Инструкционно-технологические карты по профессиональному модулю ПМ 03 «Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранение товаров» МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения»


Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Московской области
«Всероссийский аграрный колледж заочного образования»
(ГБОУ СПО МО «ВАКЗО»)
Инструкционно-технологические карты
по профессиональному модулю ПМ 03 «Управление ассортиментом,
оценка качества и обеспечение сохранение товаров»
по МДК 03.01 «Теоретические основы товароведения»
для студентов специальности:100701 Коммерция (по отраслям)
г. Сергиев Посад
2013
Инструкционно-технологическая карта для выполнения
практического задания № 1 по дисциплине
«Теоретические основы товароведения»
Тема:Ассортимент товаров.
Название работы: Анализ ассортиментной политики розничных организаций.
Учебные цели: приобрести практические умения и навыки, необходимые для анализа ассортиментной политики розничных организаций.
Знать:
- классификацию ассортимента, товароведные характеристики продовольственных и непродовольственных товаров однородных групп оценку их качества, маркировку;
Уметь:
- формировать и анализировать торговый (или промышленный) ассортимент.
Литература:. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник. - М.: Изд-во НОРМА, 2009
Контрольные вопросы для допуска к работе
Основные понятия: ассортимент.
Свойства и показатели ассортимента: определение, назначение.
Ассортиментная политика: понятие, цели и задачи.
Содержание работы
Ход работы
Рассчитать рациональность ассортимента в магазине.
Рассчитать структуру ассортимента.
Вопросы для зачета
1. Направления развития и совершенствования ассортимента.
2. Управление ассортиментом: понятие, назначение.
3.Факторы, влияющие на формирование ассортимента, регулирование этих факторов.
Задание:
Задание 1. Рассчитайте рациональность ассортимента в магазине, если в торговом зале имеется 15 наименований карамели. Из которой 2 наименования леденцовой карамели, 8 наименований карамели с фруктовыми начинками и 5 наименований с помадными начинками. При этом, из них только 6 наименований пользуются устойчивым спросом.
В настоящее время на рынке города появилось 18 новых наименований карамели.
На карамель в магазине имеется прайс-лист, согласно которому должно быть 25 наименований карамели.
Ваши предложения по формированию ассортимента:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Рассчитайте структуру ассортимента:
Вид
продукции Количество,
кг Средняя цена,
руб. Относительные показатели, структура
натуральном денежном
Сахарное печенье 120 25 Сдобное печенье 87 43 Постное печенье 34 29 ИТОГО — Сделайте вывод:
_________________________________________________________________
Инструкционно-технологическая карта для выполнения
практического задания № 2 по дисциплине
«Теоретические основы товароведения»
ТЕМА: "Формирование и сохранение качества и количества товаров. Товарные потери".
НАЗВАНИЕ РАБОТЫ: "Ознакомление с правилами отбора проб, приемочными и браковочными числами. Решение ситуационныхзадач»
УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ:
ЗНАТЬ: факторы, влияющие на количество и качество товаров; виды потерь причины их возникновения; порядок списания.
УМЕТЬ: хранить товары, определять товарные потери.
Норма времени - 4 часа.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ДОПУСКА К РАБОТЕ:
1. Какие факторы формируют качество продовольственных товаров
2. Перечислите факторы, сохраняющие качество товаров:
3. Охарактеризуйте основные назначения упаковки
4. В чем заключается принцип товарного соседства
5. Дайте определение понятия "товарные потери.
Вопросы для зачета
1Пробы: виды, требования к ним.
2. Правила отбора проб.
3. Понятие о приемочном и браковочном числе.
Задание 1. Продолжите схему классификации требований к климатическому режиму хранения товаров.
Требования к климатическому режиму:
1) Температура
Задание 2. Продолжите схему классификации принципов и правил размещения товаров.
Принципыразмещения товаров:
1) Совместимость
2) Правилатоварногососедства
Задание 3.Запишите достоинства и недостатки разных способов консервирования продовольственных товаров.
Вид консервирования Достоинства Недостатки
Консервирование действием низких температур Консервирование действием высоких температур Консервирование солью и сахаром Сушка Задание 4. Запишите достоинства и недостатки тарного и бестарного способов размещения товаров.
Способ размещения Достоинства Недостатки
ТАРНОЕ БЕСТАРНОЕ Задание 5. Запишите виды потерь товаров и правила их списания.
Причины возникно-веня потерь Виды потерь Порядок их списания
ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ПРИ ХРАНЕНИИ ПОДГОТОВКА ТОВАРОВ К ПРОДАЖЕ Задание 6. Решите производственную ситуацию.
При реализации партии развесных макаронных изделий в количестве 200 кг, было выявлено, что в партии содержится 4 кг лома и 3,5 кг крошки. Рассчитайте процентное содержание лома и крошки. Укажите причину возникновения товарных потерь и порядок их списания.
Ответьте на вопросы:
1. Какие существуют методы оценки качества продовольственных товаров?
2. Запишите правила взятия средней пробы продовольственных товаров для анализа их качества.
3. Какие могут быть обнаружены дефекты продовольственных товаров?
Задание 7. Какой процент крошки в сахаре, если в мешке с прессованным колотым сахаром массой нетто 70 кг, оказалось 2,3 кг кусочков. Соответствует ли этот процент нормам по стандарту?
Инструкционно-технологическая карта для выполнения
практического задания № 3 по дисциплине
«Теоретические основы товароведения»
Тема: Товарные потери.
Название работы: Решение ситуационных задач по расчету количественных потерь.
Учебные цели: приобрести практические умения и навыки, необходимые для расчета количественных потерь.
Знать:
- виды товарных потерь, причины их возникновения и порядок списания;
Уметь:
- рассчитывать товарные потери и списывать их.
Литература:. Николаева М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник. - М.: Изд-во НОРМА, 2009
Контрольные вопросы для допуска к работе
1. Товарные потери: основные понятия.
2. Виды и разновидности потерь.
3. Перечислите причины товарных потерь.
Содержание работы
1. Ситуационные задачи на тему :»Товарные потери».
Ход работы
1. Произвести расчет ситуационных задач.
Вопросы для зачета
1. Меры по предупреждению и снижению потерь.
2. Порядок списания товарных потерь.
3. Нормативные документы, регламентирующие порядок списания потерь.
Задание:
Задача №1
Определите величину потерь капусты белокочанной, хранившейся на плодоовощной базе с октября по март, если заложено на хранение 200 т, реализовано 154 т. При зачистке удалено 30 т капустного листа. Укажите виды потерь и причины их возникновения. Как производится списание этих потерь?
Задача №2
На базу г. Москвы поступила цистерна с растительным маслом массой 10 т, после перекачки масла в бочки масса составила 9,998 т. Рассчитайте фактическую убыль массы и сравните ее с нормами.
Задача №3
На складе розничной торговли двое суток хранились две партии охлажденной и мороженой говяжьей печени. Масса каждой партии – 500 кг. Температура хранения первой партии + 6…8 °С, второй 0…–2 °С. При отпуске в розничную сеть масса партий составила 495 кг охлажден-ной печени и 499 кг мороженой. Рассчитайте начисленную естественную убыль, сравните с нормами и укажите причины превышения норм, если они будут обнаружены.
Задача №4
На оптовый холодильник г. Москвы поступила партия мороженой говядины массой 1 т. Через месяц хранения партия была реализована в количестве 995 кг. Рассчитайте массу фактической убыли массы и сравните с установленными нормами. Каковы причины убыли массы мяса, какие факторы влияют на ее величину и каков порядок списания?
Задача №5
При реализации развесных макарон было обнаружено наличие 10 кг лома и 5 кг крошки при общей массе партии 100 кг. Рассчитайте процентное содержание лома и крошки. Могут ли за счет указанных дефектов возникнуть потери, и за чей счет их следует списать?