Статья по английскому языку на тему «Социальный проект как способ организации инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»


«Социальный проект как способ организации инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности учащихся в условиях реализации ФГОС»
«Скажи мне – и я забуду.Покажи мне – и я запомню.Вовлеки меня – и я научусь».
Китайская народная мудрость.
Социальное проектирование является одной из современных инновационных технологий воспитания современного ученика, отвечающей требованиям, предъявляемыми обществом и государством. Главный педагогический смысл этой технологии - создание условий для социальных проб личности, т.е. это инициативное участие школьника в социально значимых делах. Социальный проект – это сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности. Проект имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие, которого на людей считается положительным по своему социальному значению. Согласно Федеральному государственно образовательному стандарту среднего (полного) общего образования в пункте 11 «Требования к результатам освоения основной образовательной программы», одним из необходимых требований предъявляемых современному выпускнику является умение разработать и предоставить «Индивидуальный проект». «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». «Индивидуальный проект» должен отражать 1) сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности; 2) способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; 3) сформированность навыков проектной деятельности, а так же самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач; 4) способность постановки цели и планирования работы, отбора и интерпретации информации, презентации результатов.
Социальное проектирование можно рассматривать как методический прием организации образовательного процесса. А цель образования – общекультурное, личностное и познавательное развитие учащегося, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
В рамках реализации инновационного направления развития гимназии «Социальное проектирование», учениками старших классов был выполнен проект«Великобритания вчера, сегодня, завтра» по изучению культуры, истории, национальных традиций англо-говорящих стран.
Цель проекта-развить способности к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформировать навыки проектной деятельности.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:
повышение социокультурной компетенции школьников за счет получения дополнительной информации;
закрепление навыков командной работы и личностный рост учащихся;
совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и перспектив проекта и т. д.).
Краткое описание хода реализации проекта
Проект «Великобритания вчера, сегодня, завтра» включал в себя мероприятия по разработке, организации и проведению игры по страноведению для учеников 5-6 классов силами учащихся старших классов при непосредственном участии педагога-наставника.
На первом этапе проекта был проведен обучающий урок, где говорилось о роли английского, как языка международного общения, о невозможности изучение иностранного языка без глубоких страноведческих знаний. Так же ученики познакомились со структурой социального проектирования, силами ребят была сформирована творческая группа для реализации проекта.
После определения целей и задач проекта, ученики разделились на три рабочие группы.
Целью первой группы было определение тематики вопросов и сбор страноведческой информации. Ученики искали интересный материал и систематизировали его. Были выделены основные темы для поиска страноведческой информации:
Великобритания (история, традиции, география, геральдика);
Лондон (культурная, деловая, политическая жизнь столицы);
монархия Великобритании (королева Елизавета II);
праздники Великобритании (истоки, символы, современные традиции);
выдающиеся личности в истории Великобритании.
Вторая группа занималась разработкой сценария игры в соответствии с тематикой. Далее ученики первой и второй группы совместно отобрали и проверили собранный материал, а затем оформили его в презентации с видеоматериалом.
Третья группа учеников отвечала за организацию игры. Ими были выбраны ведущие и жюри, разработана шкала оценивания, отобраны художественные номера и напечатаны грамоты для будущих победителей. По итогам игры была написана статья для сайта гимназии и размещен фоторепортаж.
В результате реализации проекта учениками были пройдены все этапы разработки, организации и проведения игры для учеников своей гимназии.
Ученики получили возможность попробовать свои силы в роли сценаристов, ведущих, музыкантов, журналистов, фотокорреспондентов, что способствовало их саморазвитию и самовыражению. Данный проект научил их: определять и формулировать проблему, проводить анализ собранного материала, находить необходимые надежные источники информации для реализации поставленных задач. Так же сложно оценить новые знания, полученные в ходе подготовки и проведения игры. Ребята открыли для себя за страницами учебника удивительный и интересный мир под названием «Великобритания». Как положительный результат можно назвать высокие достижения учащихся в олимпиадах и конкурсах не только муниципального, но регионального и федерального уровня. Сами ученики назвали полученные ими знания и опыт бесценными.
Вовлечение учащихся в социальное проектирование дало положительные результаты: расширило их кругозор в социуме, позволило развить им коммуникативные и организаторские способности, повысило чувство ответственности и сопричастности к общественным делам гимназии.
Список литературы:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Социальное_проектирование
http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2014/08/17/sotsialnoe-proektirovanie-kak-sredstvohttp://www.studfiles.ru/preview/2230803/page:5/