Самовоспитание и самообразование как факторы совершенствования педагогического мастерства студентов педагогического колледжа























Самовоспитание и самообразование как факторы совершенствования педагогического мастерства студентов педагогического колледжа












































































Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Челябинский педагогический колледж № 2»


Учебно-методический отдел

Самовоспитание и самообразование как факторы совершенствования педагогического мастерства студентов педагогического колледжа


Учебно-методическое пособие









Рассмотрено на заседание
ПЦК общепрофессиональных дисциплин







Челябинск, 2016


















Самовоспитание и самообразование как факторы совершенствования педагогического мастерства студентов педагогического колледжа / сост. Д.С. Возяк. – Челябинск, 2016.– с.
Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначено для оказания помощи студентам при подготовке к урокам и проведению занятий, других видов работ по педагогической практике.







Челябинский педагогический колледж № 2
Учебно-методический центр


Содержание

Пояснительная записка.7
Раздел I. Самовоспитание и самообразование как факторы совершенствования педагогического мастерства студентов...........10
Раздел II. Учебно-исследовательские задания.15
Список литературы.28























Пояснительная записка
Если организовать обучение так, чтобы студенты каждый раз открывали новое, неизвестное для них, возрастет их заинтересованность к обучению, решатся проблемы с мотивацией, эффективнее будут достигаться образовательные цели. В традиционной практике педагог большую часть занятия объясняет, иллюстрирует, спрашивает, дает задание по образцу и очень мало отводит времени на активизацию познавательной деятельности студентов. Значительную помощь при организации процесса обучения в настоящее время будут иметь лекции и практические занятия с использованием методов активного обучения. Основная направленность этих занятий с использованием данной группы методов - личностно-ориентированная, предполагающая наличие возможности для каждого студента, преподавателя вкладывать в свою деятельность личный смысл и формировать свою позицию. Это позволит создать условия для успешной самореализации будущих учителей в их дальнейшей деятельности, поскольку данная дисциплина предполагает интеграцию знаний об искусстве обучения и воспитания, творчестве, способностей саморазвития и самореализации, овладении коммуникативными умениями, прогрессивными технологиями педагогического взаимодействия и мастерством управления учебно - воспитательного процесса.
Основные задачи, решаемые учебно-методическим пособием:
Помочь студентам более глубоко овладеть изучаемой дисциплиной.
Способствовать развитию у студентов необходимых общеучебных умений: анализировать, синтезировать, сравнивать, обобщать и т.д. полученную информацию.
Способствовать развитию у студентов необходимых общепрофессиональных умений: применять полученные знания на практике, ретроспективно восстанавливать типичные педагогические обстоятельства, в которых может произойти то или иное психолого-педагогическое явление.
Осуществлять в системе контроль за качеством подготовки студентов в целом и по изучаемой дисциплине в частности.
Материал данного учебно-методического пособия систематизирован по разделам.
После лекционных и практических занятия предлагается задания для самостоятельной работы студентов. Они направлены на организацию внеаудиторной работы, т.к. приучает студента к выполнению определенного комплекса заданий вне наличия непосредственной обратной связи, корректирующих, контролирующих и оценивающих действий преподавателя. Со стороны преподавателей предусматривается отсроченный контроль во время специально отведенных и особым способом организованных аудиторных часов.
Задания носят разноуровневый характер: от репродуктивного - к частично-поисковому - к творческому уровню. Большая часть заданий представлена в двух вариантах, которые различны по форме, но одинаковы по целям, степени сложности и содержанию. Это позволяет создать студенту ситуацию выбора задания СРС в соответствии с его интересами, склонностями, способностями.
Задания СРС включают: работу с монографиями, учебными пособиями, учебниками; работу с периодической печатью; задания, направленные на решение педагогических ситуаций; задания для самоисследования; задания, направленные на формирование общеучебных умений; творческие задания.
При этом предполагаются следующие формы контроля: проверка конспектов студентов, доклады, сообщения на семинарах.
Главной целью обучения данной дисциплины является формирование самими учащимися механизмов осознания и фиксации своих внутренних изменений и приращений к творческой педагогической деятельности.
В рамках учебного процесса, организованного на основе вышеназванных подходов, данное учебно-методическое пособие позволяет студентам:
Рассмотреть основы педагогического мастерства; самоопределиться в образовательном пространстве данной дисциплины, выразив собственную позицию и личностно-актуальную для себя проблематику.
Приобрести первый опыт эффективной творческой педагогической деятельности с помощью ответов на дискуссионные вопросы, выполнения заданий, упражнений, комплекса задач, заданий по СРС.
























Раздел I. Самообразование и самовоспитание как фактор совершенствования мастерства
От чего зависит уровень профессионализма учителя, работающего в школе? Конечно же, прежде всего от самого учителя.
Сегодня жизненный успех каждого из нас зависит от самостоятельности, умения использовать внутренние резервы личности, максимально развивать способности, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа носит название самовоспитание, саморазвитие.
Самовоспитание, саморазвитие - это сознательная практическая деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности.
Профессиональное самовоспитание, саморазвитие - это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку.
Какие сходства и различия можно выделить в сущности определений «самовоспитание, саморазвитие», «профессиональное самовоспитание, саморазвитие»? Как взаимосвязанные эти процессы?
Личностное саморазвитие и профессиональное самовоспитание неразрывно связаны между собой.
Изучение жизни и деятельности великих людей убеждают в том, что критическое отношение к себе, к результатам своей деятельности стимулируют человека к постоянному личностному и профессиональному самосовершенствованию. Так, Альберт Эйнштейн считал себя не талантливым, а трудолюбивым, и свои достижения в науке относил на огромную работоспособность.
Работа по самовоспитанию необходимо начинать с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства собой, которое возникает в процесс сравнения своих результатов работы с достижениями других людей, оценки своих поступков, анализа своих психических состояний, переживаний.
Следующим шагом самовоспитания является формирование целей, т.е. целепологание как выбор личностно - значимых целей саморазвития. От выбора цели зависит эффективность такой работы. Чем шире и значимее цель, тем вернее она может стать перспективной в жизни человека.
Выдвинуть, сформулировать, а тем более реализовать названные цели практически невозможно без самопознания и самооценки. Самопознание и самооценка - изучение и оценка своих личностных особенностей (интересов, склонностей, характера и т.д.), типологических свойств нервной системы в процессе самонаблюдения и использования методов диагностики. Знание этих качеств позволяет построить программу саморазвития с учетом работоспособности, уравновешенности, эмоциональной стабильности.
При необходимости программа саморазвития, средства и методы корректируются на основе самоконтроля. Самоконтроль - это осознание и оценка субъектом собственных действий, психических процессов и состояний, результатов продвижения в саморазвитии.
Однако одного желания изменить себя бывает недостаточно, и поэтому после выдвижения целей личностного саморазвития очень важно наметить программу действий самовоспитания. Для реализации программы используются специфические методы: самоубеждение, самовнушение, самоприказ, самоободрение, аутогенная тренировка.
Ознакомьтесь с характеристикой методов самовоспитания и придумайте вопрос-загадку к каждому методу, приведите примеры самоубеждения, самовнушения, самоприказа, самоободрение, аутогенной тренировки. Оцените четкость, многосторонность, ясность, лаконизм, оригинальность и содержательность вашего вопроса, приведенного примера.
Самоубеждение применяется, когда человек знает, как надо вести себя, чего он хочется достичь, но у него недостаточно силы воли, чтобы реализовать себя в определенной ситуации. Поэтому, приняв решение, он подкрепляет его убедительными аргументами: создает притягательную для себя цель, рисует в своем воображении перспективы саморазвития, будущие успехи.
Самовнушение, или другими словами самогипноз, помогает вести себя, не выходя за рамки принятых в данном обществе правил культурного поведения, владеть собой в самых трудных ситуациях. Самовнушение достигается путем словесных инструкций, мысленного воспроизводства определенных ситуаций, связанных с достижением поставленных целей. Самовнушение может быть применено в процессе самовоспитания любых качеств личности. В течение нескольких недель, а иногда и месяцев с целью изменения поведения в требуемую сторону по много раз в день произносится заранее подготовленная фраза: «Я ни при каких обстоятельствах не буду повышать голос!», «Меня не выведут из себя никакие замечания окружающих!» и делается это повторение заученных формул до тех пор, пока уверенность становится непоколебимой, не останется ни тени сомнений в возможности справиться с собой, вести себя в соответствии с самовнушением.
Эмоционально более насыщенным является метод самоприказа. Это волевое усилие, предполагающее мобилизацию всех душевных сил человека в экстремальной или просто сложной ситуации, как правило, очень значимой для человека. Чаще всего это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе. Например: «Разговаривать спокойно!», «Не поддаваться на провокацию!». Самоприказ помогает сдерживать эмоции, вести себя сдержанно, соблюдать требования этикета.
Во многих жизненных ситуациях целесообразно применять метод самоободрения. Когда важно «оглянуться назад», вспомнить о своих успехах в аналогичном положении. Прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, о скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах. Ободряя себя, надо бороться не со своими недостатками, а изменять свое отношение к ним. Относиться к длинному носу, оттопыренным ушам, низкому росту с юмором.
«Уменя самые красивые уши в мире», - улыбаясь, говорил Сократ. «Назначение ушей воспринимать звуки. Моя огромная ушная раковина позволяет делать это наиболее эффективно».
Все методы самовоспитания тесно связаны между собой, переплетаются и иногда применяются почти одновременно. Максимальному их использованию способствует метод аутогенной тренировки.
Аутогенная тренировка - метод, благодаря которому происходит мышечная релаксация, самовнушение, концентрация внимания, умение контролировать непроизвольную умственную активность с целью повышения эффективности значимой для человека деятельности.
Более детально познакомиться с приемами самовоспитания можно в следующих книгах: Уманский Л.И. Организаторские способности и их развитие. - Курск, 1967; Рувинский Л.И. Самовоспитание чувств, интеллекта. - М., 1983.
Чтобы работать эффективно, учитель должен постоянно повышать не только общекультурный, но профессиональный уровень, свою психолого-педагогическую образованность. Каждый человек в конкретных условиях и с учетом особенностей своей личности может воспользоваться самыми разнообразными средствами и способами самовоспитания. Среди этого многообразия можно выделить следующие группы: средства и способы самопознания, самопрограммирования и самовоздействий.
В деле самопознания учителем особенностей своей личности в роли эталонов самооценки выступают знания о профессии педагога и личности учителя, представления об идеале. Оцениваются реальные проявления личности. Средством здесь выступает поведение и практическая деятельность учителя, а способами - самонаблюдение, самоанализ, самоиспытание, самооценка и т.д.
В качестве основного средства самопрограммирования в литературе о самовоспитании выделяют самообязательство (письменное или устное). В нем отражаются как особенности личности, так и требования профессии. Самообязательство одновременно является способом программирования изменений своей личности.
Программирование изменений своей личности может осуществляться и в других формах: составление планов самообразования и самовоспитания, ведение дневниковых записей и т.д.
Центральное место в деле самовоспитания занимает реальная самовоспитательная деятельность. И к ее средствам можно отнести различные упражнения, обучающие игры, описание опыта других людей и многое другое.
Весьма эффективным средством самовоспитания учителя является литература, особенно литература о жизни и деятельности выдающихся ученых, педагогов и писателей, об опыте их работы над своей личностью (К.Д. Ушинский, Н.И. Пирогов, Л.Н. Толстой).
Средствами самовоспитания будущего учителя являются и различные виды искусств, способствующие формированию и развитию в нем высокого духовного начала.














Раздел II. Учебно-исследовательские задания

Вопросы для самоконтроля
Рассмотрите этапы формирования педагогического мастерства. Поясните их на примерах.
Определите взаимосвязь ступеней профессионализма учителя с педагогическим творчеством.
Должен ли учитель быть творческим человеком? Докажите или опровергните эту точку зрения.
Учитель должен уметь в процессе учебно-воспитательной работы управлять собой, учениками, сотрудничать с ними. С помощью каких средств происходит развитие этих умений. Какие из этих умений сформированы у вас?
Раскройте суть этапов профессионального самовоспитания, саморазвития.
Чем самоубеждение отличается от самовнушения? Самовнушение от аутогенной тренировки?
Опишите основные способы и средства работы по самовоспитанию личности будущего учителя.
Самостоятельная работа студентов
Цель: развитие навыков самоанализа, умения строить индивидуальные программы профессионального и личного роста через развитие аналитико - синтетических умений.
Задания на выбор:
1 вариант. Составьте индивидуальную программу профессионального и личностного роста, самосовершенствования, исходя из вашей карты личности (Таблица 3, 4). Выберите тот вариант таблицы, которая в большей мере отвечает вашим требованиям, и заполните ее:
Табл. 1. Индивидуальная программа профессионального и личностного роста


Основные качеств и умения личности
Оценка исходного состояния качества
Планируемая работа
Сроки
работы


I Общие качества
гражданственность
нравственность
интеллигентность
трудолюбие, работоспособность
гуманистическая направленность
По 10 балльной системе
(правила, упражнения, действия по формированию, развитию качеств, умений)
Когда планируете добиться результатов своей работы.








II Особенные качества
теоретическая и методическая подготовленность по специальности
психолого - педагогическая подготовленность к профессиональной деятельности
развитие педагогических умений
диагностические
коммуникативные
организационные
исследовательские
проектировочные
развитие педагогических способностей
дидактические
перцептивные
экспрессивные
организаторские
творческие
эмоционально - ценностные

(правила, упражнения, действия по формированию, развитию качеств, умений)



III Индивидуальные качества
особенности познавательных процессов, их педагогическая направленность
эмоционально - нравственная отзывчивость
культура внешнего вида (осанка, одежда, мимика, пантомимика)
волевые качества (снимать излишнее напряжение, преодолевать в себе нерешительность или наоборот контролировать несдержанность, создавать необходимое настроение, сдерживать себя в стрессовых ситуациях)
культура речи (грамматика, лексическое богатство, техника речи)

(правила, упражнения, действия по формированию, развитию качеств, умений)









Табл. 2. Индивидуальная программа профессионального и личностного роста


Цель - проблема
Цель - идеал


Избавиться
Обрести


Уменьшить
Увеличить


Искоренить
Развить


Свой вариант







2 вариант. Напишите сочинение «Каким я вижу себя, и каким меня видят другие». В сочинении необходимо отметить как положительные качества личности, так и отрицательные, указать на свои ошибки, недочеты. Постарайтесь вскрыть причины неудавшихся моментов, укажите свои пожелания и предложения самим себе.
Форма контроля - проверка письменных заданий, выступление на занятие.
Время на СРС - 1 час.
Практическая работа
1.3 Профессионально-значимые свойства и качества личности учителя. Самодиагностика профессионально-личных качеств
Кто смотрит на себя, свой видит лик,
Кто видит лик свой, цену себе знает,
Кто знает цену, строг к себе бывает,
Кто строг к себе, тот истинно велик.
П. Гренгор, французкий поэт
1. Тест «Профессиональное мастерство»
2. «Карта личности педагога»
3. Профессионально значимые качества личности педагога
Проверка теоретических знаний
Что такое личностное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие и профессиональное самоопределение, самовоспитание, саморазвитие?
Раскройте уровни профессионализма учителя, приведите примеры из школьного опыта.
Каковы основные этапы профессионального самовоспитания, саморазвития?
Чем обусловлена необходимость и взаимосвязь этих этапов?
Выполняя СРС, вы анализировали качества своей личности, определяли сильные и слабые стороны, профессиональные позиции. Данную работу вы выполняли, опираясь на ваши ощущения, вашу точку зрения, вашу самооценку. В чем вы видите смысл проделанной работы?
Педагоги отличаются друг от друга не только по уровню профессиональной подготовки, но и психолого-педагогическим особенностям. В характере каждого учителя преобладают те или иные профессиональные психологические черты, определяющие взаимоотношения с учащимися, стиль работы и поведения. От этих особенностей зависит, например, предрасположенность к некоторым видам педагогической деятельности (обучающей или воспитывающей, урочной или внеклассной и т.д.). От них же зависит успешность в работе с учащимися разных возрастов.
Большое значение психолого-педагогические особенности имеют для формирования индивидуального стиля работы. Поэтому весьма важно, чтобы будущий учитель уже в самом начале своего трудового пути трезво оценил свои сильные и слабые стороны.
Для этого проведем самодиагностику и диагностику профессионально-личных качеств.
Тестирование
Профессиональное мастерство11 Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие / Под ред. Л.К. Гребенкиной, Л.А. Байковой. - М., 2001. - С.219-222.
Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов. Отвечая, не пропускайте ни одного вопроса. Не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее типичный и естественный для Вас ответ: «да» (+) или «нет» (-). В ответах избегайте неопределенности.
Блок первый (проверяются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов - природная предпосылка для становления Вашего профессионального мастерства).
1.1 Обычно у вас высокая работоспособность?
1.2 Вам легко сконцентрировать внимание на заданном объекте?
1.3 Обычно при работе у вас хорошее настроение?
1.4 После напряженного труда Вы быстро восстанавливаете силы?
1.5 Вам легко переключаться с одной деятельности на другую?
1.6 В Ваших руках любая работа спорится?
1.7 Обычно Вы действуете быстро и решительно?
1.8 Вам легко переключиться в новую ситуацию?
1.9 Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с Вами?
1.10 Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная?
Обработка результатов.
Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у Вас высокий уровень психофизической готовности к деятельности учителя, 4-7 - средний, 1-3 - уровень критический. При среднем и критическом уровне: возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, выделите для себя смысл и их значимость, подумайте над конкретными примерами индивидуальной тренировки.
Блок второй (определяются ведущие свойства психики, способности, склонности поведения - социально- психологическая основа совершенствования профессионального мастерства). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущим блоком.
2.11 О Вас говорят, что Вы наблюдательны и эмоциональны?
2.12 Вам легко заметить или почувствовать состояние другого человека?
2.13 Вы любите фантазировать, придумывать?
2.14 Вы сами стремитесь к общению с другими людьми?
2.15 Вы терпеливы и выдержаны по отношению к другим?
2.16 Вас считают человеком сообразительным и энергичным?
2.17 Сталкиваясь с трудностью, Ваша мысль работает интенсивнее?
2.18 Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?
2.19 Вы полагаете, что у Вас развито чувство ритма и красоты?
2.20 Вы дорожите своим и чужим временем?
Обработка результатов
Подсчитайте по двум блокам количество положительных ответов: 16-20 - высокий показатель педагогического совершенства; 10-15 - достаточный уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; До 9 - уровень критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить Ваше внимание и действия на недостающих свойствах своей психики и поведения.
Блок третий (определяются качества личности высоко профессионального педагога). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущими блоками.
3.21 Вы человек эрудированный и с широким кругозором?
3.22 Вы всегда дисциплинированы и во всем ответственны?
3.23 У Вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?
3.24 Вас считают человеком порядочным и счастливым?
3.25 О Вас говорят, что Вы внимательны к другим и тактичны?
3.26 Вам легко представить и поставить себя на место другого человека?
3.27 Вы человек самокритичный и справедливый?
3.28 Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?
3.29 Вы любите детей и Вам интересно в их обществе?
3.30 Вы цените шутку и не обижаетесь, когда подшучивают над Вами?
3.31 Вы можете увлечь делом и повести за собой?
3.32 Вы любите свою специальность, по данным дисциплинам читаете дополнительную литературу?
3.33 Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?
3.34 Вы любите предавать другим свои знания на понятном для них языке?
3.35 Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна?
3.36 Вопросы детей не вызывают у Вас раздражения и беспокойства?
3.37 Вы постоянно учитываете интересы и стремления других?
3.38 Вы умеете выбрать точный план действий и точный тон общения?
3.39 У Вас всегда хватает терпения убеждать других в том, что им не хочется, но надо делать?
3.40 Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?
Обработка результатов
Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 - свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 - уровень достаточно высокий; до 19 - уровень критический. При критическом уровне: возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства.
«Карта личности педагога»
Для реализации программы саморазвития будущий педагог составляет свой психологический портрет - «Карту личности». «Карта личности педагога» может рассматриваться как руководство по организации самопознания (что изучать) и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить будущему педагогу свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.
Изучите качества и свойства своей личности (состояние здоровье, физическая активность, способности, качества личности, направленность личности, профессиональные умения и навыки, индивидуальные особенности психических процессов). Оцените каждый показатель по 10-балльной системе (10 баллов - наибольший результат, 1 балл - качество отсутствует совсем). Обменяйтесь с одним, двумя соседями по парте карточками. Ваша задача оценить качества и свойства соседа по 10-балльной системе с вашей точки зрения.
1 Фоновые показатели:
1.1. Состояние здоровье.
1.2. Физкультурная активность.
2 Способности:
2.1 Познавательные
2.2 Коммуникативные
2.3 Конструктивные.
2.4 Организаторские.
2.5 Перцептивные.
3 Характер и качества личности:
3.1 Требовательность.
3.2 Справедливость.
3.3 Добросовестность.
3.4 Тактичность.
3.5 Оптимизм.
3.6 Выдержанность.
3.7 Самокритичность.
3.8 Деловитость.
3.9 Моральная зрелость.
4 Направленность:
4.1 Интересы.
4.2 Ценности.
4.3 Гуманизм.
4.4 Любовь к людям (детям).
4.5 Идеалы.
5 Профессиональные умения и навыки:
5.1 Интеллектуальное развитие.
5.2 Психомоторная культура (умения управлять собой)
5.3 Развитие организаторских, коммуникативных, перцептивных, конструктивных и дидактических умений.
6 Индивидуальные особенности психических процессов:
6.1 Скорость мыслительных процессов.
6.2 Стратегия мышления.
6.3 Эмоциональность (характер эмоций).
6.4 Воля, самообладание.
6.5 Целеустремленность.
6.6 Память.
6.7 Внимательность.
Обработка результатов. Рефлексия.
Проанализируйте, насколько ваше представление о качествах и свойствах Вашей личности соответствует точке зрения других людей. Если результаты существенно отличаются (разница 4 балла и более) сделайте вывод, почему? Составьте программу развития отдельных качеств и свойств личности с показателем менее 7, 6 баллов.
Для культурного и интеллектуального развития человека выделяют определенные средства. В первую очередь это самообразование - чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать как можно больше обо всем; другие предпочитают как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность синтересам к отдельной области знаний. Другим важным средством культурного и интеллектуального саморазвития являются использование специальных упражнений по развитию памяти, мышления и речи [4,128]. К средствам управления своим психическим состоянием следует отнести и создание в процессе убеждения, самовнушения, самоприказа и самоободрения определенных установок. Ситуация успеха, переживаемая педагогом в процессе деятельности, сама становится средством дальнейшего самовоспитания.
Программа самовоспитания педагога, которая также является средством его саморазвития, обязательно содержит оценку его саморазвития, оценку педагогических способностей и пути их дальнейшего развития.
В вашу программу самовоспитания должны войти упражнения, правила, действия по формированию и развитию качеств, умений с показателем менее 5 баллов.
Почему важно наметить программу действий самовоспитания в рамках учебно-научной деятельности? Потому что одного желания изменить себя бывает порой недостаточно.
Результатом работы по самовоспитанию и саморазвитию являются позитивные изменения в личности и успешное продвижение в учебно-исследовательской деятельности. Последнее проявляется в улучшении качества деятельности, в осознании своих успехов.
Профессионально-значимые качества личности педагога
Какими качествами должен обязательно обладать педагог?
Личностные качества учителя имеют профессиональную значимость. Ученые предлагают разнообразный набор личностных качеств, значимых для профессии педагога. Наша задача не просто знать эти качества, а уметь диагностировать себя на предмет определенной степени сформированности их на том или ином этапе профессионального становления, намечать пути и средства дальнейшего развития положительных качеств и искоренения отрицательных.
Профессионально - значимые качества личности как характеристики интеллектуальной, эмоционально - волевой сторон личности, существенно влияют на результат профессионально -педагогической деятельности и определяют индивидуальный стиль педагога.
Доминантные качества - отсутствие любого, из которых влечет возможность эффективного осуществления педагогической деятельности. (Социальная активность, целеустремленность, уравновешенность, желание работать со школьниками, способность не теряться в экстремальных ситуациях, обаяние - сплав духовности, привлекательности, честность, справедливость, гуманность, эрудиция, педагогический такт, толерантность, социальная активность, добросовестность.)
Периферийные качества - качества, которые не оказывают решающего влияния на эффективность педагогической деятельности, однако, способствующие ее успешности. (Доброжелательность, приветливость, артистичность, мудрость, оптимизм.)
Негативные качества - качества, влекущие снижение эффективности педагогического труда. (Выделение любимчиков и постылых детей, неуравновешенность, мстительность, высокомерие, рассеянность.)
Профессионально - недопустимые качества ведут к профессиональной непригодности. (Наличие вредных привычек, рукоприкладство, грубость, беспринципность, нравственная нечистоплотность, безответственность.)
Достаточен ли такой перечень качеств?
Приведите из своего опыта примеры, которые подтверждают, что уравновешенность, гуманность, целеустремленность являются доминирующими качествами в педагогической профессии.
Предложите варианты предупреждения появления негативных качеств личности.
Каковы на ваш взгляд, связи между личностными качествами учителя и его действиями.
Отметьте плюсом все, те качества, которые вам присущи.
Сформулируйте вопросы, предложения и пожелания себе на дальнейший период развития положительных качеств личности.
Рефлексия
«Карта личности», тест «Профессиональное мастерство» и анализ профессионально - значимых качеств личности позволяют нам оценить свои сильные и слабые профессиональные позиции, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, саморазвития. Но для того, чтобы это сделать необходимо сравнить данные этих трех работ. Сравните данные, сделайте выводы:
Насколько полученные вами результаты свидетельствуют о дальнейшей успешности в педагогической деятельности?
Какими рекомендациями по развитию тех или иных качеств вы бы хотели поделиться с группой?
Проанализируйте собственное поведение в области воспитания и обучения учащихся, свои профессиональные качества.
В чем значение данного практического занятия для вас?



























Список литературы
1. Березовин Н.А. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие [Текст] / Н.А. Березовин. – Мн.: Новое знание, 2004.-336с.
2. Ильин И.А. Путь к очевидности [Текст] / И.А. Ильин. – М.: Республика, 1993.-431с.
3. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном [Текст] / Д.С. Лихачев. – М.: Детская литература, 1989.-238с.__4. Макаренко А.С. Соч. в 7т. Т.7. [Текст] / А.С. Макаренко. - М.: АПН РСФСР, 1958.-583с.
5. Маркова А.К. Психология труда учителя [Текст] / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1993.-420с.
6. Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие [Текст] / В.А. Мижериков, Т.А. Юзефавичус. – М.: Педагогическое общество России, 2005.-352с.
7. Педагогика: учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. [Текст] – М.: Просвещение, 1983.-608с.
8. Педагогика: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. [Текст] – М.: Школа-Пресс, 1998.-512с.
9. Писарчик Л.Ю. Дилемма современной культуры: технократизм или духовность? [Текст] / Л.Ю. Писарчик // Вестник Оренбургского государственного университета.-2004.-№10.-С.13-21.
10. Подласый И.П. Педагогика: учебник. В 2 кн. Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. [Текст] / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999.-576с.
11. "Рекомендации по организации внеучебной работы со студентами в образовательном учреждении высшего профессионального образования". Письмо Министерства образования Российской Федерации от 20 марта 2002г. N 30-55-181/16 (Д) [Текст].

































































































































13PAGE 15


13PAGE 14615




Заголовок 3 Заголовок 615