Урок математики в 1 классе по теме «Число 8. Цифра 8»


Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №25
г.Сочи

Автор: Мухина Марина Викторовна, учитель начальных классов

Предмет: математика
Класс: 1
УМК: «Школа 2100»
Тип урока: открытие нового знания
Конспект урока.
Тема
Число восемь. Цифра 8.

Цель

Задачи
Познакомиться с образованием числа 8 способом присчитывания и отсчитывания по 1.
Воспитательная: формировать самостоятельность в принятии решений и активную учебную позицию.
Развивающие: составить алгоритм получения числа 8, развивать мыслительные операции, уметь применять и сохранять учебную цель и задачи урока.
Обучающие: усвоить алгоритм учебных действий при работе с числом и цифрой, научиться писать цифру 8.

Оборудование

Планируемый результат

Демонстрационный материал: слайды, презентация цифры 8
Раздаточный материал: линейка, карточки для самооценивания.
-Усвоить состав числа 8.
-Научиться писать цифру 8.
-Научиться получать число 8 методом присчитывания и отсчитывания по 1.

Основные понятия
Последующее и предыдущее число, между, слева, справа, увеличение на один, уменьшение на один, цифра, число, 7, 8.

Ресурсы:
- основные

- дополнительные
Л.Г.Петерсон « Математика». Учебник-тетрадь для 1-го класса. Часть 1. Стр.12- 13
- презентации: «Число и цифра 8», «Учимся писать цифры»
- электронные физкультминутки
- алгоритм самооценки (карточки)

Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах, групповая работа.


Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
УУД





Предметные
УУД

I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
- формирование самоопределения в учебной деятельности;
-формировать умение работать со справочной литературой.
Просматривают мультфильм «Козлёнок, который умел считать до десяти».
Делают вывод по вопросам учителя о необходимости уметь считать.







Организует актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности.
Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.



-Посмотрим мультфильм.
-Как козлёнок помог животным?
-Что означает слово контролёр? Обратимся к толковому словарю.
-Какими качествами характера обладал герой мультфильма? (настойчивостью, стремлением к знаниям, добротой, скромностью)
-Какие качества его характера вам особенно понравились?
-Почему телёнок захотел идти в школу?
-Кто из вас умеет считать?
-Вспомните, когда применяли знания счёта вы или ваши родители?
-Сделайте вывод. Для чего нужно уметь считать? Знать числа? Знать цифры?


















Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в справочной литературе (Познавательные УУД).
Уметь слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

II. Актуализация знаний и выявление индивидуальных затруднений.
Цели:
организовать актуализацию умений:
- прямого и обратного счёта;
-умение располагать числа в порядке возрастания;
- развивать произвольное внимание и память;












- фиксировать индивидуальные затруднения.
Дети хором и фронтально считают прямым и обратным счётом 1-7. Счет проходит в форме игры.




Работают у доски. Выбирают изображение с нужной цифрой, соответствующей задаче.
Проверяют правильность выбора цифры, аргументируют своё мнение, если нужно, исправляют ошибку.






















Проговаривают порядок чисел.











Показывает слайд 2
Организует устный счет (порядковый счёт 1-7: прямой и обратный)



Показывает слайд 3






Читает загадки о цифрах.
Координирует ход игры согласно правилам.











Показывает слайд 4







Показывает слайд 5

-Сколько на доске детей? А сколько сейчас стало?
-Сколько добавилось ребят?
-Назовите числа, которые вы изучили в прямом и обратном порядке.
У ребят номерки. Что на них изображено? (цифры)
-Для чего они нам нужны? (чтобы записать число)
Игра «Цифровая перекличка»:
1.Похожа эта цифра на крючок, А может на обломанный сучок. (1)
Гляди-ка, цифра, словно стул, Который я перевернул. (4)
Вид её – как запятая,
Хвост крючком, и не секрет: Любит всех она лентяев, А её лентяи – нет. (2)
Отгадайте-ка, ребятки, Что за цифра-акробатка? Если на голову встанет, Ровно на три больше станет. (6)
-Сейчас прозвучит звуковой сигнал и числа (ребята) перепутаются, т.е. поменяются местами.
-Что изменилось?
(Цифры стоят не по порядку.)
Какое задание можно выполнить?
(Расставить в порядке возрастания)
-Ещё как можно их расставить? (по убыванию)
-Выполните задание в тетради. Сравните с образцом на слайде.
-Для чего нужно знать порядок чисел? (чтобы правильно считать)
-Почему вы справились с заданием? (знаем числа и цифры (1-7), прямой и обратный порядок их при счёте)
-Какое умение пригодилось вам при выполнении задания? (умение считать)
Уметь пользоваться алгоритмом порядкового счёта, соотносить число и цифру.













Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические алгоритмы на основе простейших математических моделей (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь договариваться, работая в парах. (Коммуникативное УУД


III. Выявление места и причины затруднения

Цели:
- выявить место (шаг, операция) затруднения;
- зафиксировать во внешней речи причину затруднения.
Работа в группах.
Под руководством учителя выявляют место затруднения.
Проговаривают причину затруднения с помощью учителя.
Показывает слайды 6-9

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
1 группа работает с линейками; 2 группа работает с ломаными линиями; 3 группа работает с многоугольниками; 4 группа с «домино».
-С каким числом мы познакомились на прошлом уроке? ( с числом 7)
Задание для каждой группы: получить последующее число после числа 7.
-В каком месте при счёте возникло затруднение? (При определении следующего числа в натуральном ряду).
- Почему возникло затруднение? (Не знаем, как получить следующее число при счёте).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

IV. Построение проекта выхода из затруднения
Цели:
- организовать постановку цели урока;
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства.









С помощью учителя ставят цель урока.



Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя.



Называют средства.
Организует постановку цели урока.




Организует составление совместного плана действий.

Организует определение средств.






Какую цель поставим перед собой? (научиться получать следующее и предыдущее число методом присчитывания и отсчитывания по одному)
-Как мы будем учиться это делать? При помощи чего? (при помощи счёта в прямом и обратном порядке)
На доске запись:
- Составим алгоритм действий:
1. Сами попробуем выполнить задание: получить следующее число при счёте с помощью картинок.
2. Сопоставим свои предположения с учебником, спросим у учителя.
3. Устраним затруднение.
4. Применим новое знание.
- Что нам поможет?
Физкультминутка
Один–подняться, потянуться,
Два- согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка.
Головою три кивка,
На четыре руки шире,
Пять руками помахать.,
Шесть за парту тихо сесть,
Семь - восемь лень отбросим.






Уметь составлять алгоритм по рисунку, схеме, числовому отрезку
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке; (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

V. Реализация построенного проекта

Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения

Под руководством учителя выполняют составленный план действий к выполнению самостоятельной работы 2 этапа.

Отвечают на вопросы учителя.















Работают в парах


Показывает слайды 10


Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

Организует подводящий диалог.


Слайд 11



Организует фиксирование нового знания в речи и знаках.



Слайд 11 (переход к заданию по щелчку)


Организует работу в парах.






Слайд 12
Ты со мною не знаком,
Я живу на дне морском,
Голова и восемь ног,
Кто скажи я - (осьминог)

Восемь ног, как восемь рук,
Вышивают шелком круг,
Мастер в шелке знает толк,
Покупайте, мухи, шелк. (паук).

- Что объединяет эти загадки?
- Так какая тема урока?
- Что вы знаете о числе и цифре 8?
- Что не знаете об этом числе?
- Чему будете учиться на уроке?
- Сегодня будем учиться получать число 8 разными способами и писать цифру 8.

- Посмотрите на луч. Какие числа вам уже знакомы?
- Как же получить следующее число? (путём присчитывания по одному)
Применим новое знание. (по щелчку появляется надпись +1 и открывается число 8)
Вывод. Чтобы получить число 8, нужно к 7 прибавить 1.
Проверим наш вывод по учебнику с.12
Учебник с.12 №1. Работа в парах.
-Соедините картинки с соответствующим числом.
-Проверьте по эталону.
-Назовите какие предметы могут быть объединены по признаку «больше на один – меньше на один».
-Как получить предыдущее число?
-Как получить последующее число?
Гимнастика для глаз
Получать предыдущее и следующее число присчитыванием по 1.









Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь работать по коллективно составленному плану (Регулятивные УУД).








Уметь классифицировать предметы по заданному признаку (Регулятивные УУД).

VI.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:
- организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Выполняют задания в рабочей тетради с.13


Просмотр слайда презентации «Учимся писать цифры» (Написание цифры 8).
Слайды 13-14

















Слайд 15



Слайд 16



Слайд 16








Слайд 17

- Переходим к закреплению.
-Из каких элементов состоит цифра 8?
Цифра 8 так вкусна – Из двух бубликов она.
Цифру 8, цифру 8 на носу всегда мы носим, цифра 8 плюс крючки – получаются очки.
Я так мила, я так кругла, Я состою из двух кружочков, Как рада я, что я нашла Себе таких, как вы, дружочков.
Наверно, со мной догадались вы тоже На снежную бабу восьмёрка похожа. Весна пусть приходит, и лето, и осень, Не тает на солнце она цифра восемь.
-Кто попробует её написать на доске?
С. 13 . Написать в тетрадях цифру 8 (по эталону в тетради) Сравнивают свою работу с эталоном. Обводят в кружочек наиболее удачные цифры.
Продолжить последовательность чисел, соблюдая закономерность (один ученик работает у доски – проверка с доски)
Получение предыдущего числа путем вычитания 1
Девять милых лягушат На песочке в ряд лежат.
Одному из милых братцев Захотелось искупаться. Остальным же неохота Возвращаться вновь в болото. Сколько лягушат осталось лежать на песке?
Решение задачи с проговариванием.
Уметь соотносить число и цифру, сравнивать количество предметов, получать и называть следующее и предыдущее при счёте число.
Уметь в правильной последовательности писать цифру 8.
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цели:
- организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
-организовать самопроверку по эталону, самооценку;
- организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.
Выполняют задание самостоятельно в тетради.
Стр. 13, №4

Выполняют самопроверку по эталону.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину исправляют ошибки.
Выполняют самооценку по алгоритму с помощью волшебных кружочков.
- зелёный – всё понял,
-жёлтый - затрудняюсь,
-красный - не понял

Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Выложите 8 кружков и разбейте их на две группы.
- Какие группы у вас получились?
-Выполните задание №4 с опорой на получившийся результат. При затруднении воспользуйтесь действием с кружками.
Эталон для самопроверки на слайде.
- У кого всё правильно?
- У кого есть ошибки?
- В каком задании ошибки?
- В чём причина?

Самооценка по эталону.

Уметь соотносить действие, количество предметов, число и цифру.


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).
Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:
- зафиксировать новое содержание урока;
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности;
-стремиться выполнять ролевые правила и правила игры.
Отвечают на вопросы учителя.



Участвуют в игре с распределением ролей




Анализируют свою деятельность.


Организует фиксирование нового содержания.
Обращает внимание на задачи урока.
Слайд 18
Проводит игру «Пройди в ворота»




Организует рефлексию.



-Какая тема урока? Какова цель урока? Смогли ли мы её достигнуть? При мощи чего?
-Где мы можем встретиться в жизни с числом 8?
Два ученика изображают «ворота». У них в руках цифра 8. Две команды, у них числа от 1до 7. Нужно найти пару и составить число 8.


Оцените свою деятельность на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый.


Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).












15