«Строение растительной, животной и бактериальной клетки»


Тема урока: «Строение растительной, животной и бактериальной клетки».
Общая дидактическая цель: систематизация и углубление знаний об особенностях строения и жизнедеятельности растительных, животных и бактериальных клеток через формирование умений самостоятельного поиска знаний, навыков работы с учебной литературой.
Цели урока:
Развитие УУД
Личностных – положительное отношение к учению, творческих способностей, художественного вкуса.
Метапредметных – умение конструировать модель клетки растений, животных и бактерий, умение применять теоретические знания на практике.
Воспитательный аспект – воспитывать чувство ответственности, взаимовыручки и толерантности при работе в группе.
Ожидаемый результат:
Личностный – проявить творческие способности.
Метапредметный – уметь конструировать модели, уметь применять теоретические знания на практике.
Предметный – знать строение растительной, животной и бактериальной клетки.
Оборудование: на каждую группу заготовки структур всех клеток (ядро, хлоропласты, митохондрии, вакуоль, рибосомы, кольцевая ДНК и т. д.) из цветной бумаги. Клей, 3 половинок листа ватмана, фломастеры. Таблицы «Клетка» прокариот и эукариот. Мультимедиапроектор, экран, компьютер.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Форма урока: урок – практикум.
Методы: проблемный, частично-поисковый, иллюстративно-объяснительный, репродуктивный, творческий, самостоятельная учебная деятельность.
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя:
— Кому принадлежат эти слова? Что вы можете сказать о деятельности этого ученого?
«Взяв кусочек, чистой светлой пробки, я отрезал от него… Острый как бритва перочинным ножом… Очень тонкую пластинку. Когда затем я поместил этот срез на черное предметное стекло,…стал разглядывать его под микроскопом, направив на него свет с помощью плоско-выпуклого зеркала, я очень ясно увидел, что весь он пронизан отверстиями и порами. Эти поры, или ячейки, были не слишком глубокими, а состояли из очень маленьких ячеек».
Ученики: Этими словами, написанными в 1665 г., выдающийся английский физик, математик и микроскопист Роберт Гук впервые сообщил о существовании клеток.
Учитель: Клетка от греческого «hitos»-полость. Во вторичной покровной ткани растения — пробке Гук наблюдал не клетки, а лишь пустые, мертвые клеточные стенки, лишенные некогда наполнявшего их живого содержимого. После открытия Гука клетки обнаруживали под микроскопом у всевозможных видов растений, и все они имели общий план строения.
— С момента открытия клетки до создания клеточной теории прошло 200 лет. Какие ученые имеют отношение к созданию клеточной теории, и какой вклад они внесли?
Ученики: В 19 веке одним из важнейших открытий была сформулирована «Клеточная теория». Немецкие ученые Т.Шванн и М.Шлейден в 1839 г., опираясь на многолетние исследования, пришли к выводу: все клетки растений и животных, несмотря на многообразие, сходны между собой. Затем немецкий врач Р.Вирхов в 1858 г. доказал образование клеток путем деления. Если ранее растения и животные рассматривались отдельно, то теперь клеточная теория стала основой для доказательства единства растительного и животного организмов.
Учитель: Клетка — это удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме. Сегодня мы будем конструкторами. Каждая группа будет создавать свою модель клетки.
II. Организационно-подготовительная часть:
Класс делится на три группы. Одна группа конструирует растительную клетку, одна группа конструирует животную клетку и одна группа конструирует бактериальную клетку.
III. Работа в группах
Каждая группа получает «Конструкторную» карточку.
«Конструкторная» карточка.
Задание:
1) Используя иллюстрацию учебника, рассмотрите особенности строения клетки (растительной, животной, бактериальной).2) На листе ватмана очертите форму вашей будущей клетки. Для создания модели используйте и выберите готовые, необходимые органоиды клетки из цветной бумаги.3) Определите местонахождение каждого органоида в клетке. Аккуратно наклейте.4) Объясните функции органоидов в клетке.5) Один из участников дает развернутый рассказ о вашей модели.
Работа в группе по принципу «Один за всех, все за одного». Если отвечающий дал неполную характеристику модели, то любой из членов группы может его дополнить. По ответу первого отвечающего оценку получают все члены группы, принявшие активное участие в обсуждении вопроса.
IV. Защита модели каждой группы
1. Конструкторная «Растительная клетка»
Мы взяли прямоугольную по форме растительную клетку. Клеточная оболочка является достаточно сложным образованием. Наружный слой растительной клетки образован мощным слоем клетчатки, получившим название клеточной стенки. Она служит каркасом клеткам, выполняя наряду с защитной функцией ещё и опорную. К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана (показаны разными цветами два слоя оболочки).
Жидкое содержимое клетки — цитоплазма. В цитоплазме различают гиалоплазму, органоиды и включения. В ней протекают процессы жизнедеятельности.
В центре или около мембраны расположено ядро. В ядре содержится ядерный сок и меленькое ядрышко. В составе ядра находятся белки и хроматин. Каждый вид имеет определенное число хромосом (из цветной бумаги изготовлен органоид — коричневый по цвету).
Одномембранные органоиды:
1. ЭПС (гладкая и гранулярная) — сеть разветвленных канальцев около ядра и по всей клетке. Гладкая ЭПС преобладает (желтым цветом органоид выполнен)
2. Комплекс Гольджи — цистерны, пузырьки (тёмно зеленым цветом органоид выпол-нен).
3. Лизосомы — «пищеварительная система клетки» пузырек с ферментами (голубым цветом выполнен органоид).
4. Вакуоль — крупная полость с клеточным соком, поддерживает тургорное давление в клетке (серый по цвету, органоид выполнен).
Двумембранные органоиды:
1. Митохондрии — «энергетическая станция» клетки (черным по цвету выполнен органоид)
2. Хлоропласты — зеленые пластиды, в которых осуществляется синтез углеводов (ярко зеленые органоиды по цвету).
Немембранные органоиды:
1. Рибосомы — синтез белков (красные органоиды по цвету).
Таким образом, растительная клетка относится к эукариотическим. Она имеет главные части: оболочку, цитоплазму и ядро. Она не нуждается в готовых органических веществах, а создает их в процессе фотосинтеза сама. А также обеспечивает существование других организмов на Земле.
(Могут ответ дополнять учащиеся этой группы).
2. Конструкторная «Животная клетка»
Мы взяли овальную по форме животную клетку. Клеточная оболочка является достаточно сложным образованием. Наружный слой животной клетки образован тонким и эластичным слоем, получившим название гликокаликсом. Он защищает клетку от повреждений и придает форму. К цитоплазме прилегает плазматическая мембрана (как и у животных).
Жидкое содержимое клетки — цитоплазма. В цитоплазме различают гиалоплазму, органоиды и включения. В ней протекают процессы жизнедеятельности.
В центре расположено ядро. В ядре содержится ядерный сок и меленькое ядрышко. В составе ядра находятся белки и хроматин. Каждый вид имеет определенное число хромосом (из цветной бумаги изготовлен органоид — коричневый по цвету).
Одномембранные органоиды:
1. ЭПС (гладкая и гранулярная) — сеть разветвленных канальцев около ядра и по всей клетке. Гранулярная ЭПС преобладает (желтым цветом органоид выполнен)
3. Комплекс Гольджи — цистерны, пузырьки (зеленым темным цветом органоид выполнен).
4. Лизосомы — «пищеварительная система клетки» пузырек с ферментами (голубым цветом выполнен органоид).
Двумембранные органоиды:
5. Митохондрии — «энергетическая станция» клетки (черные органоиды по цвету).
Немембранные органоиды:
6. Рибосомы — синтез белков (красные органоиды по цвету).
7. Клеточный центр — два цилиндра (центриоли). Участие в делении клетки (коричневые по цвету органоиды).
Таким образом, животная клетка может иметь различную форму, но имеет сходство в строении с растительной клеткой. У неё различают главные части: оболочку, цитоплазму и ядро. Животная клетка не имеет настоящей вакуоли, пластид. Она нуждается в готовых органических веществах. У неё присутствует клеточный центр, а у растений его нет. Клетка животных относится к эукариотическим.
(Могут ответ дополнять учащиеся этой группы).
3. Конструкторная «Бактериальная клетка»
Мы взяли бактериальную клетку палочковидной формы (бациллу). Наружный слой оболочки — клеточная стенка (из полисахарида — муреина). Цитоплазма ограничена плазматической мембраной. Мембрана выполняет функцию скелета и механической защиты (оболочка выделяется двумя цветами)
В цитоплазме отсутствует ядро. Поэтому их наследственный аппарат представлен одной молекулой кольцевой ДНК. А место расположения в цитоплазме кольцевой ДНК называют нуклеотидом (учащиеся должны нарисовать ДНК сами, а. готовое ядро не использовать для модели).
Мембранные органоиды отсутствуют.
1. Лизосома — глубокие вдавливания плазматической мембраны в цитоплазму.
2. Рибосомы — мелкие и примитивные, синтезирующие белок (красные мелкие органоиды).
3. Жгутик — органоид передвижения (может быть несколько) дорисовывают сами.
Бактериальная клетка — это целостный организм. Большинство бактерий одноклеточные организмы. Их клетки относят к прокариотическим. Они не имеют оформленного ядра и мембранных органоидов. Большинство бактерий нуждаются в готовых органических веществах.
Есть и главные части клетки: оболочка и цитоплазма, а наследственный аппарат находится в цитоплазме.
V. Подведение итогов:
Модели получаются яркими, красочными и крупными.
Учитель награждает значком «Лучший конструктор» или «Лучшее конструкторская группа». Всех благодарит за участие в работе!
VI. Рефлексия:
Составление синквейна на тему: «Строение растительной, животной и бактериальной клетки»
Д/З.: Заполнить таблицу:
Части и органоиды клетки Клетка растения Клетка животного Клетка бактерии
1.Оболочка + + +
2.Цитоплазма + + +
3.Ядро + + -
4.Настоящая вакуоль + - -
5.Хлоропласты + - -
6.Мезосомы - - +
7.ЭПС + + -
8.Митохондрии + + -
9.Комплекс Гольджи+ + -
10.Рибосомы + + +
11.Клеточный центр - + -
12.Лизосомы + + -
13.Реснички, жгутики - + +
14.Хромосомы + + -
15 Кольцевая ДНК - - +
Технологическая карта урока
Дидактическая структура урока (этап, время) Методическая подструктура урока (компетенция) Признаки решения методических задач (результат) Метод обучения деятельность педагога деятельность обучающихсясредства
организационный момент – 1 минута коммуникативная (умение концентрировать внимание на главном) организация внимания, создание положительной мотивации к уроку словесный, наглядный приветствие, проверка готовности к занятию готовятся к работе на занятии ПК, видеопроектор, мультимедийная презентация
Организационно-подготовительная часть – 3 минуты
коммуникативная (умение концентрировать внимание на главном) показ практической значимости материала (готовность обучающихся к активной деятельности на уроке) словесный, наглядный обеспечивает актуализацию изучаемого материала. Задает вопросы и корректирует ответы обучающихся. Класс делится на три группы. Две группыконструируют растительную клетку и животную клетку и одна группа конструирует бактериальную клетку. на каждую группу заготовки структур всех клеток (ядро, хлоропласты, митохондрии, вакуоль, рибосомы, кольцевая ДНК и т. д.) из цветной бумаги. Клей, 6 половинок листа ватмана, фломастеры. Таблицы «Клетка» прокариот и эукариот.
Целеполагание - 3 минуты учебно-познавательная (коллективное целеполагание) формулирование цели урока словесный, наглядный совместная постановка цели урока Работа в группах – 15 минут
учебно-познавательная и коммуникативная Работа в группах.
Каждая группа получает «Конструкторную» карточку. словесный, наглядный, практический раздает карточки с полной инструкцией по сборке моделей, делает пояснения, если они необходимы выполняют работу по карточке согласно инструкции заготовки структур всех клеток (ядро, хлоропласты, митохондрии, вакуоль, рибосомы, кольцевая ДНК и т. д.) из цветной бумаги. Клей, 6 половинок листа ватмана, фломастеры.
Защита модели каждой группы – 12 минут
учебно-познавательная и коммуникативная защита работ каждой группы словесные, наглядные организует представление и защиту моделей клеток каждой группы обучающие представляют и защищают модель клетки своей группы модели клеток изготовленные обучающимисяПодведение итогов – 4 минуты коммуникативная (умение концентрировать внимание на главном) организация внимания, создание положительной мотивации к уроку словесные, наглядные награждение обучающихсяпринимают награждение дипломы «Лучший конструктор» или «Лучшая конструкторская группа»
Рефлексия – 5 минут коммуникативная организация внимания, создание положительной мотивации к уроку словесные, наглядные, практические выдает тему для создания синквейнасоставляют синквейнлисты бумаги формата А4Домашнее задание – 2минуты коммуникативная организация внимания, создание положительной мотивации к уроку словесные, практические дает д\з заполнить таблицу «Сравнительная характеристика растительной, животной и бактериальной клетки» выполняют д\з заполняя таблицутаблица

Составление синквейна.
Синквейн – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.
Синквейн пишется по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему синквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза несущая определенный смысл.
5 строка - заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
«Конструкторная» карточка.
Задание:
1) Используя иллюстрацию учебника, рассмотрите особенности строения клетки (растительной, животной, бактериальной).2) На листе ватмана очертите форму вашей будущей клетки. Для создания модели используйте и выберите готовые, необходимые органоиды клетки из цветной бумаги.3) Определите местонахождение каждого органоида в клетке. Аккуратно наклейте.4) Объясните функции органоидов в клетке.5) Один из участников дает развернутый рассказ о вашей модели.

Кроссворд «Строение растительной и животной клеток №2»
Начало формы
Конец формы

1. Прозрачные пузырьки, заполненные клеточным соком в растительной клетке
2. Аппарат, состоящий из сложной системы трубочек и пузырьков, где накапливается белки, жиры и углеводы
3. Органоид, где образуется и накапливается энергия
4. Сеть многочисленных мелких канальцев и полостей
5. Центр, принимающий участие в выделении клетки
6. Пигмент, придающий растениям зелёный цвет
7. Хромосомы одной пары
8. Самый крупный и важный органоид клетки
9. Органоиды, входящие в состав клеточного центра в клетках животных и низших растений
10. Органоиды, характерные только для клеток растений (существует 3 вида)
11. Процесс поглощения клеткой крупных молекул органических веществ и даже целых клеток


Кроссворд «Строение растительной и животной клеток №1»
Начало формы
Конец формы

1. Хранители наследственной информации.
2. Захват и поглощение клеткой жидкости и растворённых в ней веществ.
3. Мембрана, покрывающая снаружи клетку любого организма.
4. Отверстия в мембране, через которые осуществляется обмен веществ.
5. Зелёные пластиды.
6. Небольшие округлые тельца, функция которых — сборка сложных молекул белков.
7. Плотное образование у растений, состоящее из клетчатки.
8. Маленькие органоиды, обеспечивающие процесс внутриклеточного пищеварения.
9. Внутренняя среда клетки.
10. Неклеточная форма жизни.
11. Вирус бактерий.

Кроссворд «Химический состав клетки »
Начало формы
Конец формы

1. Элементы, находящиеся в клетке в виде химических соединений.
2. Одна из разновидностей углеводов.
3. Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты – это вещества …
4. Вода, минеральные соли – это вещества …
5. Основная функция (работа) углеводов.
6. Соли, входящие в состав живых организмов в незначительных количествах.
7. Хороший природный растворитель.
8. Наиболее распространенный элемент в живой природе.
9. Кислоты, функция которых хранить и передавать наследственные признаки.
10. Основное вещество клетки.