Методические рекомендации по проведению педагогического совета школы «Система работы по развитию творческих способностей учащихся»


Методические рекомендации по проведению педагогического совета школы
«Система работы по развитию творческих способностей учащихся»
Раздел 1.
Актуальность.
Притча «Лавка возможностей».
«Однажды человеку приснился сон, будто он идет по городу и заходит в торговую лавку. Он долго бродит среди разнообразных экзотических фруктов и овощей. Там есть весьма странные и необычные плоды и ягоды, даже близко непохожие на те, что он ранее видел. Одни привлекают его своими невероятными красками, другие манят ароматом, третьи - изысканными звуками, доносящимися из сердцевин фруктов.
И, конечно же, каждый из людей выбирает тот плод, который ему по душе, часто оказывается, что именно это ему и необходимо. Но как только покупатель берет в руки фрукт, тот исчезает, а на ладони остается лишь крохотное семечко.
Немало удивленный, человек решил схитрить и подошел к хозяину лавки:
- Дайте мне, пожалуйста, вон тот фрукт, - сказал он и показал на полку.
Хозяин лавки подал прекраснейший экзотический фрукт, но, едва коснувшись руки, он исчез, а на ладони лежало крохотное семечко. Увидев удивление на лице покупателя, хозяин лавки сказал:
- Мы не торгуем плодами, мы торгуем семенами».
 - Каким образом данная притча может объяснить необходимость проведения педагогического совета по теме «Система работы по развитию творческих способностей учащихся?»
«Одаренность человека - это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод». В. А. Сухомлинский.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Многие учителя думают, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Но именно в школе должны закладываться основы развития думающей, самостоятельной, творческой личности. Каждый из учителей сталкивался с такими учениками, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, им не интересна работа на уроке, они читают словари и энциклопедии, изучают специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. К сожалению, таких детей у нас не много. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке и жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Многие годы школа ориентировалась на так называемого «среднего ребенка», уделяла больше внимания отстающему ученику. Лишь в последние годы она начала задумываться об учащихся, проявляющих не только особый интерес к определенным наукам, увлеченных ими, но и добивающихся успехов на этом поприще. Вот поэтому необходимо провести педагогический педсовет «Система работы по развитию творческих способностей учащихся», чтобы выявить направления и затем работать с ними по программам в соответствии с их способностями.
Цель: изучить теорию вопроса, рассмотреть педагогический опыт работы по развитию творческих способностей детей, обсудить возможность использования предложенных форм работы в собственной практике.
Проект решения:
1.Психологу школы проводить психолого - педагогический мониторинг  учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса. ( В течение года. Отв. психолог школы.).Психологу школы совместно с классными руководителями регулярно проводить диагностику по изучению способностей учащихся и систематически анализировать результативность их развития. (В течение года). 2. Учителям 4-х классов при переходе учащихся в основную школу предоставлять подробные сведения о выявленных способностях учащихся. (Конец учебного года. Отв. Зам. директора по УВР начальных классов) 3. Спланировать мероприятия по преемственности обучения учащихся по УМК «Школа России». (Конец учебного года. Отв. зам. директора по УВР начальных классов) 4. Администрации школы стимулировать творческую деятельность педагогов и работать по созданию условий для удовлетворения их потребностей (В течение года. Отв. администрация школы). 5. Руководителям методических объединений школы спланировать мероприятия по развитию творческих способностей учащихся (В декабре. Отв. зам. директора по УВР). Раздел 2 План подготовки педагогического совета
•cоздание инициативной группы по подготовке заседания педсовета,
•изучение педагогической и психологической литературы по обсуждаемой проблеме,
•посещение администрацией и инициативной группой уроков, классных часов, внеклассных мероприятий, занятий педагогов дополнительного образования,
•анализ планов воспитательной работы классных руководителей, планов руководителей кружков,
•проведение анкетирования учащихся по вопросам удовлетворённости школьной жизнью и обработка полученных результатов,
•создание компьютерных презентаций «Система работы по развитию творческих способностей учащихся», «Киножурнал «Ералаш»», «Интересное о школе»,
•составление проекта решения заседания педсовета,
•заместители директора готовят для директора материал выступления по выполнению решений предыдущего педсовета.
Оформление и оборудование:
•компьютерные презентации «Система работы по развитию творческих способностей учащихся», «Киножурнал «Ералаш»», «Интересное о школе»,
•выставка методических материалов по теме педагогического совета: научно-методические публикации, методические разработки уроков, внеклассных мероприятий, творческие работы учителей и обучающихся, компьютерные презентации,
•мультимедийная установка для просмотра презентаций.
План проведения педсовета:
1.Организационный. Начало педагогического совета. Вступительное слово директора школы. Результаты тематической проверки.
2. Основная часть. Доклад «Система работы по развитию творческих способностей учащихся» - зам. директора по УВР. Презентация.
Выступление содокладчиков - учитель начальных классов, зам. директора по УВР в начальной школе. Презентация
Заключительный этап. Дискуссия по обсуждаемым вопросам.
4. Рефлексия «Незаконченные предложения». Обсуждение предложенного проекта решения педсовета. Принятие решения.
Раздел 3.
Ход педсовета:
1. Вступительное слово директора школы.
Объявляется тема педсовета, его цели. Дается информация о выводах по результатам тематической проверки.
2. Доклад «Система работы по развитию творческих способностей учащихся» - зам. директора по УВР. Презентация.
Поставить вперёд не знания, а ученика как личность. Как вы относитесь к этому высказыванию?
Одаренный человек, словно яркая звездочка на небосклоне, требующая к себе особого внимания. Необходимо заботиться о нем, чтобы он превратился в красивую, полную сил звезду. Творческие возможности человека прямо и непосредственно не связаны с его способностью к обучению, они далеко не всегда отражаются в тестах интеллекта. В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к её развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность (относительно независимый фактор одарённости). Креативность может проявляться в мышлении, общении, в отдельных видах деятельности. Сегодня мы часто будем обращаться к таким словам как «одарённость, одарённый ребёнок, креативность».
Определение одарённости ребёнка – сложная задача, решаемая как психологическим обследованием, так и опросом родителей, учителей, сверстников.
Одарённость — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Признаки одаренности — это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.
Одаренность можно рассматривать как стечение трех характеристик: интеллектуальных способностей, превышающих средний уровень, креативности и настойчивости.
Таким образом, в число необходимых признаков одаренности обязательно входит интеллектуальное развитие ребенка выше средневозрастного уровня, так как только такой уровень обеспечивает основу для творческой продуктивности.
Специальные исследования школьников позволили выделить следующие 4 группы детей, отличающихся уровнями развития интеллекта и креативности:
1) высокий интеллект-высокая креативность;
2) высокий интеллект — низкий уровень креативности;
3) низкий интеллект — высокая креативность;
4) низкий интеллект — низкий уровень креативности.
Только в том случае, когда высокая креативность сочетается с высоким уровнем интеллекта, наблюдается хорошая адаптация к социальной среде, эмоциональная уравновешенность, независимость, высокая и продолжительная творческая активность.
Развитие творческих способностей учащихся проявляются по отношению к различным видам деятельности. Это интеллектуальные способности, вокруг которых выстраиваются эмоциональные, мотивационные и волевые качества личности.
Развитие творческих способностей учащихся проявляются в конкретных видах деятельности и могут быть определены лишь в отношении отдельных областях деятельности (музыка, живопись, спорт и т. д.). Предлагаю более приемлемую в нашей школе – виды развития творческих способностей учащихся по видам деятельности (схема на слайде)
Вместе с тем с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, необходимо вести специальную работу; работа по развитию одаренности детей не должна и не может вестись только в направлении их интеллектуальных и творческих возможностей. Необходимо развитие всех личностных качеств в целом и только на этой основе целенаправленное развитие индивидуальных способностей; необходимо постоянное соотнесение учебных и индивидуальных способностей. Как правило, одаренным детям интересна любая область науки. Они стараются объять необъятное, у них много идей и желаний. Задача педагогов — поддержать их и помочь самореализоваться.
Одна из важнейших целей по развитию творческих способностей учащихся — создание условий, стимулирующих развитие творческого мышления.
Основные направления по созданию оптимальных условий для развития творческих способностей учащихся
1. Создать систему выявления одаренных детей:
— психолого-педагогическое исследование первоклассников;
— системное наблюдение за детьми из класса в класс,
— выявление детей для более углубленных индивидуальных исследований,
— системное диагностирование психологом.
2. Организация учебного процесса:
— нестандартные уроки,
— включение детей в исследовательскую деятельность, самостоятельный поиск истины,
— работа с дополнительной литературой,
— обдумывание и размышление, высказывание своего мнения, нестандартные задания,
— предпрофильное и профильное обучение,
— выставка творческих работ
3. Развитие творческих способностей учащихся посредством взаимосвязи уроков с внеклассной работой по предмету
— организация исследовательской работы учащихся,
— опережающие задания творческого плана,
— участие детей в олимпиадах, конференциях, конкурсах,
— обеспечение базового дополнительного образования:
(организация факультативов, элективных курсов, работа предметных кружков),
— проведение научно-практических конференций в младших, средних и старших классах,
4. Общеразвивающие мероприятия
— традиционные мероприятия в школе
— предметные декады
Условия для развития творческих способностей учащихся в МБУ СОШ № 43 (слайд)
Работа по развитию творческих способностей может быть организована при проведении предметных недель, которые в системе проводятся в нашей школе. По окончанию учебного года руководители предметных МО определяют сроки недель и 1–2 крупных мероприятия, которые заносятся в общешкольный план работы. Многие, но далеко не все мероприятия проводятся на высоком уровне. Поэтому не надо работать на количество, лучше стремиться к качеству. С кем работает учитель-предметник, готовясь к мероприятию? Конечно, с самым способным, надёжным, творческим. В чём сложность – выбор среди детей – небольшой, поэтому приходиться учителям работать часто с одними и теми же учениками. Мы их перезагружаем? Да! Отнимаем у них свободное время? Да! Но мы их раскручиваем, помогаем им и себе выявить, развивать и реализовать академические, художественно-артистические, лидерские способности.
Большую работу проводят наставники, помогая учащимся освоить азы написания исследовательских работ, с которыми они выступают на школьных, а затем и городских конференциях . Только тот учитель, который занимается этой работой, знает насколько это неимоверный труд, но он и благодарный. Дело не только в призовых местах, конкретных знаниях, вы помогаете сделать ученику шаг в будущее. Исследовательская деятельность развивает свойства мышления, необходимые не только для адаптации к дальнейшей жизни, но и для плодотворного влияния на саму жизнь.
Выступления содокладчиков - учитель начальных классов, зам. директора по УВР начальной школы
Тема моего выступления: «Система работы по развитию творческих способностей учащихся начальной школы». Развитие творческих способностей происходит через учебную, внеурочную деятельность и дополнительное образование: предметные олимпиады, дистанционные проекты, творческие, социальные конкурсы и.т.д. Размышляя над формами, методами обучения и воспитания, опираясь на собственный педагогический опыт, пришла к убеждению, что результат будет лишь там, где на первом месте стоит личность каждого из моих учеников.
Обучение детей должно отвечать их существенным потребностям. Передо мной стояли задачи: выявить творческие способности детей, создать для них такие условия, где они могли бы их развивать.
Работу с детьми делю на три основных этапа:
1-й этап – этап изучения творческих способностей детей.
На этом этапе собираю предварительную информацию о ребенке, поступающем в 1 класс. Совместная работа с воспитателями детских садов – это начало решения проблемы. Наша школа тесно сотрудничает с детским садиком «Цветные огоньки» № 112. Большинство детей поступает в первый класс из этого детского сада. Поэтому, чтобы лучше узнать детей, я в течение года посещала занятия, наблюдала за детьми, индивидуально беседовала с воспитателями, посещала педагогические советы, проводимые по итогам работы в подготовительных группах. Вместе с детьми детского сада и учащимися четвертого класса проводили оздоровительно-воспитательные мероприятия: «Живая душа природы», «В гостях у сказки», «Спортивные праздники». Ребята детского сада посещали занятия по подготовке детей к школе, по окончании которых провела классное родительское собрание «Скоро в школу». Родителей попросила ответить на вопросы анкеты: «Чем интересуются ваши дети?», «В какой области проявляются способности вашего ребенка?» Для родителей на первых порах использовала методики: «творческие способности детей, «интеллектуальный портрет". Проанализировав ответы, выявив интересы и склонности детей, задумываюсь над тем, чему и как учить детей, как способствовать их оптимальному развитию. В первой четверти провожу вместе с психологом школы диагностику детей, чтобы определить уровень интеллектуального развития первоклассников. В результате исследований выявляются дети с опережающим развитием, дети, которым нужна индивидуальная помощь учителя.
2 - й этап - оценочно-коррекционный
На этом этапе организую урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Понимаю, что нужно создать такую учебно-развивающую среду, в которой ребенок испытывает радость от учебы, от общения с одноклассниками и учителем. Моим девизом стали слова Сократа «В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить». Исходя из потенциальных возможностей каждого ученика, планирую учебную и внеурочную работу так, чтобы на оптимальном уровне развивать творческие способности детей. На уроках применяю дифференцированный, проблемный методы обучения, а также групповую, парную, индивидуальную формы обучения. Сильные ученики - мои помощники на уроке: они выполняют роль консультантов при групповой и индивидуальной работе. Продумываю разноуровневые задания с учетом учебных возможностей учащихся. Например, сильные ученики на уроке математики решают задачи разными способами, составляют свои задачи, подбирают задания для тестов. На уроках русского языка применяю разнообразные виды работы: блиц – опрос по правилам, зрительные диктанты при словарной работе, составление словарных диктантов на определенную тему, задания в игровой форме, например «четвертый лишний», устные рассуждения на грамматическую тему «Можем ли мы на слух отличить предлог от приставки», творческие диктанты, диктанты с изменением текста, дифференцированные варианты тестов, сочинения – описания, сочинения - повествования. На уроках окружающего мира и литературного чтения учащиеся делают сообщения по индивидуальным заданиям, защищают проекты, активно участвуют в инсценировании героев литературных произведений, где проявляется их индивидуальность, талант. Когда мы изучаем сказки, дети составляют викторины, кроссворды, ребусы, книжки малышки любимых авторов, сопровождая их своими рисунками. Систему заданий для детей продумываю таким образом, чтобы у них возникла необходимость воспользоваться дополнительным источником знаний: интернетом, энциклопедиями, справочниками, словарями. Продуманная работа с детьми помогает им реализовать свои способности в олимпиадах, конкурсах. Во всероссийской дистанционной олимпиаде по литературе «Осенний марафон» в 2012 году ученик 4 класса занял 2 место. В этом учебном году 5 учащихся первого класса в дистанционных олимпиадах по русскому языку заняли 1 место в проекте «Инфоурок», на дистанционном образовательном портале "Продленка" 1 место. Во всероссийской дистанционной олимпиаде "Лучший ученик" для 1-2 классов, которая проводилась на сайте Санкт – Петербурга «45 минут», пять учеников 1 класса заняли первое место. В международном проекте videouroki.net в дистанционных олимпиадах по русскому языку и математике две ученицы - 1 место.
Я всегда стремлюсь приобщать детей к творческой работе как на уроках, так и во внеурочное время. Два раза в год мы проводим школьные олимпиады по русскому языку и математике. Мои учащиеся становятся победителями школьных олимпиад. В открытой целевой программе «Эрудит» по русскому языку ученица 4 класса заняла 2 место.
Все дети талантливы, но каждый из них талантлив по – своему. Особенно ярко это проявляется при организации проектной деятельности. Мои ученики 4 класса «А», выпускники 2013 года, активно участвовали в проектной деятельности с 1 класса. Опыт работы показывает, чем раньше мы начинаем эту работу с детьми, тем полнее, шире раскрываются их таланты. Учащиеся защищают свои проекты, активно обмениваются мнениями, сравнивают со своими работами. Без моего вмешательства становится ясно, чьи работы лучше, у кого следует поучиться, какие проекты можно представить на конкурсах разного уровня. В городском конкурсе проектов «Креатив» ученики 1 класса заняли 3 место, 2 класса 2 место и 4 класса 1 место, защищая проекты. В городских конкурсах «Будьте здоровы» и «Эвритошка» - 2 и 3 место. В областном конкурсе «Стиль жизни», рекламируя спортивную форму, стали победителями.
Продуманная работа с детьми способствует возникновению у них потребности в саморазвитии; формирует готовность к творческой деятельности, повышает собственную самооценку. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, фестивалях, конкурсах, акциях, где развиваются и реализуются их способности. В городской акции «За жизнь без барьеров» в конкурсе фоторабот ученик 4 класса занял 2 место, ученица 1 класса - первое место в конкурсе мультимедийных презентаций. В городском конкурсе «Наша школьная библиотека» в номинации «Волшебное перо» учащиеся 4 класса заняли 1, 3 место. Ученица 1 класса во всероссийской олимпиаде для 1-2 классов "Правила хорошего поведения!" - 2 место.
Особенно ярко творческие способности детей проявляются при проведении внеклассных мероприятий. На городском семинаре для библиотекарей дети провели мастер – класс по теме: «Фразеологизмы», был выпущен киножурнал «Ералаш». (Представлена презентация «Ералаш»). Дети, начиная с 1 класса, живут интересной, насыщенной школьной жизнью, осуществляют серьёзные творческие планы, развивают свои способности. Об этом мы можем посмотреть в детской презентации «Интересное о школе», где собран материал о школьной жизни детей с 1 по 4 класс. (Представлена презентация «Интересное о школе»).
Урочную и внеурочную деятельность строю таким образом, чтобы учащиеся могли проявить свои возможности в самых разных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта, умение применять их в средней школе.
В работе с детьми использую следующие формы:
- предметные недели;
- олимпиады разных уровней;
- кружки;
- конкурсы: всероссийские, областные, городские, школьные;
- фестиваль наук; интеллектуальные ринги; марафон знаний;
- работа по индивидуальным планам;
- родительские всеобучи.

3-й этап – заключительный
Выпуская детей из 4 класса, составляю характеристику на каждого ученика, провожу индивидуальную оценку познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности образовательного процесса. Я продолжаю отслеживать успехи детей и привлекаю их к участию в различных конкурсах, праздниках этом году учащиеся первого и 5 «А» классов в городском конкурсе «Наша школьная библиотека» в номинации «Кладезь знаний!» заняли 2 место. Ребята провели акцию «Муравьишкины хлопоты», выпустили презентацию книги И. Акимушкина «Причуды природы», подготовили слайд о памятнике «Крокодил Гена».
Систематическая работа по развитию творческих способностей дает следующие результаты: дети вырастают любознательными, активными, умеющими учиться, настоящими фантазерами и мечтателями. Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что работу по развитию творческих способностей учащихся нужно начинать с первого класса. Кто как не учитель может помочь детям раскрыть свои способности? Мы, педагоги, должны не просто передать знания, но и уметь пробуждать в маленьком человеке жажду познания, заинтересовать, а потом уже научить - в этом суть педагогического мастерства.
Хочется закончить свою статью словами В.А. Сухомлинского: "В душе каждого ребенка есть невидимые струны. Если тронуть их умелой рукой, они красиво зазвучат".
3.Заключительный этап.
Дискуссия по обсуждаемым вопросам.
4. Рефлексия "Незаконченные предложения»
Педагогический совет состоит из …
Педагогический совет направлен на …
Педсовет может внести вклад в развитие…
Педсовет учит…
В ходе педсовета использовались способы деятельности, такие как…
Мне особенно понравилось действие, в котором я…
Больше всего мне понравилось действие, в котором я…
В результате работы на педсовете я узнал (а):
О себе то, что я…
О своих коллегах то, что они….
Мои пожелания на следующие педсоветы состоит в том, что…
Раздать анкеты
Анкета
Уважаемый участник педагогического совета!
Просим Вас оценить нашу работу по 5-балльной шкале (обвести в кружок)
№ Критерии Баллы Практичность 1 2 3 4 5
Доступность 1 2 3 4 5
Научность 1 2 3 4 5
Актуальность 1 2 3 4 5
Насыщенность и глубина содержания 1 2 3 4 5
Активизация внимания 1 2 3 4 5
Отметка организаторам педсовета 1 2 3 4 5
Обсуждение предложенного проекта решения педсовета. Принятие
решения.
Спасибо за внимание.