Выступление на тему Формирование у обучающихся метапредметных образовательных результатов через реализацию проектной деятельности в начальной школе


Формирование у обучающихся метапредметных образовательных результатов через реализацию проектной деятельности в начальной школе.
Учитель начальных классов
МОУ «Школа №90 г. Донецка»,
учитель высшей категории,
учитель-методист
Нагорная Татьяна Евгеньевна
«Юношество должно получать
образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное,
а основательное, то есть – чтобы разумное существо –
человек приучался руководствоваться не чужим умом, а
своим собственным, не только вычитывать из книжек и
понимать чужие мысли,…но и развивать в себе
способность проникать в корень вещей и вырабатывать
истинное их понимание и использование.»
Я.Коменский
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем», - сказал Конфуций. Но лишь то старое, что доказало свою жизненную ценность, -добавлю от себя. В начале XXI века образование столкнулось с разобщенностью, расколотостью, оторванностью друг от друга разных научных дисциплин и, как следствие, учебных предметов. Образование, ориентированное только на получение знаний, означает в настоящее время ориентацию на прошлое. Поэтому и назрела необходимость в новых стандартах образования, включающая в себя компетентностный подход в обучении.
Прежде чем перейти к освещению вопроса «Формирование у обучающихся метапредметных образовательных результатов через реализацию проектной деятельности в начальной школе» , хочу предложить Вам Притчу.
ПРИТЧА . Прежде, чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону… — Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде, чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.
ПЕРВОЕ: Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае если ты позволишь Кому-то держать тебя в Своей руке.
ВТОРОЕ: Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом.
ТРЕТЬЕ: Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.
ЧЕТВЕРТОЕ: Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя.
И ПЯТОЕ: На какой-бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить СВОЙ СЛЕД. Независимо от твоего состояния ТЫ ДОЛЖЕН ПРОДОЛЖАТЬ ПИСАТЬ !
Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку с призванием в сердце…

«Мы слишком часто даём детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить».
Роджер Левин
ГОС включает в себя требования:
результатам освоения основной образовательной программы
уровня общего образования (личностным, метапредметным, предметным);
структуре основной образовательной программы уровня общего
образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы
уровня общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Ведущие принципы ГОС – принципы преемственности и развития, которые реализуются в требованиях к результатам освоения
основных образовательных программ.
Метапредметные результаты формируются в начальной школе и развиваются в основной школе в ходе освоение обучающимися разных форм и видов деятельности при реализации междисциплинарных учебных программ, учебных программ по всем предметам, внеурочной деятельности.
Одним из средств достижения метапредметных результатов является проектная деятельность обучающихся. «Методу проектов» отводится одно из ведущих мест в основной образовательной программе образовательной организации, так как через применение этого метода наиболее полно реализуется системно-деятельностный подход, являющийся методологической основой ГОС. При использовании этого метода формируются и развиваются все УУД (личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные).
Проектная деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность обучающихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.
Проектная деятельность младших школьников .
Программа начального общего образования предусматривает организацию проектно- исследовательской деятельности. На уровне начального общего образования проектные формы работы (мини-исследования, мини-проекты) включаются в учебные предметы («Русский язык», «Математика», «Технология», «Окружающий мир» и др.) и используются для повышения эффективности образовательного процесса и достижения метапредметных результатов.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Е.М. Белорукова, Н.Г. Калашникова предлагают выделить три интегративных метапредметных образовательных результата, подлежащих текущему оцениванию на начальной ступени образования в школах:
- умение учиться;
- учебное сотрудничество;
- грамотность чтения информационных текстов.
Одной из форм, которая позволяет оценить метапредметные результаты является индивидуальный или групповой проект. Он представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Обучающиеся сами выбирают как тему проекта, так и время, необходимое для его реализации; план реализации проекта разрабатывается обучающимися совместно с учителем или родителями.
Результат проектной деятельности должен иметь практическую направленность: востребованность и возможность применения в той или иной сфере (определенной проблемой и ее решением) деятельности. 
Результатом (продуктом) проектной деятельности может быть любая из следующих работ:
а) письменная работа (обзорные материалы, отчёты о проведённых исследованиях, доклад и др.);
Метапредметный образовательный результат: грамотность чтения информационных текстов.
Обучающиеся самостоятельно осуществляют поиск информации при помощи просмотрового или изучающего или выборочного чтения (1 – 2 способа). Самостоятельно находят информацию, необходимую для выполнения задания.
По заданной теме могут самостоятельно подобрать три и более различных источника, используя ресурсы библиотеки. Умеют осуществить расширенный поиск необходимой информации в сети Интернет.
Например, в проекте по русскому языку «Зимняя страничка» дети подбирали слова о зиме, находили в книгах стихи на тему «Зима», составляли свой словарь зимних слов, работая со словарями, рисовали к ним картину, в библиотеке и сети Интернет подбирали загадки или пословицы, придумывали рассказ, используя в нем какие-либо слова о зиме.
б) художественная творческая работа (представленная в виде прозаического или стихотворного произведения, инсценировки, художественной декламации, компьютерной презентации и др.;)
Метапредметный образовательный результат: умение учиться
Над проектом «Сочиняем волшебную сказку» дети работали в группах, вспоминали признаки волшебной сказки, самостоятельно обнаруживали допущенные ошибки, правильно объясняя при этом действие. Точно определяли субъективные трудности в выполнении деятельности. Вносили коррекции в схему действий еще в начале выполнения действий. Например, когда поняли, что не помнят все признаки сказки, предложили обратиться к учебнику, чтобы ничего не упустить.
Ученики понимают общую модель учебной деятельности и некоторые из них в группе одноклассников могут выступать в позиции организатора, автора. В результате каждая группа придумала главных героев, сюжет, подобрали костюмы и декорации, каждый ребенок попробовал себя в роли артиста.
в) материальный объект, макет, иное конструкторское изделие;
Метапредметные образовательные результаты: учебное сотрудничество.
На уроках технологии обучающиеся в парах выполняют макет автомобильного моста, предварительно изучив особенности его строения с помощью учебника. Обсуждают план с партнёрами, соотносят его с целью работы, обсуждают необходимые средства для выполнения работы. Учащиеся с высоким уровнем сформированности учебного сотрудничества организуют другого (неумелого) к формулированию вопросов, необходимых для организации его деятельности. Обсуждают и корректируют план решения задачи. Обучающиеся учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в работе. Конструктивно действуют в ситуации неуспеха, анализируют, почему не удалось достичь цели и планируют способы их решения.
Такая деятельность позволяет отработать способность к сотрудничеству и коммуникации.
г) отчётные материалы по социальному проекту, которые могут включать как тексты, так и мультимедийные продукты.
Работая над проектом «Кто нас защищает» по Окружающему миру, учащиеся из разных источников находили информацию о людях, которые нас защищали. Это прадеды – участники ВОВ.
Метапредметный образовательный результат: умения учиться Умение ставить цели учебной деятельности
Неразрешимая практическая задача стимулирует постановку новой учебной задачи.
Создавая проект «Защитники Отечества» Бритченко Никита столкнулся с проблемой, что не знает, где воевал прадед, и решил это выяснить, спросив у бабушки и деда.
Умение решить учебную задачу (моделирование, поиск способа решения, применение и конкретизация) Может самостоятельно находить нужную информацию, перерабатывать ее и представлять в другой форме. Никита провела большую работу: нашел стихотворение, песню на военную тему, узнал у бабушки о своих прадедах, где они жили, откуда ушли на фронт, как погибли, за что получили награды. Результаты работы оформил в виде презентации.
Формулирует свое отношение к новой информации и выделяет основные связи нового с ранее изученным. Мальчик уже знал о ВОВ, но теперь он представляет, где происходили эти события, какие чувства переживали люди, участвующие в этой войне. Теперь он может рассказать об этом другим, показывая своё отношение к этому событию.
Важно показать учащимся социальную значимость таких проектов. Поэтому проект «Защитники Отечества» Бритченко Никиты был показан на классном часе «Спасибо деду за победу», посвященном годовщине на который были приглашены учащиеся из параллельных классов
Выводы
В современный учебный процесс внедряются методы обучения, которые построены на принципе саморазвития, самоорганизации и самообучения личности. К такому методу относят проектное обучение, помогающее сформировать проектировочный тип мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Итогами проектной деятельности следует считать не столько предметные результаты, сколько интеллектуальное, личностное развитие школьников, рост их компетентности в выбранной для проекта сфере, формирование умения сотрудничать в коллективе и самостоятельно работать.
При выполнении любого продукта проектной деятельности для обучающихся, создаются условия формирования всех трёх групп интегративных метапредметных образовательных результатов.
Литература
Е.М. Белорукова, Н.Г. Калашникова «Методические рекомендации по оцениванию метапредметных результатов младших школьников» http://www.educaltai.ru/Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях города Москвы // Отв. редактор Курнешова Л.Е. – Сайт: http://www.mosedu.ru.
Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000. – 6с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2008. – 80с.
Харлова Л.И Методическая разработка «Организация проектной деятельности обучающихся как средство достижения метапредметных результатов обучения» сайт: stavschool4.ru