Участие в межрегиональной научно-практической конференции «Аксиологические основы духовно-нравственного воспитания в условиях реализации ФГОС».

НОВЫЕ ИДЕИ ДЛЯ ТВОРЧЕСТВА
Т. В. Киселева, учитель начальных классов
ОГБОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа №10 г. Рязань»

Через 10-15 лет у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они злыми, бессердечными расточительными потребителями, или будут истинными патриотами своей страны, людьми, знающими и любящими свое отечество, дорожившими традициями Родиныэто зависит от нас. От людей, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь ученика. Семья, школа, ближайшее окружение – все значимо для растущего человека.
В Федеральном государственном образовательном стандарте НОО ключевым является  духовно-нравственное развитие личности гражданина России. В понятие нравственность вкладываются – духовные качества и этические нормы, которыми руководствуется человек. Сочувствие и сострадание, поддержка слабого, благодарность, вежливость, скромность, справедливость – вот отличительные черты человека нравственного. Но мы не можем воспитывать нравственного человека без его всестороннего развития, а физическое развитие личности является неотъемлемой составной частью гармоничного развития человека. Развитие мелкой моторики это один из аспектов физического развития человека.
К нам приходят дети с нарушением звукопроизношения. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. При нарушениях двигательной функции артикуляционного аппарата страдают тонкие дифференцированные движения языка, губ, челюстей, из-за этого звуки, особенно в потоке речи, звучат смазано. Нарушается динамика движения. Нарушается скорость переключения с одного артикуляционного движения на другое. А от скорости переключения зависит четкость произнесения звуков.
Функциональная незрелость речевых зон коры головного мозга встречается у детей подверженных частым заболеваниям. Вследствие этого они долгое время не умеют различать звуки речи и управлять своими органами артикуляции. У детей с двигательными нарушениями речевого аппарата страдает и мелкая моторика пальцев рук, что является одной из причин более позднего становления звуков речи. Поэтому целенаправленная работа на развитие мелкой моторики ускоряет созревание речевых областей и стимулирует развитие речи ребенка, позволяет быстрее исправить дефектное звукопроизношение.
Уже во 2 веке до н.э. в Китае врачи утверждали, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы Владимира Михайловича Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка.
Проанализировав имеющуюся информацию и различные упражнения, я систематизировала и обобщила опыт работы учителей, воспитателей и логопедов. Предлагаю вашему вниманию игры на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься на уроках, в ГПД и дома:
Переборка круп
Игры с мячом, кубиками, мозаикой, пазлами
Лепка из глины и пластилина
Изготовление поделок из бумаги и природного материала
Конструирование
Застёгивание и расстёгивание, завязывание и развязывание, закручивание и раскручивание
Нанизывание бус и пуговиц
Плетение косичек
Все виды ручного творчества (для девочек – вязание, вышивание для мальчиков – чеканка, выжигание, выпиливание)
Пальчиковые игры
Массаж и самомассаж кистей и пальцев
Штриховка, раскраска
Рисование по клеткам
Все эти игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук, внимание, творческую фантазию. Выполняя упражнения, дети учатся работать целенаправленно, сосредоточенно, сознательно преодолевать трудности, радоваться созданному. Объединяя детей в пары и группы, я учу их работать вместе: быть внимательным к товарищам, договариваться, отстаивать свою точку зрения, радоваться чужой удаче, доводить начатое до конца.
В каждом ребенке заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации.

 
·