Односоставные предложения. Определенно-личные предложения. (8 класс)


Развитие функциональной грамотности на уроках русского языка и литературы.
        Задачей наших школ является формирование гармонически развитой личности. Важнейший показатель всесторонне и гармонично развитой личности – наличие высокого уровня мыслительных способностей. Если обучение ведет к развитию творческих способностей, то его можно считать развивающим обучением, то есть такое обучение, при котором учитель, опираясь на знания закономерностей развития мышления, ведет целенаправленную работу по формированию мыслительных способностей и познавательных потребностей своих учеников в процессе изучения ими основ наук. Такое обучение является проблемным.
       Принцип проблемности отражается в логике построения учебного процесса, в содержании изучаемого материала, в методах организации учебно- познавательной деятельности учащихся и управлении ею, в структуре урока и формах контроля учителя за процессом и результатом деятельности учащихся. Если учитель хорошо усвоит содержание и сущность теории организации процесса проблемного обучения, овладеет формами и методами и будет систематически творчески применять усвоенное на практике, то успех придет сам.       В ходе педагогической деятельности учителя сталкиваются с рядом противоречий.
Противоречия Пути их решения
1. Между штампами в обучении и стремлением школьников естественным путем приблизиться к пониманию реального окружающего мира. 1. Использование проблемно-поискового метода обучения.
2. Между авторитарной методикой преподавания и уникумом личности, стремлением ребенка быть понятым и услышанным. 2. Создание психологически комфортной атмосферы на уроке, позволяющей выявить творческие задатки и способности личности.
3. Между необходимостью увеличивать объем информации, включаемой в образование и возможностью организации
 для ее усвоения. 3. Систематизация материала, использование технологий проблемного обучения, совершенствование методов и форм контроля
 знаний учащихся.
     При проблемном обучении деятельность учителя состоит в том, что он проводит в необходимых случаях объяснение содержания наиболее сложных понятий, систематически создает проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно-познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов учащиеся самостоятельно делают выводы и обобщение, формируют с помощью учителя определенные понятия, законы.      В результате у учащихся вырабатываются навыки умственных операций и действий, навыки переноса знаний, развивается внимание, воля, творческое воображение. То есть происходит формирование гармонически развитой личности.      Педагог П.П. Блонский писал, что превращение школьных занятий из уроков послушания в ряд открытий, делаемых учеником, - «это то единственное, что действительно может сделать нашу истину живой, пережитой и осознанной для ребенка».Организация такой деятельности в целостном педагогическом процессе основывается на следующих принципах:      -личностно-рефлексивный подход, который реализуется через выбор заданий, способствующих оптимальному развитию каждого ученика;
      -субъектный подход, который реализуется через создание ситуаций, в которых каждый участник оказывается в субъектной позиции: ему необходимо самостоятельно ставить цели, осуществлять деятельность, анализировать и оценивать ее результаты;
      -принцип импровизации, который реализуется через включение в деятельность этапов «свободного поиска вариантов».Проблемная ситуация при объяснении нового материала.      При таком обучении деятельность учителя состоит в том, что он проводит объяснение содержания наиболее сложных понятий, создаёт проблемные ситуации, сообщает учащимся факты и организует их учебно- познавательную деятельность так, что на основе анализа фактов дети самостоятельно делают выводы и обобщения , формирует с помощью учителя определённые понятия.Тема:               Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.Люблю грозу в начале мая                                               1 л., ед.ч., н. вр.
Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?                              2 л., наст. вр., ед.ч.
Выйдем с тобой побродить в лунном сиянии.               1 л., мн.ч., буд. вр.
Уходи, зима седая!                                                             повелит. наклон.
Проблемная ситуация при повторении изученного.Применение прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником , поставленным в соответствующую ситуацию. То есть используется поисковый метод учения.      Игра «Эстафета» для двух команд. Учащиеся ( один за другим) из каждой команды выходят к доске и записывают по одному орфографически трудному слову ( на память). Побеждает та команда, которая не сделает ни одной ошибки.Проблемное задание в словарной работе.    Такие задания побуждают учащихся к сравнению, сопоставлению и противопоставлению фактов, явлений, правил, в результате которых возникает проблемная ситуация.    Записать на доске и в тетрадях слова с удвоенными согласными :Аккомпанемент, аккомпанировать, коллектив, коллективный, колосс, колоссальный, комментарий, комментатор, пассивный, пессимист, прогресс, прогрессивный, эффект.     Ответить, почему не записали слова, имеющиеся на этой странице: гуманный, мировоззрение, нравственный. Объяснить устно значение слова колосс. Сделать его фонетический разбор.Проблемная ситуация при закреплении изученного материала.   Закрепление организуется путём постановки перед учащимися теоретических и практических исследовательских заданий, имеющих средний уровень проблемности. Ученик совершает логические операции самостоятельно, раскрывая сущность изученного понятия.Докажите, что двоеточие в предложениях относятся к трем разным правилам.1. Луны не было видно: она в ту пору поздно всходила. 2. Герасим ничего не слыхал: ни быстрого визга падающей Муму, ни тяжкого всплеска воды.3. Я поглядел кругом: торжественно и царственно стояла ночь. (И. Тургенев)Проблемное задание при обобщении изученного.    Такие задания побуждают учеников к обобщению изученного. Учащиеся получают задание рассмотреть некоторые факты, явления, содержащиеся в новом для них материале, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.    Устно решить поисковую задачу.Глагол горят – 2-го спряжения, хотя его инфинитив гореть в исключении 7 глаголов на – еть не входит. В чем здесь дело? ( Ответ: в окончании слова горят гласный под ударением, а правило относится лишь к безударным гласным).Проблемные ситуации в домашнем задании.    Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.    1. Составьте текст проблемной статьи на одну из тем: «Почему надо быть вежливым?», «Что такое дружба?», «Почему надо быть гуманным?»   2. Самостоятельное составление словаря терминов по русскому языку, расположение терминов по темам.      В современной школе проблемное обучение просто необходимо, т. к. оно формирует гармонически развитую творческую личность, способную логически мыслить, находить решения в различных проблемных ситуациях, способную систематизировать и накапливать знания, способную к высокому самоанализу, саморазвитию и самокоррекции.     Диагностика показала, что применение проблемных ситуаций на уроках способствует повышению уровня сформированности познавательной деятельности.Постоянная постановка перед ребёнком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не «пасует» перед проблемами, а стремится их разрешить. Таким образом, происходит формирование творческой личности, всегда готовой и способной к поиску.