Статья из опыта работы Целостное развитие личности младших школьниковв системе РО Л.В.Занкова

Целостное развитие личности младшего школьника в системе
развивающего обучения Л.В. Занкова

В период перехода от индустриальной к информационной культуре, отличающейся такими чертами, как глобализация, постоянно меняющиеся условия, поликультурное общество, перед образованием стоит задача подготовить человека, способного целостно воспринимать и активно познавать мир, работать с информацией, принимать и уважать ценности общества, имеющего потребность в самообразовании и саморазвитии.
Новыми нормами становится жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы
Таким образом, приоритетными стали идеи развивающего обучения, целью которого являются прежде всего интересы личности. Одним из апробированных вариантов такого обучения является психолого-педагогическая система, разработанная академиком Л.В. Занковым, по которой я работаю более 15 лет
Цель дидактической системы Л.В.Занкова - оптимальное общее развитие каждого ребенка, что полностью совпадает с целью, поставленной перед российским образованием разработчиками Концепции новых ФГОСов, где говорится: «целью и смыслом современного образования является развитие личности».
Современная школа – вариативная школа. Я поддерживаю концепции обучения и воспитания, которые выстраиваются на идеях педагогической поддержки субъектности ребенка, его сознательности, ответственности, активности. Для проявления этих качеств стараюсь предоставить ребенку необходимое пространство свободы, где он имел бы возможность автономизироваться, выбирать, оценивать, совершать поступки, отстаивать свое мнение, утверждать себя.
В центр своей образовательной деятельности я ставлю личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий ее развития, ее самопознания, самореализации ее природных потенциалов.
Решению этих задач способствуют свойства развивающей системы Л.В. Занкова: многогранность, процессуальность, вариативность, реализуемые мною на всех этапах обучения.
Многогранность позволяет мне вовлечь в сферу учения разностороннюю психическую деятельность учащихся (эмоциональную, интеллектуальную, волевую). Осуществление многогранности сторон жизни моего ученика определяется его учебной, внеклассной работой, совместной деятельностью учителя, родителей и его одноклассников.
Процессуальный характер методической системы Занкова заставил меня пересмотреть типологию своих уроков. У меня нет уроков повторения и закрепления знаний. Закрепление органично вплетается в канву каждого урока путем включения ранее изученных знаний в новое, осознания необходимости этого «нового», изменяющего взгляд и отношение к тому или иному понятию, закону или закономерности.
В процессе изучения любого школьного предмета часто встречаются ситуации, когда новые знания в чем-то сталкиваются со старыми знаниями (или даже в чем-то им противоречат), когда старых знаний оказывается недостаточно для решения поставленной задачи или когда необходимо выбрать правильный подход к решению задачи из нескольких альтернатив, возникают коллизии противоречий.
Возникшую коллизию никогда не оставляю неразрешенной; наоборот, предоставляю учащимся возможность активно искать выход из создавшейся ситуации. Сам же процесс разрешения коллизий требует в той или иной степени переосмысления имеющихся знаний, поиска новых подходов к решению задачи, и этот процесс позволяет учащимся выйти на новую ступень понимания учебного материала.
Использование естественно возникающих коллизий, акцентирование на них внимания учеников является отличительной чертой занковской системы, служит в ней мощным инструментом для углубления знаний учащихся.
Совместное рассмотрение, объединение разных сторон изучения предмета приводит к синтезированию элементов добытых знаний об этом предмете, служат активизации умственной деятельности учащихся.
Вариативность позволяет мне, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, изменить общий подход к обучению, приемы работы, последовательность и характер заданий; создавать такие условия учебной деятельности, которые ведут ученика к сотрудничеству с соучениками и к сотрудничеству с учителем.
Реализуемые в учебном воспитательном процессе типические свойства в соответствии с принципами дидактической системы обеспечивают мне целостное развивающее воздействие на учащихся и способствуют формированию ключевых компетенций младших школьников: познавательной, информационной, коммуникативной и др.
Ребенок, 6-7 лет, придя в школу, воспринимает предмет целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он выделяет чаще всего цвет предмета; «огурец зеленый», «помидор красный».
Начиная работать с первоклассниками, я учу их видеть предметы, выделяя в них различные признаки. Далее, наблюдая отдельные предметы, учащиеся переходят к сравнению. Определяют в чем сходство и различие, группируют предметы по общим признакам. Постепенно учащиеся видят не только цвет, но и форму, величину, материал, понимают назначение предмета, т.е. видят предмет разносторонне, в многообразии его особенностей и отличительных признаков. Такая работа по развитию наблюдательности и мышления ведется на всех уроках: на уроках математики и чтения, русского языка и рисования, на экскурсиях и уроках окружающего мира. Меняются только объекты наблюдений. На уроках математики учащиеся наблюдают и сопоставляют числа, геометрические фигуры, математические факты и явления; на уроках грамматики ведут наблюдения над языковым материалом; на уроках рисования дети учатся видеть отдельные части предмета, соотношение этих частей по длине, ширине, высоте, учатся различать цвет и его оттенки.
Такая методика работает на развитие мышления и его важнейшей особенности – наблюдательности. Анализирующее наблюдение, способность к выделению разных сторон и свойств предмета, становится постепенно одной из особенностей мыслительной деятельности моих учеников. Если ребенок одновременно видит и называет много признаков и особенностей в слове. То есть может без вопроса учителя указать, что обозначает слово, из чего состоит, назвать слоги, ударение, сказать, в чем расходится написание и произношение слова, к какой части речи относится и другое. Он сможет назвать и многообразные свойства математического явления- числа, геометрической фигуры. А также, он может назвать многообразные стороны любого предмета, с которым он имеет дело на других уроках, т.е. он может применить свои знания в новой ситуации. Это есть формирование познавательной компетенции.
Следовательно, общим условием формирования компетентности является создание в образовательном процессе пространств самостоятельного, продуктивного, ответственного действия ребенка. Это означает, что направленность образовательного процесса на формирование самостоятельности ребенка должна выступить как главный приоритет с самого начала обучения в школе. Учебная самостоятельность является той ключевой компетентностью, к развитию которой стремится современная начальная школа.
Разнообразие форм совместности в учебном процессе, способствует развитию учебного сообщества, внутри которого происходит становление учебной самостоятельности каждого ребенка.
Основания для объединения детей в учебные сообщества, цели и формы их работы могут быть весьма разнообразными: от обще классной дискуссии или коллективного диалога до игровых проектов
При коллективном диалоге, «ученик действует не рядом с другими учениками, а вместе с ними» (Г.А. Цукерман) Учение идет от учеников, а я (учитель) – направляю коллективный поиск, пробуждаю самостоятельную мысль учеников, подхватываю нужную мысль и веду их к выводам и обобщениям. Вступая в активный диалог с участниками образовательного процесса, учащиеся самостоятельной выходят за пределы собственных знаний для поиска общих способов действий в новых ситуациях,
Наращиваются познавательные универсальные действия: поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
что является главной ценностью и целью образования – формирование умения учиться.
На моих уроках отвечают и слабые, и сильные, учащиеся не боятся допустить ошибку в ответе, т.к. знают, что им всегда придут на помощь одноклассники, и все они примут правильное решение.
Воспитывая толерантность, терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей, учу своих учащихся применять следующие правила в диалоге:
правило 1 – отвечать на поставленный вопрос
пр
·авило 2 – каждый имеет право на свою версию
правило 3 – каждый имеет право поддержать версию другого
правило 4 – каждый имеет право критиковать версию другого
Взаимодействие в учебной дискуссии строю, не просто на поочередных высказываниях, вопросах и ответах, но и на содержательно направленной самореализации участников, общение строю по схеме: учитель-ученик, «ученик - учитель», ученик – другие ученики – учитель. Основное средство, имеющееся в моих руках при дискуссионном обучении - это вопросы.
Для эффективности проведения направленной беседы (диалога) заранее готовлю конкретные вопросы для обсуждения темы:
по мере возможности стараюсь не задавать вопросы, на которые можно ответить «да», «нет»;
избегаю вопросов, которые не способствуют развитию мыслительной деятельности учащихся;
исключаю вопросы, на которые, по мнению ученика, можно дать только один правильный ответ, например: Какова главная мысль рассказа? Лучше спросить: Какие мысли и чувства у вас вызвал этот рассказ?
пользуюсь эстафетными вопросами. Например: Это интересная мысль, Коля! А что об этом думает Саша?
применяю открытые вопросы: «А кто думает иначе?», «А что думают об этом другие?»
задаю вопросы отдельным ученикам, тем, кто не проявляет инициативы при ответах: «Саша, а что ты думаешь по этому поводу? Расскажи нам об этом».
избегаю соблазна самой давать ответ на свой вопрос, если дети затрудняются, продолжаю задавать вопросы, перефразируя их, чтобы помочь ученикам самим отыскать ответ.
Между своим вопросом и ответом учащихся выдерживаю «паузу ожидания». Как показывает практика, эта «мелочь» является одной из важнейших задач при проведении дискуссии, так как:
увеличивается продолжительность ответов учащихся
увеличивается число высказываний учащихся
повышается уверенность детей
усиливается творческая направленность мышления детей, взаимодействие между учениками
возрастает включенность детей с низким темпом учения.
Постепенно диалог приобретает форму развернутого общения между субъектами коллективной учебной деятельности. Таким образом, дети становятся «говорящими», приобретают коммуникативные навыки. Коммуникативная культура одна из компетенций младших школьников. Кроме того, диалог стимулирует инициативность учащихся, развивает рефлексивное мышление, способствует формированию познавательной компетенции. Используя на уроках право свободного выбора, учу своих учеников думать и говорить, и всегда слышу: «Я думаю», «Я хочу сказать», «Я не согласен», «Я могу сказать по-другому», «Хочу добавить» Каждый имеет свое мнение, а, значит ученик не просто присутствует на уроке, а является его активным участником, вовлекается в активную познавательную деятельность при разрешении проблемы, думая вместе, оспаривая друг друга, ученики добираются до истинного содержания обсуждаемого вопроса.
Стараюсь моделировать на уроке такие ситуации, когда ученикам приходится прибегать к помощи разнообразной научно-популярной литературы. В учебном кабинете оборудован «справочный стол», где имеются разнообразные справочники, словари, энциклопедии и т.д. Многие учащиеся пользуются компьютером, самостоятельно или с помощью родителей. Это стимулирует развитие познавательного интереса у всех учащихся, в том числе с низким уровнем развития.
Ведущее место в системе РО занимает деятельность, ставящая учащихся в позицию исследователя. Характерная черта исследовательского подхода в обучении – реализация идеи «Обучение через открытия». Работа по развитию исследовательских умений проходит в классе постоянно как в урочный, так и во внеурочный деятельности. Творческая исследовательская деятельность дает возможность реализации собственных талантов и возможностей, это способ саморазвития и самосовершенствования.
Ключевой компетенцией, определяющей новое качество образования, считается оценочная самостоятельность учащихся. Поэтому одной из специальных педагогических задач считаю организацию последовательной и системной работы по формированию «инструмента» для контроля и оценки действий. С действиями самооценки, со способностью понять: «это я уже умею и знаю», «этого я совсем не знаю, надо узнать», «это я уже немного знаю, но надо еще разобраться» начинается учебная самостоятельность младших школьников.
Уже первые две недели учебы у учащихся 1 класса формируются конкретно оценочные действия. На уроках вместе с детьми определяю критерии, по которым можно оценить любое действие. После самооценки учащихся следует оценка учителя по тем же критериям. Учащиеся начинают видеть, что не всегда оценки разных людей могут совпадать, учатся считаться с разными точками зрения.
Далее на учебных занятиях разворачивается работа по освоению каждым учеником приемов и техники контроля и оценки. Учащиеся работают над операционным контролем по заданному эталону.
Учениками осуществляется контроль над правильностью, полнотой и последовательностью, выполнения операций, входящих в состав действий. Таким образом, можно сказать, что главной формой контроля в учебной деятельности является послеоперационный контроль. Способ действия усваивается тем лучше, чем полнее представлен состав входящих в него операций и чем тщательнее отрабатывается каждая из них.
Моя задача, как педагога, вычленить в совместной деятельности с учениками в каждом способе действий состав операций и уделять им особое внимание. Постепенно состав операций может сокращаться, и учащиеся могут давать готовый ответ. Школьники, прежде всего, учатся контролировать друг друга и самих себя. По выделенным началам они проверяют свои действия: выполнена или нет та или иная операция.
Формируя функцию самоконтроля и самооценки, использую тестово-диагностические работы, которые позволяют определять затруднения школьника в присвоении способа действий и оказать ему своевременную помощь. Следующим этапом развития действий контроля оценки является самостоятельная работа по отработке слабо усвоенных действий или углубленному изучению материала. В данный период используется дидактический материал, «стол помощи», консультации у сильного ученика и у учителя.
Таким образом, создаются индивидуальные маршруты учащихся. Степень освоения понятий и способов действий выявляется с помощью проверочной работы, имеющей разно уровневые задания. Действия контроля и оценки включают в себя определение самим ребенком уровня его потенциальных возможностей, что происходит в ходе выбора заданий для самостоятельного решения. И, наконец, проводится контрольная работа, определяющая зону ближайшего развития учащихся.
Для школьников очень важно фиксировать свои достижения и представлять их вниманию других. На это направляется работа с «тетрадью успеха, достижений», куда учащиеся записывают свои достижения и продвижения в учебном материале.
В конце года учащиеся пишут сочинение «Мои достижения за год», что позволяет им увидеть значимость их учебной деятельности, а также поставить задачи на дальнейший период. Очень важно об этом сообщить родителям. На собраниях им дается возможность познакомиться с динамикой продвижения их ребенка по ведомостям в электронных журналах. Электронный журнал состоит из папок с файлами по каждому предмету. Например, в папке по русскому языку хранятся ведомости по оцениванию диктантов, работ со словами, по теоретическому обоснованию учебного материала при работе на уроке. В папке по литературному чтению находятся ведомости отметок по литературному чтению, сочинению, пересказу, результаты техники чтения, результаты внеурочной деятельности по предмету (например: конкурс стихов, творческие работы «Литературной мастерской» и т.д.)
При таком разнообразном виде оценивания и у детей, и у родителей повышается интерес к контролю и оценке знаний учащихся.
Организуя обучение, которое в наибольшей степени служит общему развитию каждого школьника, принципы Л.В. Занкова определяют содержание и структуру программ по каждому учебному предмету, реализуемые авторами через методические пособия и учебники. В занковской системе нет главных и не главных предметов, каждый предмет значим для развития познавательных, нравственных, волевых, эмоциональных и эстетических возможностей. Каждый предмет решает общие задачи компетентностного подхода, способствует целостному развитию личности младшего школьника.


15