Статья Способы развития коммуникативных навыков у младших школьников во внеурочной деятельности


Способы развития коммуникативных навыков у младших школьников
во внеурочной деятельности
Развитие  коммуникативных  навыков  у младших  школьников  - чрезвычайно  актуальная  проблема,  так  как  степень  сформированности 
данных  навыков  влияет  не  только  на  результативность  обучения  детей,  но и  на  процесс  их  социализации  и  развития  личности  в  целом.  Навыки 
формируются  в  деятельности,  а  коммуникативные  навыки формируются  и  совершенствуются  в  процессе  общения  учащихся,  как  на 
уроках,  так  и  во  внеурочной  деятельности. 
Федеральный  государственный  образовательный  стандарт  начального  общего  образования  (ФГОС  НОО)  предлагает  формировать 
коммуникативные  универсальные  учебные  действия  для  адаптации  ребенка  в  социуме.
Определяя природу навыков, ученые подходят с различных позиций. Основными из них являются: навык - это 1) действие, 2) способ действия, 3) компонент действия, 4) качество действия. Такое многообразие подходов, по нашему мнению, можно частично объяснить тем, что в научном наследии С.Л.Рубинштейна, который, собственно, является основателем отечественного направления исследования навыков, представлены различные определения данного понятия. В цитированной выше дефиниции указано, что «навыки - это автоматизированные действия», далее читаем: «навыки ... это автоматизированные компоненты сознательного действия», или «навык является компонентом и способом выполнения действия». В общем
С.Л.Рубинштейн тяготеет к тому, что навык, который формируется как сознательно автоматизированное действие, функционирует «как автоматизированный способ выполнения действия» [9].
Обзор современных научных справочных источников - энциклопедий и отраслевых словарей по педагогике и психологии показал, что доминантным у них есть взгляд на навык как действие. Навык рассматривается как «доведенное до автоматизма путем многочисленных повторов действие» [2], «действие, достигшее уровня автоматизма и характеризующееся целостностью, отсутствием поэлементного сознания» [6], «действие, составные части которого в процессе формирования становятся автоматическими» [7]. Понимание навыка как действия характерно для представителей современной лингводидактической школы. В частности Е.И.Пассов рассматривает навык как «относительно самостоятельное действие в системе сознательной деятельности, ставшее благодаря совокупности качеств одним из условий выполнения этой деятельности» [10].
Тем не менее, как отмечал К.К.Платонов, понимание навыка как действия не может считаться общепризнанным. Ряд психологов придерживается других взглядов. В частности, Ю.О.Петров подчеркивал, что «навык - это не действие, в том числе автоматизированное. Ведь действие является прежде всего процессом. Навык - это не процесс, а его характеристика, его качество»[8]. Солидарна с таким взглядом на природу навыка И.О.Зимняя, которая объясняет, что «навык ...« включает операции, отработанные до уровня автоматизма как высшего качества осуществления операции» [4]. Поэтому, подчеркивает ученый, навык «это не само действие, а его качество, и только в переносном смысле слова можно назвать действие навыком», навык - это «оптимальный уровень совершенства выполняемого действия» [4].
Понятие «коммуникативные навыки» рассматриваются в различных науках: в психологии, педагогике, дидактике, методике и в каждой из них трактуют по-своему. Для данного исследования наибольший интерес представляет определение этого понятия с точки зрения психологии и педагогики.
Коммуникативные навыки - это осознанные коммуникативные действия учащихся (на основе знания структурных компонентов умений и коммуникативной деятельности) и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Коммуникативные навыки - это умение организовывать длительное и эффективное взаимодействие с другими людьми.
Коммуникативные навыки можно разделить на три группы [3]:
- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);
- коммуникация как кооперация (наиболее важная составляющая - умение согласовывать усилия для достижения обшей цели);
- коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи данных другим людям и развития рефлексии.
Наиболее благоприятным периодом для развития коммуникативных навыков является школьный возраст.
Коммуникативные навыки могут развиваться на интуитивном, на житейском и на сознательном уровне.Анализ научно-методической литературы свидетельствует, что проблема развития коммуникативных навыков младших школьников исследована многочисленными учеными, среди которых Г.Андреева, В. Бадер, Ф.Бацевич, Н. Бибик, И. Зимняя, .Е.Пассов, Е. Халлидей, Д. Хаймс, но вопрос об основных критериях и уровнях развития коммуникативных навыков учащихся начальной школы исследованы недостаточно. Поэтому возникает необходимость исследовать не только основные критерии, но и показатели уровней развития коммуникативных навыков.
Под понятием «критерий» (в переводе с греческого языка - средство, убеждения, мерило) - следует понимать «показатели», которые применяются для быстрой оценки достоверности в контрольной и экспериментальной группах [5].Критерии и показатели сформированности коммуникативных навыков учащихся младшего школьного возраста: знакомство с правилами общения и способами их реализации (знания о правилах вербального и невербального общения, знание о способах применения правил общения в процессе взаимодействия с другими людьми; адекватное понимание различных ситуаций общения); принятие правил общения (ценностное отношение к правилам общения, ориентация на диалогическое взаимодействие с другими людьми на основе взаимопонимания и эмпатии), соблюдение правил общения (умение соблюдать вербальные и невербальные правила общения в различных ситуациях межличностного взаимодействия, устанавливать конструктивные коммуникативные контакты с другими людьми).
Определенные критерии и их показатели позволяют выделить три уровня сформированности коммуникативных навыков учащихся начальных классов:
- низкий уровень характеризуется низкими способностями к практическому использованию системы языка, неполным владением коммуникативной деятельностью, элементарной теоретической подготовкой и наличием базовых знаний о стране изучаемого языка, неспособностью к применению социокультурной, диалектической информации в коммуникативных ситуациях;
- средний уровень характеризуется достаточными способностями к практическому использованию системы языка, частичным владением коммуникативной деятельностью, достаточной теоретической подготовкой и наличием глубоких знаний о стране изучаемого языка, способностью к применению социокультурной, диалектической информации в коммуникативных ситуациях;
- высокий уровень характеризуется высокими способностями и умениями к практическому использованию системы языка, полным владением коммуникативной деятельностью, способностью к творческому применению социокультурной, диалектической информации в коммуникативных ситуациях [11].
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.
Направления,  осуществляемые  во  внеурочной  деятельности:
Духовно-нравственное.
Социальное.
Общеинтеллектуальное.
Общекультурное.
Спортивно-оздоровительное.
Для  реализации  в  начальном  образовании  доступны  следующие  виды  внеурочной  деятельности:
1.  Игровая  деятельность.
2.  Познавательная  деятельность.
3.  Проблемно-ценностное  общение.
4.  Досугово-развлекательная  деятельность  (досуговое  общение).
5.  Художественно-эстетическое  творчество.
6.  Социальное  творчество.
7.  Трудовая  (производственная)  деятельность.
8.  Спортивно-оздоровительная  деятельность.
9.  Туристско-краеведческая  деятельность  [1].
Внеурочная деятельность развивает коммуникативные навыки учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. При этом используются различные способы развития коммуникативных навыков младших школьников:
- игры (игры на знакомство, сплочение коллектива, сюжетно-ролевые, социально-ролевые, интеллектуальные);
- коллективные творческие дела;
- общешкольные мероприятия (конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, КВНы, соревнования, посещение музеев, театров, походы в цирк, экскурсии);- индивидуальная работа (беседы, анкетирование);
- работа с родителями (вовлечение в учебно-воспитательный процесс, консультации, анкетирование);
- коррекционные речевые упражнения («Ролевое общение», «Передача чувств», «Сильные стороны», «Через стекло»);
- проектная деятельность.
Проектная деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Использование метода проектов во внеурочной деятельности повышает познавательную активность школьников, способствует получению более глубоких знаний, развивает умение творчески мыслить. На фоне этого интенсивно развиваются коммуникативные навыки.
Внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством развития коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников.
Таким образом, навык рассматривается как «доведенное до автоматизма путем многочисленных повторов действие». Коммуникативные навыки - это осознанные коммуникативные действия учащихся и их способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность.
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.Внеурочная деятельность развивает коммуникативные навыки учащихся, их мыслительные способности, дарования, склонности детей, расширяет их кругозор, воспитывает в них высокие нравственные качества. При этом используются различные способы развития коммуникативных навыков младших школьников, в частности игры, коллективные творческие дела, общешкольные мероприятия, индивидуальная работа, работа с родителями, коррекционные речевые упражнения, проектная деятельность. Следовательно, внеурочная деятельность является наиболее эффективным средством формирования коммуникативных навыков, а также наиболее легкой и подходящей возрастным особенностям младших школьников.
Список использованной литературы
Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. – 2009. – № 2.
Богоявленский, Д.Н. Психология усвоения знаний в школе / Д.Н.Богоявленский, Н.А.Менчинская. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 348 с.
Зайцева К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников. URL: htlp://www.emissia.org/ofTline/ 2011/1552.htm
Зимняя И. А. Развитие речи как формирование умения решать коммуникативные речевые задачи / И. А. Зимняя, Т. С. Путиловская. — М., 1998.
Ковалько В.И. Младшие школьники на уроке: 1000 развивающих игр, упражнений, физкультминуток. – М., 2007.
Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008
Панфилова М.А. Игротерапия общения. Москва: Издательство ГНОМ и Д, 2000.
Педагогическая энциклопедия [в 4 томах] / [гл. ред. А.И.Каиров, Ф. Н. Петров]. Т.4 (С – Я). – М.: Советская энциклопедия, 1968. – 912 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. Москва: Владос, 1999.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологи / С.Л. Рубинштейн. – В 2 т. Т. 1. – М.: Педагогика, 1989. – 488 с.
Шубкина Т. Н. Развитие концепции в ФГОС в педагогической науке и практике: содержание и структура: лекция. Новосибирск: Изд-во НИПКиПРО, 2013.