Формирование коммуникативной компетентности младших школьников.


ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Брусова Г.Н. учитель начальных классов
Даже самое высококачественное научно – предметное образование в наше время не может быть достаточным без хорошо развитых у ребёнка коммуникативных навыков. Формирование коммуникативной компетентности – актуальная задача воспитательно – образовательного процесса школы.
Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых компетентностей и имеет особую значимость.
Она влияет на учебную успешность. Простой пример: если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ будет хуже имеющихся знаний. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
От коммуникативной компетентности во многом зависит процесс учебной и социально – психологической адаптации ребёнка в школе или в другом коллективе. Неумение контактировать с ровесниками сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, одиночества в классе, может спровоцировать асоциальные формы поведения.
Коммуникативная компетентность рассматривается в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия ученика, но и как ресурс эффективности и благополучия его будущей взрослой жизни. Это основа практической деятельности человека в любой сфере жизни.
В начальной школе коммуникативные универсальные учебные действия могут быть представлены следующим образом: умение взаимодействовать, согласовывать коммуникативные усилия и умение передавать информацию.
Навыки взаимодействия у младших школьников развиваются через два основных компонента – ценностно – смысловой и поведенческий. Остальные компоненты (когнитивный, личностный, эмоциональный) "вплетаются" в них, сопровождают это развитие. В ценностно – смысловом компоненте мы развиваем позитивное отношение ребёнка к самому себе через развитие и понимание себя ( самопринятие и самоуважение), а также доброжелательное отношение к людям (одноклассникам) через расширения понимания их, принятия и уважения. Это облегчает вступление в общение, комфортное и эффективное его протекание. Обеспечивает благоприятный психологический климат в классе.
Формирование этой способности у детей длительный процесс, начинающийся ещё в раннем детстве и активно протекающий на протяжении всего школьного периода.
В поведенческом компоненте надо ориентироваться на развитие конкретных коммуникативных умений.
Одна из задач учителя начальных классов – создание условий для развития коммуникативных навыков, способов поведения и поиск оптимальных форм взаимодействия учеников, учителей и родителей.
Совместная деятельность предполагает умение ставить общие цели, определять способы совместного выполнения заданий, учитывать позиции участников. На уроках с целью формирования навыков учебного сотрудничества можно использовать следующие виды работ.
На уроках литературного чтения – обсуждение с детьми правил взаимодействия людей через анализ образов литературных героев, например таких произведений: Л.Н. Толстого «Старый дед и внучек», «Косточка»,
«Два товарища», «Лгун»;
Н.Носова «Мишкина каша», «Заплатка», «Как Незнайка сочинил стихи»;
В. Осеевой «Синие листья», «Волшебное слово»;
В. Драгунского «Англичанин Павел».
Дети анализируют, кто и как эти правила нарушает, чего не следует делать, общаясь с людьми. Цель уроков литературного чтения, не только научить читать, но и научить грамотно выражать свои мысли, уметь высказать свою точку зрения после чтения произведений, ответить на вопрос: «Какие уроки можно извлечь из прочитанного произведения? Какие мудрые мысли ты сумел «прочитать между строк» в произведении?»
Совместное рисование иллюстрации к изучаемому литературному произведению или теме. Идея рисунка должна быть общей, поэтому необходимо, сначала договориться между собой, что и как рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети совместно могут выполнить компьютерную презентацию. Сначала идёт процесс совместного обсуждения создания плана и последовательности слайдов, а затем ученики составляют текст. Полученные презентации демонстрируются другой подгруппе детей. Создание совместных работ по технологии. Выполнение практических работ по предмету окружающий мир, в которых ученики ставят опыты, наблюдают, ведут записи по группам или в парах. Проектные формы деятельности, направленные на решение конкретных задач или создание определённого продукта, предполагают совместное планирование деятельности учителя и учащихся. Данные виды деятельности оцениваются по следующим критериям: продуктивность совместной деятельности – создание осмысленной работы, умение представить классу итог проделанной работы, эмоциональное отношение к совместной деятельности (позитивное, отрицательное, нейтральное), взаимопомощь по ходу работы, умение учащихся договариваться и обмениваться знаниями.
В процессе обучения необходимо научить ребёнка умению вести диалог. Главной чертой учебного диалога является то, что он представляет собой целенаправленный обмен идеями, суждениями, мнениями. Он должен помочь школьникам самостоятельно добывать новые знания, критически осмысливать полученную информацию, решать совместные задачи.
Важным звеном активной познавательной позиции ребёнка является рефлексивный компонент – понимание успеха в учебной деятельности, умение осмыслить и оценить собственные действия. Задача педагога – научить школьника понимать собственные достижения, сравнивать себя с самим собой в процессе развития. Помощь и взаимодоверие порождают здоровые межличностные отношения, создают атмосферу эмоционального комфорта. Стремление выделиться, противопоставить себя другому ученику, быть лучше всех порождает соперничество, ощущение превосходства, эгоистические качества личности. Часто дети начинают думать, что для достижения успеха надо победить другого человека. Конкуренция и успех – понятия несовместимые. Конкурентная борьба отнимает у человека силы от главного – личностного развития, движения вперёд.
Для того чтобы каждый ученик видел свой рост (даже незначительный), учащиеся класса ведут «Портфолио школьника», в структуру которого входят такие разделы: « Мой мир», «Моя учёба», « Моё творчество», « Мои достижения», «Родительская страничка». Важно отметить, что ведение портфолио является одной из форм взаимодействия учителей, учеников и родителей. А такие формы как родительские советы и родительские собрания, вечера вопросов и ответов, индивидуальные беседы с родителями, на которых затрагиваются актуальные проблемы детско – родительских отношений, хорошо известны.
Во внеурочной деятельности можно использовать упражнения и игры для формирования коммуникативных учебных действий, целью которых является расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками, обогащение сферы социальных мотивов. Важно знакомить детей с правилами проведения игры и с правилами поведения участников в игре, выполнение которых обязательно. Например: упражнения «Комплемент», « Компот», «Путаница», «Вороны», «Сувенир для товарища»;
игры «Земля, вода, воздух, ветер», «Ниточка и иголочка», «Если бы я был…», « Ветерок» и др. Игры должны быть простые по содержанию и вызывать у учащихся интерес, не имеющие остроконфликтный характер, они должны содержать преодолимые упражнения, не связанные с большой затратой физических сил. Подвижные игры известны учащимся. Согласованные коллективные действия, где имеется непосредственный контакт участников, да ещё с соответствующим звуковым оформлением, задающий темп и ритм всегда создают положительный эмоциональный фон. Целесообразно использовать упражнения, в которых успех команды определяется согласованностью коллективных действий. Это комплексы развивающих упражнений в парах, в шеренгах, колоннах и в кругу, эстафеты, упражнения в коллективных сопротивлениях.
Умение взаимодействовать формируется и в традиционных школьных мероприятиях.
В ходе упражнений по формированию коммуникативных действий необходимо уделять внимание вопросам культуры общения и выработке элементарных правил вежливости – повседневному этикету. Очень важно, чтобы современные дети осознавали, что культура поведения является неотъемлемой частью системы межличностного общения. Ролевое проигрывание и моделирование разных ситуаций на уроках «Культуры общения» и в игре «Путешествие по стране Вежливости» позволяет им успешно отрабатывать и осваивать навыки культуры общения.
Важно отметить, что задачи общения, сотрудничества и взаимодействия решаются главным образом при опоре на речевые средства и действия. Условием эффективного усвоения языковых средств - служит их активное применение в контексте реальной коммуникативной деятельности. В сфере коммуникативных универсальных учебных действий важным являются: умение представлять информацию, сообщать её в устной и письменной форме; умение аргументировать свою точку зрения. Выполнение этой задачи связано с умением работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать её для расширения знаний об окружающем мире, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить самостоятельно информацию в словарях, справочниках, энциклопедиях, высказывать собственное мнение на основе прочитанного и услышанного.
Таким образом, сформированная коммуникативная компетентность, помогает ребёнку и успешно учиться и получать положительные эмоции в школе от общения с ровесниками.
Литература.
Асмолов А.Г. «Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли».
Москва, «Просвещение», 2010г.
Научно – методический журнал «Начальная школа».
«Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования».
Москва, «Просвещение», 2010г.