ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В СОЗНАНИИ ЗРИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ


ЗНАЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗА В СОЗНАНИИ ЗРИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ ГРАФИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
К.Б. Бабенко, Ю.Б. Дударева
(аспиранты кафедры гуманитарного и художественного образования Института искусств ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск)
В статье рассмотрено значение формирования графического образа в сознании зрителя, как полноценного субъекта изобразительной деятельности, в контексте его понимания как субъекта информационного взаимодействия и потенциального художника. Дано определение понятия графического образа, объяснён процесс его формирования и развития.
Ключевые слова: восприятие, графический образ, графическое произведение, зритель, знак, изобразительная деятельность, информация, символ, символическая деятельность, узнавание, художник.To the formation of graphic images in the minds of the audience in the perception of graphic works
K.B. Babenko, Y.B. Dudareva(Graduate student humanitarian and artistic education of the Art Institute VPO "NSPU", Novosibirsk)
The article discusses the importance of forming a graphic image in the minds of the audience as a legitimate participant in graphic activity in the context of his understanding of the subject as a communication and the potential artist. Given the definition of a graphic image, explained by the process of its formation and development.
Keywords: perception, image, graphic work, the viewer, mark, pictorial activities, information, symbol, symbolic activities, recognition, artist.
Трудно переоценить значение графики как вида изобразительной деятельности при рассмотрении процесса формирования графического образа в сознании вовлечённого в неё субъекта. Понятие образа и разработка проблемы его формирования рассмотрена в трудах многих учёных таких как А.Н.Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С. Д. Смирнова, А. С. Зинченко, В. В. Петухова и др.
Для лучшего понимания значения формирования графического образа в сознании зрителя, необходимо понимание его роли в изобразительной деятельности. В психолого-педагогической литературе изобразительную деятельность принято рассматривать как вид символической. В свою очередь, цель и значение существования символической деятельности определены необходимостью передачи различного рода информации, подразумевающей существование отправителя и получателя.
Так, исследования Б. В.Раушенбаха и М. Г.Нечаева объясняют существование изобразительной деятельности существованием социальных мотивов. Цель существования которых, направлена на передачу невербальной информации, т.е. как определённое средство общения, в историческом и социокультурном контексте предвосхищающее появление письменности [1, 3].
Тогда, зрителя на ровне с художником, следует рассматривать как субъекта изобразительной деятельности, роль которого определена в понимании воплощённого в изобразительном произведении художником образа, как зрительно воспринимаемого невербального информационного потока. Т.е. изобразительную деятельность, как вид символической деятельности следует понимать как средство невербального общения художника и зрителя.
Так же, в контексте понимания изобразительной деятельности как вида символической, необходимо осознание того факта, что любой вид символической деятельности оперирует образами воплощёнными в доступном их воплощении и понимании символами и знаками. Что в свою очередь объясняет существование понятия выразительного языка.
Одно из определений языка в словаре Ожегова определяет язык как систему знаков (звуков, сигналов), передающих информацию [2]. Так, каждый язык изобразительного искусства, так же представляется нам как сложная система знаков невербального содержания.
По утверждению Д.А. Севастьянова: «знак – это условное изображение, предмет или слово, само по себе не имеющее никакого значения. Символ же – выполняя похожие функции, еще и сам по себе означает нечто» [6.].
В психолого-педагогической и искусствоведческой литературе смыслообразующими знаками графического языка называются: точка, линия, штрих и тональное пятно. Где любое изображение, определяемое нами как символ объекта изображения, представлено в их определённой организации художником.
Вместе с тем, изучение научной и психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов, позволяет нам определить, что образ формирующийся в сознании субъекта, при условии направленного и осознанного восприятия объекта/явления действительности, определяется как переживание в памяти, т.е. воспоминание отражающее объект/явление действительности, так же определяемый как наиболее общее представление о них [8, 4,7].
Поскольку формирование образа в сознании субъекта, в научной и психолого-педагогической литературе объясняется как результат направленного восприятия объектов и явлений окружающей действительности, следует объяснить, что графический образ в сознании зрителя может быть сформирован, только как результат направленного и осознанного восприятия графического произведения. Данное возможно объяснить, в силу того, что графическое произведение, есть реальный объект восприятия зрителем, находящееся в объективно воспринимаемом пространстве.
Так же, изобразительное произведение разумно рассматривать как объект упорядоченных объектов реальности, т.к. любое изобразительное произведение в силу применяемого художником выразительного материала, представляется нам как его упорядочивание в результате физического воздействия на него. Так графическое произведение разумно представить как упорядочивание выразительных графических средств/материалов (графит, уголь, тушь и.т.д.).
Из сказанного разумно заключить, что графическим образом в сознании зрителя является результат направленного и осознанного восприятия графического произведения, выраженный в переживание и в наиболее общих представлениях как о изображении, так и о его объекте, символом которого оно представлено.
При этом, сущность продуктивного формирования графического образа скрывается в осознании зрителем реального объекта и его свойств, представленном в изобразительном произведении своим смыслобразующим символом. Подобное может произойти только в результате узнавания.
По определению С.Л. Рубинштейна, узнавание – это процесс, заключающийся в способности восприятия довольно оперативно интерпретировать образы как уже знакомые, имеющие определенные связи в памяти. Без узнавания не может существовать восприятие как сознательный осмысленный процесс. Вместе с тем, узнавание это еще и сохранение и воспроизведение внутри восприятия [5].
Из сказанного, очевидно, что для свершения акта узнавания образа в изобразительном произведении, для зрителя необходима определённая перцептивная зрелость выраженная в опыте взаимодействия и как следствие восприятия реального объекта послужившим натурой для изображения. Либо с объектом, попадающим в определённую классификационную группу объектов реального восприятия. Тогда, и художнику необходимо, для свершения акта передачи информации в воспроизводимом образе объекта, важно предусмотреть его доступность для зрителя. Создать образ , имеющий все признаки узнаваемого предмета, но имеющего свое, особенное символическое значение.
Следовательно, в условиях отсутствия предшествующего опыта взаимодействия, т.е. предшествующего восприятия реального объекта, послужившим натурой для изображения, его узнавание будет затруднительно, либо невозможно. Данное заключение ставит под сомнение продуктивное формирование графического образа в сознании зрителя.
В свою очередь, значение формирования графического образа в сознании зрителя, так же объясняется пониманием изобразительной деятельности, как символической и её социальными мотивами [1]. Т.к. сложно представить себе, например минимум двух индивидов, выполняющих определённые социальные роли, представленные в их «общении», где один из них только отправитель, а другой только получать информации. Т.е. для полноценного общения, должен происходить информационный обмен, примерно представляемый как обмен мнениями.
В этом случае, зрителя следует рассматривать не только как получателя информации, но и как полноценного субъекта информационного взаимодействия, т.е. как потенциального художника. Способного не только к усвоению невербального информационного потока, но и к выстраиванию определенной поведенческой стратегии направленной на изменение и упорядочивание свойств выразительного изобразительного материала в смыслообразующие символы. Таким образом, задача художника, выстраивая процесс творческой деятельности сформировать у зрителя осознанные психологические новообразования, которыми зритель может пользоваться в дальнейшем.
В заключение изложенного, важно уяснить, что в процессе информационного взаимодействия, представленного в изобразительной деятельности вовлечённого в неё субъекта, его внимание и следовательно восприятие всегда будет направленно на реальный объект действительности. Где направление внимания всегда будет подкреплено мотивом направленным на более полную и объективную передачу его свойств и связанных с ним явлений действительности, без учёта которых информационное содержание будет непременно утеряно.
В таком случае изобразительную деятельность следует рассматривать как средство формирования и развития графического образа в сознании вовлечённого в неё субъекта. Где процесс развития графического образа, следует понимать как его обогащение, через извлечение новой информации из объективной реальности и её синтез с уже имеющейся в сознании.
Так графическое изображение яблока, представленное как круг, может быть истолковано зрителем как нечто другое (солнце, колесо и т.д.). Тогда как выявленные художником особенности реального яблока, представленные например, наличием характерных углублений и древка с листиком, в последствии отображённые в графическом произведении, непременно приведут к более полному формированию образа объекта в сознании художника и как следствии его более полному отображению в графическом произведении. Следовательно подобное отображение непременно приведёт к узнаванию и формированию более полных представлений зрителя о означаемом объекте в графическом произведении, т.е. к формированию в его сознании более полного по своему содержанию графического образа.
Значит, изобразительную деятельность, как вид символической, следует рассматривать как средство по передачи информации между её субъектами (художник - зритель). Представленную в организации изменённого выразительного материала, посредствам выразительного смыслообразующего языка, выраженную в информационном содержании изобразительного образа. А так же, как средство извлечения информации из объективной реальности, её преобразование и обогащение.

Список литературы
Нечаев М. Г. Изобразительная деятельность человека как отражение формирования основ художественного языка на материале Алтайских писаниц: дис. ... канд. искусствоведения. Барнаул, 2008.;
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка (А-Я) Издательство "Азъ", 1992].Раушенбах Б. В. Пространственные построения в живописи. М.: Наука, 1980.].Ребер А. Большой толковый психологический словарь: в 2т.Т.1…],Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1998.
Севостьянов Д.А. Рисование как форма активности. Отображение в графической деятельности иерархических и инверсивных отношений. Новосибирский государственный педагогический университет. Институт искусств. Новосибирск 2009.]. [Солсо Р. Когнитивная психология/Р.Солсо.-Спб: Питер,2006.-589с.].
Шульц Д.П. История современной психологии / Д.П. Шульц, С.Э. Шульц; пер. с англ. А.В. Говорунов, В.И. Кузин, Л.Л.Царук; под ред. А.Д. Наследова. – СПб.: Изд-во «Евразия», 2002. – 532 с.