учебного процесса, обновления структуры и содержания учебно-методической деятельности. Например, в условиях карантина мною поддерживались отношения с учащимися через электронную почту (рассылались домашние задания, принимались и оценивались уже выполненные учащимися работы, проводились консультации и давались указания к выполнению упражнений). Хорошим помощником в этой деятельности являлся диалог по скайпу, в случае, если в письменных указаниях и разъяснениях не всё понятно. Дистанционное обучение позволяет мне обеспечить помощь учащимся, которые по состоянию здоровья или другой причине отсутствовали на уроке (уроках), если испытывают затруднения при выполнении домашней работы.
Одной из активных форм и методов обучения с использованием педагогических технологий является тестирование. Говорят, что "нельзя научиться плавать, стоя на берегу", поэтому тестовые технологии начинаю использовать в среднем звене. Тренировки в выполнении тестовых заданий позволяют реально повысить тестовый балл. Например, в своей практике достаточно часто использую тесты в 5-6 классах, в выпускных классах – тесты и тестовые задания для подготовки к ЕГЭ, провожу математические, графические диктанты с самопроверкой, устный счет. Огромная роль к внедрению тестовых технологий отводится использованию ИКТ на уроках и внеучебных занятиях по предмету.
Новые информационные технологии сегодня - это инструмент познания и передачи знаний, предоставляющий возможность автоматизировать процедуру контроля, обработки работ учащихся и хранения информации, а также мотивировать учащихся на изучение предмета. Очень интересно планировать урок с использованием тематических презентаций. Наглядность, яркость презентации вызывает у детей интерес к предмету, дает возможность разобраться с непонятными моментами изучения темы, более глубоко разобраться с изучаемым материалом, мотивирует учащихся самостоятельно готовить презентации с домашним заданием как практического, так и теоретического плана.
В организации работы с учащимися, отстающими по программе от остальных, при изучении материала провожу дополнительные занятия, использую тренажеры и мультимедийные тренажеры, направленные на проверку и закрепление вычислительных умений, устный счет. В качестве проектирования предлагаю выполнить домашнее задание в форме презентации (при этом предварительно консультирую), использую в решении задач анимацию. Более подготовленные учащиеся с интересом составляют и проводят графические диктанты по изучаемой теме с помощью интерактивной доски, составляют задачи, консультируют «слабых учеников», решают олимпиадные задачи.
Принимая во внимание всё вышесказанное, можно отметить, что лёгких путей в науку нет. Но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики.
Развитие математической компетентности учащихся на основе принципов индивидуального подхода в учебной и внеучебной деятельности.
Формирование математической компетентности учащихся как одно из ключевых направлений современной стратегии развития образования.

Формирование математической компетентности школьников средствами различных моделей обучения.

Управление повышением качества образования на основе
индивидуального подхода к преподаванию математики в учебной и внеучебной деятельностию

Формирование математической компетентности школьников как основа качества образования учащихся.

Формирование математической компетенции учащихся в учебной и внеучебной деятельности, как условие успешной социализации личности.

Реализация компетентностного подхода к изучению математики в организации учебной и внеучебной деятельности на основе индивидуализации.












15