Система физического эксперимента при изучении термодинамики в дисциплине: «Проблемы преподавания физики в профильной школе».


Система физического эксперимента при изучении термодинамики в дисциплине: «Проблемы преподавания физики в профильной школе».
Карачарова Е.Г.
Система учебного физического эксперимента представляет собой одно из мощных средств обучения студентов курсу «Проблемы преподавания физики в профильной школе». Эксперимент значительно облегчает усвоение курса, прежде всего тем, что повышает интерес, помогает формировать конкретные образы, адекватно отражающие в сознании реально существующие физические явления, процессы, законы.
Для овладения методикой физического эксперимента рекомендуется придерживаться общего алгоритма организации учебной деятельности [1]:
При подготовке к занятию:
- познакомиться с содержанием конкретной лабораторной работы;
- повторить основные физические понятия, явления и т.п., входящие в содержание работы, за школьный курс термодинамики;
- определить возможные цели и функции каждого опыта;
- представить подготовленный черновик письменного отчета.
2. При выполнении лабораторных работ:
- собрать лабораторную установку;
- отработать технику выполнения опыта;
- изучить свойства и основные параметра того или иного физического параметра
- зафиксировать условия, при которых эксперимент проходит успешно;
- сделать рисунки различных этапов проведения опыта;
- провести анализ деятельности и сформулировать вывод.
При выполнении лабораторных работ учащиеся часто сталкиваются с трудностями, связанными с аналитическим и графическим описанием результатов эксперимента [2]. В экспериментальной установке связь между макроскопическими параметрами неочевидна, поэтому на первый план выходит необходимость правильного формирования экспериментальных умений у студентов бакалавриата. При успешном формировании данной компетенции термодинамический эксперимент повышает интерес к изучению физики, воспитывает у студентов умение слушать товарищей, формировать и защищать свою точку зрения, воспитывать умение рационально использовать свое время и применять полученные знания в знакомой или новой ситуации.
Литература:
Синявина А. А. Система физического эксперимента как средство реализации системно-деятельностного подхода в обучении физике // Системно-деятельностный подход к обучению физике в условиях реализации образовательных стандартов. Общеобразовательные учреждения, вузы: доклады науч.-практ. конференции. М.: МГОУ, 2012. – 194 с.
Холина С. А. Содержательные обобщения способов деятельности при освоении экспериментальных и теоретических методов познания // Развитие творческих способностей по физике в условиях реализации образовательных стандартов: доклады научно-практической конференции / Моск. гос. обл. ун-т. – М.: Изд-во МГОУ, 2013. – 84 с.