Школа педагогического мастерства по теме Методика проведения эксперимента


Школа педагогического мастерства
«Методика проведения эксперимента»
В педагогической деятельности неизбежно наступает момент, когда становится необходимым объективно оценить проделанное, исследовать разработанную технологию обучения, спроектировать дальнейшую работу по организации познавательной деятельности обучающихся и т.п. Это возможно лишь путем сравнения, сопоставления, моделирования, проведения педагогического исследования. Однако недостаточно правильно организовать и провести педагогический эксперимент, необходимо еще и объективно обработать полученные данные.
В обычном понимании эксперимент — это научно поставленный опыт над предметами, процессами или людьми, проводимый на основе создания и использования объективных научных законов. С помощью эксперимента в педагогике можно правильно решить множество проблем, например:
1. Разработка методики, новой технологии обучения соответствующей дисциплине.
2. Совершенствование форм, методов и содержания обучения.
3. Использование наглядных пособий при различных методах обучения.
4. Оптимизация процесса обучения определенной дисциплине.
5. Разработка учебных пособий, методических указаний, учебников и т.д.
6. Моделирование учебного процесса , т. е. разработка модели обучения определенной программе.
7. Решение некоторых психофизиологических' проблем при обучении определенной программе:
развитие внимания, памяти, мышления, воли, трудолюбия и т.п. в процессе изучения программы.
8. Развитие творческих способностей обучающихся при обучении определенной программы.
9. Оптимизация структуры учебного процесса.
10. Организация учебно-воспитательной работы обучающихся по профилю объединения и др.
Сущность эксперимента заключается в активном вмешательстве исследователя в психолого-педагогический процесс с целью его изучения в заранее запланированных параметрах и условиях. В эксперименте в совокупности используются методы наблюдения, беседы, опросов и т.д. И.П. Павлов отмечая преимущества эксперимента перед наблюдением, утверждал: “Наблюдение собирает то, что ему предлагает природа, опыт же берет у природы то, что он хочет”
Исследователь в процессе эксперимента по своей воле вызывает или формирует те или иные психолого-педагогические явления в различных, заранее определенных условиях (которые в большинстве случаев также находятся под его влиянием). Эксперимент позволяет варьировать факторами, которые воздействуют на изучаемые процессы и явления, воспроизводить их неоднократно. Его сила в том, что он дает возможность создавать новый опыт в точно учитываемых условиях.
В педагогике выделяют несколько основных видов эксперимента. Прежде всего, различают естественный и лабораторный эксперименты. Естественный эксперимент проводится в реальных для испытуемых условиях деятельности, но при этом создается или воссоздается то явление, которое следует изучать. Этот вид эксперимента в силу того, что проводится в обычных условиях деятельности испытуемых, дает возможность замаскировать его содержание, цели и при этом сохранить суть, которая заключается в активности исследователя в изменении условий выполнения изучаемой деятельности. Таким образом, “на первой стадии эксперимента исследователь изучает начальное состояние деятельности – поведение обучающихся, уровень сформированности у них знаний, навыков, умений или других характеристик, которые вытекают из содержания научной работы. Затем он один или совместно с коллегами осуществляют преднамеренные изменения в содержании, формах, методах или средствах изучаемого вида деятельности. После проведенных изменений вновь изучается, например, уровень воспитанности, развитости или успешности обучения и делается вывод об эффективности применяемой в естественных условиях системы мер”
В методическом эксперименте моделируются основные параметры педагогического процесса: цель, учет возрастных психофизиологических особенностей обучающихся, зависимость методов от цели обучения, учебная информация, организация условий обучения, учебные пособия и т. п., а также контроль в учебном процессе. Кроме того, не секрет, что в современных условиях любая наука может успешно развиваться лишь привлекая данные других наук. Педагогика — не исключение. Научно обоснованной системой обучения можно назвать только такую, которая опирается на последние достижения физиологии, психологии, педагогики, методики и других наук и основные компоненты которой подвергались тщательному исследованию как в отдельности, так и в их взаимосвязи и взаимодействии. Методический эксперимент всегда является обучающим, следовательно, целесообразно ответить себе до его организации на три основополагающих вопроса:
1. Зачем проводить данный эксперимент, т. е. какова его цель.
2. Что проверяется, отрабатывается или предполагается найти в данном эксперименте?
3. Как организуется, в каких условиях проводится эксперимент, какова его методика?
Проведение психолого-педагогического эксперимента предполагает три основных этапа работы.
Первый этап – подготовительный. Он включает в себя решение следующих задач: формулирование гипотезы, то есть того положения, выводы о правильности которого следует проверить, выбор необходимого числа экспериментальных объектов (числа испытуемых, учебных групп, учебных заведений и др.); определение необходимой длительности проведения эксперимента; разработка методики его проведения; выбор конкретных научных методов для изучения начального состояния экспериментального объекта – анкетный опрос, интервью, экспертная оценка и др.; проверка доступности и эффективности разработанной методики эксперимента на небольшом числе испытуемых; определение признаков, по которым можно судить об изменениях в экспериментальном объекте под влиянием соответствующих педагогических воздействий.
Второй этап — непосредственное проведение эксперимента— абсолютно необходим перед любым методическим экспериментом. Его цель — определение исходного уровня знаний, умений и навыков обучающихся. Он проводится с помощью теста и заканчивается обработкой данных методами математической статистики.
Проанализировав итоги вступительного (исходного) теста, педагог вносит поправки в свои первоначальные планы; определяет контрольные и экспериментальные группы; определяет методику эксперимента, его вид; уточняет задачи конкретных серий; подбирает или уточняет материал для обучения; заботится о создании необходимых условий. Чаще всего педагогический эксперимент проводится в естественных условиях обучения.
Завершающий этап – подведение итогов эксперимента: описание результатов осуществления экспериментальной системы мер (конечное состояние уровня знаний, умений, навыков, уровня воспитанности и др.); характеристика условий, при которых эксперимент дал благоприятные результаты (учебно-материальные, гигиенические, морально-психологические и др.); описание особенностей субъектов экспериментального воздействия (педагогов, воспитателей и др.); данные о затратах времени, усилий и средств; указание границ применения проверенной в ходе эксперимента системы мер.
Методами педагогического или методического эксперимента являются:
• изучение опыта работы педагогов-коллег;
• наблюдение за интересующими явлениями в работе обучающихся;
• беседа с обучающимися или лицами, имеющими отношение к эксперименту;
• срезы (тестирование);
• хронометраж;
• экспериментальное обучение;
• статистико-математическая обработка экспериментальных данных.
Критериями функционирования и степени отработанности навыка и умения на каждом этапе эксперимента могут быть:
1) время, необходимое для выполнения задания;
2) скорость выполнения задания ;3) качество усвоения материала;
4) объем выполнения задания;
5) прочность знаний;
6) Коэффициент эффективности . Результаты выполнения заданий фиксируются в индивидуальных и групповых бланках учета.